Как русские помогали монголам завоевывать Китай (3 фото)
Русь и Китай в одном государстве
Китай — одна из древнейших письменных цивилизаций на планете. Сохранившиеся до наших дней китайские летописи многочисленны — впервые они упоминают русские земли в XIII веке в связи с завоевательными походами монголов. Русских в китайских документах называют «Олосы», «Алосы», «Улусу» или «Улосы» — очень близко к современному китайскому языку, точнее, его столичному диалекту, в котором «русский» произносится как «э-луо-сы».
По итогам военных побед Чингисхана и его наследников Древняя Русь и Китай формально почти столетие входили в состав единого государства — великой Монгольской империи. И первые русские, как и другие выходцы из Восточной Европы, попали на земли Дальнего Востока уже во второй половине XIII века вместе с караванами монгольских трофеев.
Итальянский монах Плано Карпини, в 1246 году отправленный папой римским к монгольскому императору, в своих записках упоминает «некоего русского по имени Косма, бывшего золотых дел мастером у императора и очень им любимого». Мастер Косма (древнерусский вариант произношения имени Кузьма, Козьма) изготовил для покорившего Русь и Китай монгольского великого хана золотой императорский трон и печать.
Через несколько лет, в 1253 году, на Дальний Восток к монгольскому владыке отправился другой католический монах, Гильом де Рубрук. По поручению короля Франции он в течение восьми месяцев пересёк весь Евразийский континент и прибыл в столицу великого хана, где встретил немало русских мастеров и даже священников. Смешение народов в результате монгольских завоеваний было настолько велико, что Рубрук в своих записках о путешествии рассказывает, например, о женщине-француженке, захваченной отрядом монголов в Венгрии, отправленной на другой конец континента и вышедшей в плену замуж за русского мастера, строившего дома в столице потомков Чингисхана.
Завоевательные походы монголов тогда породили невиданное ранее смешение людей и культур. Например, все мы знаем про берестяные грамоты древнего Новгорода. Куда меньше известно, что такие грамоты находили в Москве, Твери, Смоленске, в единичных экземплярах на территории Украины и Белоруссии. Но есть и берестяная грамота, обнаруженная на месте одного из городов Золотой Орды (ныне окраина Саратова) на берегу Волги, и записаны на ней «старомонгольским письмом» с использованием уйгурских слов лирические стихи! Некто на берегу Волги семь веков назад на бересте подражал китайской «поэзии сунского стиля»...
Империя Сун тогда занимала всю южную часть современного Китая. Отличаясь многолюдностью и высокоразвитой культурой, она оказала долгое и упорное сопротивление монгольским завоеваниям. Именно тогда, более семи веков назад, китайские пленники могли оказаться на берегах Днепра и Волги, а русские — на берегах Хуанхэ и Янцзы.
Поймавший тигра за язык
Русские княжества стали вассалами Золотой Орды, которая в свою очередь была автономной частью огромной Монгольской империи, простиравшейся от Чёрного моря до Тихого океана. Если земли от Волги до Днепра монголы подчинили во время нашествия хана Батыя в 1237–1240 годах, то завоевание более многолюдного Китая растянулось на долгие десятилетия.
Для покорения десятков миллионов китайцев монголам требовались многочисленные войска, которые они набирали и среди ранее завоёванных народов. Во второй половине XIII века русские летописи сообщают об участии отрядов русских князей в походах монгольских ханов и о периодическом появлении на Руси монгольских отрядов, насильно забиравших людей в армию завоевателей.
Потомки Чингисхана давали своим пленникам и покорившимся врагам возможность в обмен на верную службу делать успешную карьеру в их армии, без каких-либо различий по национальному и религиозному признаку. Тот же итальянский монах Плано Карпини отмечает среди населения монгольской столицы множество русских воинов и священников.
Некоторые из историков предполагают, что первыми на службу к монголам пошли те на Руси, кто ещё сохранял языческие верования. В отличие от христианских князей, монголы тогда отличались демонстративной веротерпимостью и разрешали любое вероисповедание.
В монгольской армии, покоряющей Китай, тогда оказались не только русские, но и другие выходцы из европейской части современной России. Например, средневековые китайские летописи подробно рассказывают о князьях из народа «а-су» с Северного Кавказа, служивших монголам при завоевании Южного Китая. Именем «а-су» китайцы называли народ аланов, заселявших в XIII веке земли от Дона до Кавказа, — именно они являются предками осетин и многих иных северокавказских народов, от ингушей до карачаевцев и балкарцев.
Монголы хана Батыя подчинили аланские княжества примерно в те же годы, что и Русь. С тех пор аланские воины служили в монгольской армии, в том числе на землях Китая. Благодаря китайским летописям мы знаем, что крупным отрядом в монгольских войсках командовал один из аланских князей — «Е-ле ба-ду-ар», то есть Илья-богатырь. Многие аланы тогда исповедовали православие и носили христианские имена.
Среди монголов аланский князь Илья заслужил уважение тем, что как-то поймал за язык тигра, неожиданно напавшего на него, и убил хищника кинжалом. В 1275 году Илья-богатырь погиб при штурме монголами китайского города Чжэньчао. Двое его сыновей также служили в монгольской армии и участвовали в завоевании Южного Китая.
