PlayStation Portable (20 фото)
PSP не стоит отправлять на свалку — за ней всё ещё отлично можно провести время. Особую ценность она составит любителям классических игр: на консоли можно наверстать не только ценные эксклюзивы прошлых лет, но и игры других платформ — в том числе и первой PlayStation. Рассказываем историю PSP, а также объясняем, кому и зачем она сейчас может пригодиться.
Предыстория
В «консольных войнах» Sony обгоняла Nintendo дважды. В пятом поколении Nintendo 64 уступила первой PlayStation, в шестом GameCube продалась хуже не только PS2, но и новичка Xbox. Nintendo сохранила первенство лишь на одном рынке — среди портативных консолей. Линейка Game Boy фактически обеспечила компании монополию.
Долго Sony в стороне не оставалась. Уже через три года после начала продаж PlayStation 2, в ходе Е3 2003, исполнительный директор SCE Кэн Кутараги анонсировал PSP — первую портативную консоль семейства PlayStation. Саму приставку публике тогда ещё не показали, зато огласили технические детали и представили UMD — формат дисков от Sony, который вмещал до 1,8 гигабайта памяти, а в диаметре был всего шесть сантиметров.
В том же году в сети появился концепт консоли. Все кнопки на нём были плоские, а аналоговые стики отсутствовали.
Но в 2004 году, во время очередной выставки Е3, устройство наконец представили игрокам. Аналоговый стик всё же появился, кнопки «вытянулись» вверх, а сама PSP стала более привычной и угловатой — такой, в каком виде она в итоге и дошла до магазинов.
Тогда консоль впечатляла своими вычислительными способностями. До анонса самой мощной «портативкой» оставалась Game Boy Advance, однако PSP всё изменила: процессор оказался мощнее в двадцать раз (333 МГЦ против 16), видеочип — в двадцать один (96 килобайт против 2 мегабайт).
В отличие от Nintendo, Sony пошла своим путём: компания стремилась перенести игровой опыт с домашних стационарных консолей в портативный формат — не выпускать простенькие игры для портативки, а разрабатывать полноценные AAA-тайтлы, которые бы уместно смотрелись и на «большой» консоли.
В стартовую линейку игр входили 24 игры: среди них были Ridge Racer, Metal Gear Acid, Dynasty Warriors и Wipeout Pure. Как хвасталась Sony, это «в три раза больше, чем у ближайшего конкурента» — Nintendo DS, запуск которой происходил в то же время.
На выставках в 2004 году публика приходила в восторг от графики, которая почти дотягивала до уровня PS2 — и это на портативной консоли. Ни Game Boy, ни Nintendo DS такого не могли.
PSP же предлагала крупнобюджетные проекты, что привлекало не только сторонников Nintendo, но и тех, кто предпочитал стационарные консоли.
PSP продвигали не только как игровую консоль, но и как полноценное мультимедийное устройство: она поддерживала видео формата MPEG-4, проигрывала музыку, а также позволяла выходить в интернет с помощью беспроводного Wi-Fi. В Японии и Америке на UMD начали выпускать фильмы.
В США, например, в PSP первой партии вкладывали диск «Человека-паука 2» от Сэма Рэйми. Sony строила грандиозные планы: компания хотела наладить производство UMD таких же масштабов, что и у обычных DVD-дисков.
В Японии в первый день продаж скупили более 200 тысяч PSP. В Европе за первую неделю реализовали миллион приставок. В Северной Америке, несмотря на завышенную цену из-за проблем с налогообложением, продажи тоже оказались успешными — полмиллиона копий за первые два дня. Во многих регионах выпуск консоли откладывался из-за того, что на неё был слишком высокий спрос — Sony увеличивала тиражи.
Однако в итоге PlayStation Portable не смогла обогнать Nintendo DS — конкурент продался почти в два раза лучше. Но Sony сделала нечто более важное: вернула на рынок портативных приставок, где долгое время находилась лишь одна Nintendo, конкуренцию. Да и 80 миллионов проданных гаджетов — всё ещё отличный результат, учитывая, что компания не обладала опытом выпуска подобных консолей.
Версии
За свой жизненный цикл PSP перевыпускалась пять раз: в основном, с несущественными отличиями. Однако есть и такие модели, которые сильно отличаются от своих предшественниц.
Самая первая модель консоли — это PSP-1000 или, как её называли сами игроки, FAT («толстая»). В отличие от последующих моделей, она толще, тяжелее и слегка медленнее. Среди коллекционеров «фатка» особой ценности не представляет (их попросту много), а игроков она не привлекает по вышеперечисленным причинам.
