С их помощью древние аланы исполняли нартские сказания и искали мертвых (4 фото)
Тимур родился в Северной Осетии, окончил вокальное отделение владикавказского Училища искусств имени Валерия Гергиева, а потом поступил в краснодарскую консерваторию. Вдали от родной республики сильно скучал и когда вернулся, решил окунуться в национальный колорит. Затем началось увлечение воссозданием старинных музыкальных инструментов. А когда Тимур увидел фотографию со старинной арфой — он в прямом смысле потерял покой.
— Это Гаха Сланов, — поясняет он, — видите, в руках держит дуадастанон фандыр, старинную осетинскую арфу. На ней он исполнял нартский эпос. Арфе, которую держит на фотографии последний из сказителей, — 300 лет.
А дальше Тимур узнал, какую роль довелось сыграть изображенной на снимке арфе, и желание превратилось в цель.
— В далеком XVII веке этот инструмент примирил кровников. Род Томаевых принял ее в дар от представителей фамилии, с которой враждовал больше ста лет. Так что этот инструмент имел сакральное значение.
В течение десятков лет арфа, считавшаяся священной, передавалась Томаевыми из поколения в поколение, пока один из представителей рода не подарил ее местному музею. Оттуда ее украли. Пришлось воссоздавать инструмент лишь по фотографиям.
Для Тимура было важно использовать именно такую, как у оригинала, породу дерева — клен спилили в североосетинском селении Чикола. Мастер сам, дома, просушил дерево. Добиться максимальной схожести стало делом принципа, поэтому арфа создавалась из цельного куска дерева, хотя куда проще работать с заготовками. Но сложнее всего пришлось с узорами на деке.
— Я ломал голову над этими лабиринтами, — рассказывает Тимур, — тогда я еще ничего не знал про них, думал: обыкновенные узоры. Не мог понять, почему такая асимметрия, ромбики? Потом осознал, что это одна нить, которая образует непрерывный рисунок. Она нигде не прерывается, не касается другой, не смыкается — и получается лабиринт. Я разговаривал с историками, они выдают разные версии: одна из них, что это лабиринт нарта Сырдона, другая — что изображена нить нарта Сослана, с помощью которой он находил дорогу из царства мертвых. По такому же принципу непрерывной линии вырисовывались солярные знаки. Было сложно из-за затемненных фотографий: найти правильный «вход» и идти точно как в оригинале.
На изготовление первой арфы ушел год кропотливой ручной работы. Сейчас для этого же Тимуру нужно полтора — три месяца. Всего таких «томаевских» арф он сделал уже семь — та, что на фотографиях, самая первая и самая любимая. Ее Тимур не продаст ни за какие деньги, как талисман она должна быть рядом с мастером. Остальные шесть — в частных коллекциях, у музыкантов, в музеях, в том числе в национальном музее венгерского города Ясберень.
- Новые работы гуру фотошопа, воспринимающего просьбы заказчиков слишком буквально
- Сделай сам: 20 креативных идей народных умельцев
- Я у мамы инженер! То самое продолжение, которого все ждали
- 11 горе-кондитеров vs. 11 мастеров своего дела
- Каменные скульптуры Девина Дивайна, созданные без цемента и клея