Другой аланский князь «Не-гу-лай», то есть Николай, командовал отрядом в монгольской армии во время покорения Юньнани — сегодня это провинция на самом юго-западе Китая, а тогда было самостоятельное царство. Аланский князь Николай тоже погибнет в бою с китайцами, его сыновья и внуки продолжат службу в придворной гвардии монгольского императора — при этом внуки северокавказского князя будут носить уже монгольские и китайские имена…
«Цветноглазая» гвардия
Монголы в итоге подчинят не только Русь и весь Китай, но и многие другие земли, в том числе современное Приморье и оба берега Амура. В конце XIII века они даже совершат успешный поход на Сахалин — их кавалерия переправится на остров по льду замёрзшего пролива, ныне называемого Татарским.
В 1264 году завоеватели перенесли столицу своей великой империи на территорию, где ныне располагается город Пекин, — так монгольский хан стал китайским императором династии Юань. Вместе со свитой императора в новую столицу, тогда именовавшуюся Ханбалык или Дайду, перевезли и многочисленных пленных ремесленников, в том числе русских.
Однако наиболее подробные сведения китайских летописей о большой русской диаспоре в столице Китая относятся к 1330 году, когда впервые упоминается о создании в Пекине отдельного русского полка в составе гвардии, охранявшей дворец императора. В завоёванном монголами Китае тогда проживало свыше 100 млн человек — монголов и родственных кочевых народов просто не хватало для удержания в повиновении такой огромной массы населения. И здесь завоеватели осознанно проводили политику опоры на «цветноглазых». «Цветноглазыми», в китайском произношении «сэму», называли всех некитайцев, преимущественно европеоидов, чьи голубые, серые и зелёные глаза так разительно отличались от привычных в Поднебесной карих.
Цветноглазых «сэму» монголы вербовали в Восточной Европе и привозили в Китай, где они становились чиновниками и воинами, безраздельно преданными монгольской династии в силу того, что были страшно далеки от многомиллионных масс китайцев. Например, знаменитый путешественник венецианский купец Марко Поло в 1284 году был назначен ханом Хубилаем (первым монгольским императором из «китайской» династии Юань) губернатором города Янчжоу, недалеко от устья великой реки Янцзы.
Итак, в 1330 году после череды дворцовых переворотов на троне в Пекине сидел монгольский хан Туг-Тэмур, считавшийся китайским императором по имени Тяньли. Чтобы надёжнее охранять китайского властителя от китайских подданных, при нём в составе императорской гвардии был создан новый отряд, сформированный из русских воинов, — «Сеаньчжу улосы хувэй цзиньцзюнь», в переводе с китайского: «Охранный полк из русских, прославляющих (доказывающих) верноподданность». Другой вариант перевода со средневекового китайского — «Вечно верная русская гвардия».
Полк русской гвардии подчинялся непосредственно высшему военному совету императора и располагался в лагере-поселении на северной окраине Пекина. Для русских гвардейцев выделили земельные и охотничьи угодья — кроме охраны в их обязанности входила поставка дичи для императорского дворца.
Инициатором создания «русского полка» в пекинской гвардии стал монгол по имени Баян. Он запретил китайцам владеть любым оружием, лошадьми и даже кожаными кнутами. Все эти строгости помогли Баяну удержать в повиновении китайцев, однако не спасли от заговора в собственном окружении. По предсказанию монгольской шаманки, Баян должен был погибнуть от руки китайца, но в итоге покончил жизнь самоубийством, когда против него организовали заговор родной брат и племянник. Но сформированный Баяном «русский полк» остался в Пекине и следующие три десятилетия успешно охранял монгольских императоров Китая.
Ставшие монголами
Известно, что те годы в столицу Золотой Орды шла дань не только с княжеств Руси, но и с трёх далёких провинций на севере современного Китая: Цзиньжоу, Пинъянфу и Юнчжоу. Если вся Владимиро-Суздальская Русь платила Орде дань размером в полторы тонны серебра, то с берегов реки Хуанхэ на берега Волги ежегодно отправлялось серебра в два раза больше. Сидевший в Пекине монгольский император таким образом поддерживал своих осевших на Волге родичей, в том числе расплачиваясь и за присылаемых в Китай русских пленников.
Благодаря китайским летописям мы знаем, что в середине XIV века «русским полком», охранявшим дворец императора в Пекине, командовал учёный, знаток конфуцианской философии Иляньчжэнь Бань. По национальности он был тангутом (ныне исчезнувший народ, родственный тибетцам). Империей Юань, объединявшей Монголию, Китай, Корею, Вьетнам и приамурские земли, тогда правил настоящий интернационал — монгольских монархов охраняла гвардия из среднеазиатских тюрков, северокавказских аланов и русских под командованием разноплемённых офицеров, а большинство высших чиновников были выходцами из мусульманских народов Центральной Азии.
Китайцы, естественно, были недовольны таким засильем чужаков, и в середине XIV столетия страну охватило грандиозное восстание Красных повязок. Монгольская династия после жестоких боёв была окончательно свергнута китайцами за 12 лет до того, как на Руси московский князь Дмитрий Донской в ходе Куликовской битвы разгромил армию Мамая.
Подробнее в источнике