Чем привлекает ученых Нузальская часовня в Северной Осетии (5 фото)
Находится Нузальская церковь в высокогорной зоне — в Алагирском ущелье, на левом берегу реки Ардон, в южной части селения Нузал. Это один из трех средневековых храмов Северного Кавказа, сохранивших фресковую живопись — и по уровню сохранности она значительно превосходит работы в двух других аланских храмах: в Архызе в Карачаево-Черкесии и в североосетинском Зруге.
Внутри церкви темно и тесно: глаза постепенно привыкают к смене яркого полуденного света на полумрак, а тело — к отсутствию простора. И за эту минуту происходит чудо: лики на стенах проступают, как на фотографии, которую печатают по старинке, а непривычная близость делает их физически осязаемыми.
Эту удивительную средневековую живопись датируют XIII−XIV веками. Фрески украшают совсем крохотный храм: внутри он размером 1,8 на 4,2 метра.
Вода и цемент против средневековой росписи
Неудивительно, что Нузальская церковь — памятник архитектуры федерального значения. С 1960 года она находится под государственной охранной. С тех пор в часовню несколько раз наведывались реставраторы.
Работы проводит в том числе Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. В Нузал приехал замдиректора по научной работе и реставрации, кандидат искусствоведения, художник-реставратор Сергей Филатов.
— Я был удивлен, что здесь уцелели такие древние фрески. Датировка тогда была расплывчатой: от XIII до XV века, но было очевидно, что это древняя живопись и что она очень пострадала от времени, — вспоминает Сергей Викторович.
Спор о легендарных героях
Нузальскую церковь окружают тайны — точных знаний о ней не так уж много. Неизвестно, например, и когда была построена часовня. Предположительно, это вторая половина XIII века. Существует версия, что возводилась она как языческий склеп и лишь позже была переделана в храм.
А в 1946 году случилось событие, до сих пор не дающее покоя ученым и любителям осетинской истории: археолог, исследовательница Северного Кавказа Евгения Пчелина раскопала захоронение, скрытое в Нузальском храме. Под полом крошечной церкви обнаружили каменный ящик, а в нем — скелет мужчины и погребальное снаряжение, в частности три железных ножа и кресало и кремень для высечения огня. Пчелина сделала смелое предположение: погребенный в часовне — Давид Сослан, осетинский полководец XII века, второй муж и соправитель легендарной грузинской царицы Тамары.
Однако в последние годы исследователи склоняются ко мнению, что в Нузале похоронен вовсе не он, а не менее известная фигура — осетинский царевич Ос-Багатар, погибший в 1306 году. В народном фольклоре его называют прародителем современных осетин — считается, что в конце XIII — начале XIV века Багатар смог сплотить народ после катастрофы монгольского нашествия.
Подробнее в источнике