Битва при Заме
Последнее и решающее сражение Второй Пунической войны — битва при Заме 9 октября 202 года до н. э. — почти зеркальное отражение катастрофы при Каннах. Вот только нумидийцы (большинство) были теперь на стороне Рима.
Силы сторон в битве при Заме
В сражении при Заме встретились воины и полководцы, побывавшие в битве при Каннах. Сципион превосходил пунийцев в кавалерии, а у тех была более многочисленная пехота и еще слоны.
Римляне
Как сообщает Тит Ливий, сам римский военачальник, Публий Сципион, участвовал в сражении при Каннах и привел в Африку два легиона из солдат переживших каннский разгром. На его стороне в битве при Заме выступала большая часть нумидийцев под командованием своего царя Масиниссы.
Карфагеняне
Ганнибал также переправил из Италии своих ветеранов, заботливо поставив их за спинами легковооруженных: галлов, лигурийцев и балеарцев. Несмотря на численное превосходство, по уровню подготовки войско Карфагена в битве при Заме очень уступало солдатам Сципиона. Если что и восхищает в Ганнибале, так это его умение общаться с подобным плохо обученным разноязычным сбродом, не имеющим понятия о воинской дисциплине. Впереди всех войск вдоль фронта были вытянуты 80 слонов.
Ход битвы
В битве при Заме оба полководца решили применить тактику охвата с флангов. Для Ганнибала она была привычной, а Сципион уверовал в нее, побывав под Каннами.
У карфагенян не задалось с самого начала. Вообще непонятно, на что рассчитывал Ганнибал, используя слонов против легионов. Они с непременным успехом неоднократно отбивались от этих животных. Вот и в сражении при Заме слоны, обращенные вспять римской легкой пехотой, нанесли больше ущерба своим, чем врагам. Легионеры Сципиона, специально обученные, просто расступались, как в свое время в битве при Гавгамелах воины Александра Македонского перед серпоносными колесницами персов.
Свою легкую пехоту Ганнибал потерял в битве при Заме при странных обстоятельствах. Обычно в античности легковооруженные, завязав сражение, разводились на фланги. Римляне могли себе позволить, вследствие отличной подготовки, отводить их между манипулами. По неизвестной причине часть легковооруженных пунийцев пыталась отойти не на фланги, а через вторую линию, но та не пропустила легкую пехоту. Естественно, тяжеловооруженные легионеры Сципиона без проблем вырезали противника.
Впрочем, рассказывают и по-другому. Мол, впереди в битве при Заме стояли наемники, которых бросили на убой. Недовольные этим, они подрались со второй линией. Трудно сказать, что там было на самом деле. Одно понятно, что конфликт был.
Про италийцев тоже рассказывают, что Ганнибал увез их в Африку чуть ли не силой: перебив тех, кто не хотел ехать. Поэтому особым желанием сражаться они не горели. А мне кажется, что стимул у них был — не стал бы Сципион разбираться с этими власовцами, они римлянам еще в Италии надоели.
Единственным приятным моментом для Ганнибала в битве при Заме было то, что римская и нумидийская кавалерия, увлекшись преследованием, оставила тяжелую пехоту противников наедине, дав возможность флангового охвата. Возможно, что сам Ганнибал приказал своей коннице увести вражескую, чтобы уравнять шансы. Умно сделал. Два часа на флангах длилась жестокая резня между ветеранами битвы при Каннах с обеих сторон.
Римляне начали было уже уступать численному превосходству противника. Но вернувшаяся конница Масиниссы решила исход битвы при Заме ударом в тыл вражеского войска. Несмотря на отличную мотивированность тыла Ганнибала — там стояли италийцы, которым уже нечего было терять и не на что надеяться, через час отчаянного сопротивления войска Карфагена дрогнули и побежали. Спастись удалось немногим. Пало в два раза больше, чем было взято в плен. Сам Ганнибал ускакал, едва успев сделать селфи. Впоследствии он скинул Сципиону эту фотку с надписью
победителю-ученику от побежденного учителя
Так битва при Заме завершила Вторую Пуническую войну — Сципион стал Африканским, Ганнибал потерпел свое единственное поражение (а может, надо было поставить слонов прикрывать тыл?), Карфаген вынужден был согласиться на более жесткие условия мира, Масинисса, отравив жену, стал царем нумидийцев.