Спустя три года после начала продаж Sony представила следующее поколение приставки — PSP-2000 или Slim & Light. В сравнении с предшественницей она легче почти на треть (200 грамм против 300) и тоньше на 19%. Также в Slim удвоили оперативную память — 64 мегабайта против 32 в FAT. Это, естественно, в лучшую сторону повлияло на скорость загрузок, а также позволило разработчикам задействовать больше ОЗУ в играх.
Ещё спустя год, в 2008-м, Sony показала PSP-3000 или Bright. Одним из главных новшеств был экран: он стал более контрастным и насыщенным. Долгое время игроки жаловались на то, что на улице изображение на экране становится трудно различить, и в Bright эта проблема более-менее решилась.
Bright также подверглась лёгкому редизайну: клавиши Home, Select и Start стали овальными. Между кнопками справа появилось небольшое углубление.
Лучшей версией фанаты считают именно Bright — среди PSP это последняя модель, которая сохранила стандартный дизайн при наибольшем функционале. Кроме того, некоторым нравится цветовое разнообразие 3000: если прошлые консоли поставлялись в основном в неярких пастельных тонах, то модели Bright— более броские и «сочные».
Позже Sony начала эксперименты. Результатом стала PSP Go — модель с полностью переделанным корпусом в формате слайдера. Все игровые кнопки кроме боковых L и R теперь располагались не сбоку от экрана, а под ним. Когда в них нет надобности — например, во время просмотра фильмов или прослушивания музыки, — консоль можно сложить.
Go меньше и легче предшественниц — вес снизился почти в два раза. Для достижения этого Sony пошла на компромиссы: экран стал уже (3,8 дюйма против 4,3), а из консоли пропал UMD-привод — устанавливать игры предлагалось из PlayStation Store на внутреннюю память устройства.
Из-за этого вокруг Go постоянно возникали споры. Одни игроки указывали на то, что PSP стала ещё компактнее, что позволяло брать её практически везде — она с лёгкостью помещалась в карман. Другие говорили, что в сравнении с классическими моделями в Go неудобно играть: кнопки стали меньше, расположены они слишком близко, а к маленькому экрану трудно привыкнуть. И это ещё без учёта того, что в ней отсутствовал привод: большие коллекции дисков были ни к чему с Go.
Также консоль подвела ценовая политика Sony — на старте в Америке она продавалась за 250 долларов. Такая цена была ещё приемлема для PSP-1000 в 2005 году, но не для Go, которая, к тому же, выпускалась после мирового кризиса.
В любом случае, общественность прохладно приняла Go. Продажи оказались ниже, чем ожидала Sony, и уже через полтора года консоль прекратили производить для японского рынка. Чуть дольше она продержалась в Европе и США, где вместе с ней бесплатно отдавали три игры из PSN.
Наконец, последняя модель, PSP-E1000 или Street, появилась уже после анонса PS Vita — на Gamescom 2011. Sony вернулась к стандартному дизайну и слегка осовременила консоль: матовое покрытие корпуса в духе PS3 и сенсорные кнопки под экраном.
E1000 изначально позиционировалась как бюджетная PSP — в Европе она продавалась в два раза дешевле, чем оригинальные модели на старте. Хоть UMD-привод и вернулся, консоль не поддерживала Wi-Fi — следовательно, выходить в интернет или играть по сети было нельзя. Микрофон пропал, а из двух стереодинамиков оставили лишь один.
Хоть Street и выглядит новее, фанаты консоли относятся к ней равнодушно — уж слишком она «обрезана» в сравнении с PSP-2000 и 3000. К тому же, Sony сэкономила на материалах: кому-то матовый корпус может показаться неприятным на ощупь.
2014 год стал для PSP последним — Sony официально прекратила поддержку и производство устройства. Сначала приоритеты сместились на PS Vita, а позже и на PS4.
Во что поиграть
У PSP предостаточно хороших эксклюзивов, однако почти все они приходятся на первые несколько лет жизни консоли. Дело в том, что после выпуска PS3 в 2009 году Sony испытывала финансовые проблемы, а почти все деньги уходили на продвижение новой домашней консоли. Для PSP в то время не хватало финансирования, а хороших игр выходило мало.
Однако есть и исключения. То, что поначалу могло показаться портом, на деле оказывалось большим самостоятельным ответвлением. Например, такими проектами стали GTA: Liberty City Stories и Vice City Stories, одни из главных бестселлеров консоли. Но конкретно эти игры впоследствии переиздали на мобильных платформах — а ведь у PSP есть немало отличных эксклюзивов.
Ещё со старта продаж на консоли выходило много гоночных игр. Например, в начальную линейку входили Need for Speed: Underground Rivals — хороший спин-офф, в духе оригинальной Underground, а также Wipeout Pure — часть серии игр о футуристичных гонках, которая берёт своё начало ещё с первой PlayStation.
