Как сложилась судьба Мартынова после убийства Лермонтова (6 фото)
Историки выдвигают несколько версий, из-за которых мог случиться конфликт между Лермонтовым и Мартыновым. По одной из них все произошло из-за того, что поэт жестоко подтрунивал над стихами и самим Мартыновым, и тот однажды не выдержал. Другой вариант гласит, что Лермонтов был человеком пренеприятнейшим, и лишить его жизни было велено "сверху", опять-таки за длинный язык и скверный нрав. Еще одной причиной могли стать некие письма сестры Мартынова - Натальи, которые Лермонтов с насмешкой предал огласке. Говорят, что Лермонтов был вхож в дом Мартыновых и волочился за сестрами, что никому особо не нравилось. Но давайте вернемся к теме поста.
Это была не первая дуэль Лермонтова. Но он выстрелил мимо, и был уверен, что Мартынов тоже не будет стрелять, однако ошибся. Трагедия произошла недалеко от Пятигорска, у склона горы Машук.
После убийства поэта, Мартынова разжаловали, лишили состояния и прав, а также заключили в крепость, находившуюся в Крыме. Позже заключение сменили на длительную (в некоторых источниках упоминается - 15 лет) церковную службу. Спустя 4 года епитимью отменили и отпустили Николая Соломоновича Мартынова на свободу.
Первым делом Николай Соломонович женился на Софье Проскур-Сущанской, дворянский брак оказался по любви. С женой он сначала жил в своем имении в нижегородской области, однако там его чуть не избили поклонники Лермонтова, поэтому вскоре переехал в Москву. Есть информация о том, что в браке у них было 11 детей. Жена скончалась раньше Мартынова, и большую часть жизни он прожил один.
Жил Мартынов в достатке на Леонтьевском переулке, окружен был многочисленным семейством. Скончался в возрасте 60 лет. Похоронили с почестями в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево. Однако его могила не сохранилась, так как в 1924 году ее разграбили школьники Алексеевской колонии МОНО, утопив останки в пруду.
Родственники Мартынова и он сам неоднократно описывали историю дуэли, силясь пролить свет на события тех дней. Выставляли они, конечно, все в выгодном для себя свете, но сегодня - кто уже разберет, как все было на самом деле? Поговаривали, что Николай Соломонович очень переживал гибель Лермонтова, и вплоть до собственной смерти заказывал панихиды по поэту, а также увлекался спиритическими сеансами, на которых просил прощения у Мишеля. На Мартынова словно обрушилась вся ненависть народа еще за смерть Пушкина, и он стал неким изгоем. Каким бы характером не обладал Лермонтов, его убийца навсегда остается в памяти народа как человек, который нанес вред классику русской литературы, который мог бы стать новым Пушкиным.