Юрист-бейсболист против Рейха и СССР (17 фото)
Моррис Берг родился Нью-Йорке в марте 1902-го года в еврейской семье аптекаря и домохозяйки.
Гарлем 1910-ых: здесь провёл своё детство Моррис Берг
В возрасте семи лет Моррис записался в бейсбольную команду Епископальной школы методистов и быстро достиг в этом виде спорта успеха. В команде в основном были католики и итальянцы, и Моррису пришлось взять себе псевдоним Рант Вулф: именно отец Морриса хотел, чтобы его сын как можно меньше “светил” свою национальную принадлежность.
После школы Берг поступает в Университет Нью-Йорка. Отучившись там два семестра, он переводится в Принстон, где начинает изучать греческий и латынь, а также французский, испанский, итальянский, немецкий и даже санскрит.
В 1923-ем году Принстон играл с командой Йельского университета, и Берг продемонстрировал столь яркую игру, что с предложениями подписать контракт к нему обратились представители “Гигантов” и “Доджерсов” (тогда команда называлась “Робинсы”). С последними Берг подписал первый в своей карьере контракт.
В последующие годы Берг играл в нескольких клубах высшей лиги, дважды посетил Японию в составе делегации “всех звёзд”, а к концу ’30-ых перешёл на тренерскую должность.
После японской атаки на американскую военную базу Перл-Харбор, Берг получает предложение сотрудничества от Канцелярии по межамериканским делам, основанной президентом Рузвельтом.
Интерес правительства вызвали плёнки с записями видов Токио и береговой линии, сделанные Бергом во время своих поездок в Японию в середине ’30-ых годов. США пережили сокрушительный удар и срочно нуждались в любой информации о противнике.
Берг, физически крепкий и образованный, показался правительству перспективным кадром и был завербован для выполнения заданий в странах Карибского бассейна и Южной Америки. Там Моррис пробыл с лета 1942-го по февраль ’43-го, после чего вернулся Штаты.
В августе ’43-го Берг нанят сотрудником в Управление стратегических служб (УСС), которое позже будет преобразовано в организацию, известную как ЦРУ.
В сентябре Берг попадает в программу налаживания связей с югославскими партизанами и парашютируется на Балканский полуостров. Там он встречается с лидерами сопротивления, в том числе и с Иосипом Броз Тито, с целью выяснения степени их боеготовности и полезности в качестве союзников в борьбе с Рейхом.
По возвращении с Балкан, Моррис попадает в программу, получившую кодовое имя “Проект Ларсон”. Предполагалось, что в рамках этой миссии Берг отправится в Италию и, если потребуется, возглавит спецоперацию по похищению и вывозу в США учёных, занятых в ядерной программе.
Был в программе “Проект Ларсон” и скрытый протокол, согласно которому Берг параллельно должен был собрать данные о группе немецких учёных-ядерщиков и прежде всего о Вернере Гейзенберге (на фото) – ведущем теоретике ядерного проекта Третьего Рейха.
С мая до зимы 1944-го Берг находился в Европе и занимался сбором данных. В начале декабря он выяснил, что Гейзенберг собирается прибыть в Цюрих на конференцию. Переправив эту информацию в Штаты, Берг был уполномочен на физическое устранение Гейзенберга.
УСС снабдило Морриса пистолетом и отправило его на конференцию. На месте Бергу предстояло решить, насколько близко Германия подошла к производству ядерного оружия, и, в случае реальности таких опасений, Бергу предстояло Гейзенберга застрелить.
Вернер Гейзенберг во время лекции
За время лекции опасения Берга не подтвердились и покушение не состоялось. В январе 1946-го года Моррис был награждён Медалью свободы и прекратил свою службу в УСС.
Берг отказался принять награду и за него это сделала сестра уже после его смерти
В последующие пять лет Моррис Берг на правительство не работал, хотя и подавал заявки на отправку в Израиль.
К началу ’50-х годов стала нарастать напряжённость в отношениях между США и СССР, и в шпионской карьере Берга стартует новый этап. На этот раз, намного более стремительный и странный.
За это время УСС было преобразовано в ЦРУ, которое и обратилось к Бергу с предложением снова немного послужить Дяде Сэму. Дело снова касалось ядерных разработок, но на этот раз уже не немецких, а советских.
К слову, Гейзенберг, который был объектом номер один во время операции “Ларсон”, в 1945-ом году был схвачен союзниками и, в числе 10 немецких учёных-ядерщиков, отправлен в Британию в закрытое поместье близ Кембриджа.
Бергу же предстояло отправиться в Старый Свет и поднять все свои связи, оставшиеся со времён войны, чтобы узнать как можно больше о ядерной программе Советского Союза. На выполнение этой миссии ему было выделено $10.000 (порядка $100.000 в сегодняшних ценах), плюс Управление покрывало все го расходы.
Один из разработчиков первой советской атомной бомбы Юлий Харитон
Вернувшись в Штаты, Берг не предоставил ничего стоящего. Беседовавший с Моррисом офицер и вовсе счёл Берга “с приветом”.
Вся последующая жизнь бывшего шпиона в каком-то смысле подтверждает слова чиновника. До конца своих дней Берг официально нигде не работал и жил у своих друзей и родственников. Семьёй он так и не обзавёлся, а на все вопросы о том, как он зарабатывает на жизнь, Моррис лишь подносил палец к губам, словно намекая на то, что он всё ещё агент правительства.
Последние годы он жил в Джерси у сестры, где и скончался в возрасте 70 лет. Его прах был развеян у горы Скопус на северо-востоке Иерусалима.
Пол Радд в образе Морриса Берга. Кадр из фильма "Кэтчер был шпионом"