Немало на платформе и ролевых игр — в основном, японских. Главный тайтл — пожалуй, Crisis Core: Final Fantasy VII. В 2007 году многие ошибочно полагали, что это порт оригинальной игры на PSP, несмотря на временной отрывок между ними в десять лет. На самом же деле, это полноценный приквел седьмой части, который существенно дополняет историю оригинала и подводит к тому, с чего он начинался.
С серией Valkyria Chronicles произошла странная история: первая часть вышла на PS3, в то время как все последующие (кроме Revolution) появились на PSP. У них не было ни портов, ни ремастеров, поэтому для тех, кому захотелось продолжения, не оставалось иного выбора, кроме как брать портативную консоль.
Как и первая часть, игры для PSP рассказывают о бойцах Галлии — маленькой страны, которая находится в эпицентре сражения между двумя сверхдержавами.
Также есть Jeanne d’Arc, которая хоть и рассказывает об исторических личностях, но с реальностью имеет мало общего: игра наполнена магией, разными расами существ и другими элементами фэнтези.
У Metal Gear Solid на PSP вышло две части: Portable Ops и Peace Walker, и лишь последнюю в итоге переиздали на PS3. Обе продолжают сюжет третьей игры серии, раскрывая прошлое Биг Босса и становление организации Outer Heaven. Хоть Хидео Кодзима и не занимался Portable Ops, игра всё ещё хороша, да и в ней появляются некоторые ключевые персонажи серии вроде Грей Фокса или полковника Кэмпбелла.
Помимо них, на консоль выходили две неканоничные части Metal Gear Acid, интересной интерпретации серии, построенной на карточной пошаговой механике.
Также PSP посетил один из главных эксклюзивов консолей Sony — God of War. Обе части, Ghost of Sparta и Chains of Olympus, являются спин-оффами приключений Кратоса и почти никак не влияют на глобальный сюжет: те, кто их не пройдут, в конечном итоге ничего не потеряют. И хотя обе игры в 2011 году переиздали на PS3, их нельзя не упомянуть: «Цепи Олимпа» возглавляют список самых высокооценённых тайтлов для PSP на Metacritic с 91 баллом.
Среди отличных эксклюзивов также есть такие самобытные игры, как трилогия Patapon, где нужно управлять племенем странноватых существ с помощью «отбивания» ритма кнопками. А ещё есть две части LocoRoco — платформера про странных круглых существ, которые умеют распадаться на существ поменьше.
Бывало, что на PSP выходили порты, в которые разработчики добавляли новые фичи. Так, например, в Persona 3 Portable можно создавать женского персонажа, что слегка меняет сюжет, а платформер LittleBigPlanet, один из первых эксклюзивов для PS3, в портативном варианте получила несколько дополнительных уровней. Castlevania: Dracula X Chronicles, хоть формально это и ремейк, повторяет все оригинальные уровни с PC Engine, переводя их в трёхмерный формат, а также включает в себя оригинальную игру и классическую Symphony of the Night.
Одно из главных достоинств PSP — обратная совместимость с играми PS One. И если в PSN были доступны далеко не все проекты, а лишь «избранная классика», то для взломанной приставки можно найти всё что угодно — даже русифицированные версии, которых на лицензионных дисках для PS отродясь не было.
Умельцы смогли приспособить к портативному варианту самые разные вещи. Есть и первые две Gran Turismo, и Civilization 2, и Warcraft 2, и даже Baldur’s Gate, которая официально на PS1 не выходила, но каким-то образом в сеть всё же проникла.
К сожалению, PSP стала для Sony единственным успехом на рынке портативных приставок. Последующая PS Vita продалась плохо — всего 15 миллионов устройств, что не идёт ни в какое сравнение с ближайшим конкурентом, 3DS, продажи которой достигают 70 миллионов.
Сейчас на рынке вновь доминирует одна компания — Nintendo, хоть Switch и не может предложить того же разнообразия, как когда-то PSP. Остаётся лишь надеяться, что в ближайшем будущем Sony вновь вернётся на рынок, учтя все ошибки прошлого — хоть и, как говорят в компании, об этом думать рано. Дальше экспериментов дело пока не заходит.
- Во что залипнуть на выходных: 10 улётных игр в жанре файтинг
- Во что залипнуть на выходных: 10 самых сложных компьютерных игр
- Во что залипнуть на выходных: 10 крутых эксклюзивных игр для Playstation
- Во что залипнуть на выходных: 10 игр, в которых можно тюнинговать авто
- Шутки за 300 о тех, кто прикупил консоль