О гипнозе регрессивном, эстрадном и уличном. И откуда растут ноги у гипнотерапии (13 фото)
Основы гипноза
На сегодняшний день существует множество предрассудков и заблуждений вокруг таинственной темы гипноза. В данной статье мы раскроем все загадки гипноза с научных позиций и узнаем каким был гипноз в прошлом и что такое современный гипноз.
Краткая история гипноза
Гипноз начал использоваться людьми еще с древнейших времен, когда он выступал элементом ритуальных танцев или обрядов. Иногда с помощью гипноза ведьмы и ворожеи накладывали свои чары и привороты (да это был именно гипноз, а никак не настоящая магия, о чем мы узнаем дальше). Однако, еще до признания гипноза как отдельного явления психологии, представители науки – тогда еще философы – признавали отдельные его элементы в процессе лечения, а также порой замечали некоторые проявления гипноза на подобии сомнамбулизма, не зная, как их объяснить без применения магических терминов. Многие исследователи признавали, что человек может излечиться за счет веры и воображения, которые способны влиять на физиологические проявления организма.
Магнетизм и месмеризм
Научное изучение гипноза началось с деятельности многим известного Антона Франца Месмера (1734-1815). Этот врач посвятил внимание не самому гипнозу, а лечению с помощью него. Он развивал теорию флюида, утверждая, что по человеку растекается магнетический или животный флюид, который пронизывает всю вселенную. Данный флюид может находится в гармонии, и тогда человек здоров, но на пути его течения могут возникать и блоки, и тогда человек болен. Задача врача – послать часть своего флюида в тело пациента, тем самым разбив, образовавшийся блок. Такой разлом блока, сопровождался кризом (то, что сейчас мы называем катарсисом). Таким образом, Антон Месмер открыл катарсическую терапию задолго до Й. Брейера, за которым официально признано это достижение.
Свою энергию Месмер посылал в человека с помощью пассов руками. Таким образом, он может считаться создателем этого метода гипнотизации. Однако, он использовал и другой эффект, который позже официально вводит в науку Эмиль Куэ – эффект плацебо. Для этого он привязывал «намагнетизированные» цепи к дереву, к которым мог прикоснуться каждый желающий и, соответственно, вылечиться, что порой и случалось. Объяснялось такое излечение все тем же флюидом, который можно передавать не только напрямую, но и через предметы. Так радилось первая преднаучная школа гипноза – флюидизм, деятели который объясняли процесс гипнотизации и лечения за счет течения неосязаемого флюида.
Однако, вскоре на деятельность Месмера обратили внимание другие врачи и ученые. Начались проверки и эксперименты, и по результатам двух комиссий 1784 года оказалось, что никакого флюида нет и в помине, но при этом все же наблюдался целебный эффект месмеризма. И тогда появилось две новых школы.
Первое направление сегодня можно назвать анимизм. Его возглавил Маркиз де Пюисегюр (1751 — 1825). Он отказался от теории флюида, однако, с опорой на принятую многими в данный период гипотезу о существовании у человека нескольких нервных систем, каждая из которых может активироваться под влиянием разных факторов. К такому выводу Пюисегюр пришел на основе своих великих открытий в области гипноза. В частности, он был первым кто открыл и признал сомнамбулизм, а также описал изменения и феномены, которые при нем наблюдаются. Так он обнаружил феномены изменения памяти и личности в гипнозе, анестезию и гиперестезию, постгипнотическое внушение и др. И в этом состоит его огромный вклад в гипнотическую науку. Однако, он же опирался и на феномены телепатии, возможности диагностировать болезни, экстрасенсорные способности. Все эти феномены и результаты опытов, которые он получал тогда, сейчас легко объясняются с позиции объективной науки: телепатия – обычное невербальное внушение, когда загипнотизированный понимает по невербальным проявлениям чего от него, хотят, диагностика болезней – просто внушаемость диагностируемого в сочетании с абстрактностью языка, а экстрасенсорика – все та же гиперестезия. Правда тогда, это еще тяжело было понять, и приходилось объяснять другими гипотезами, в связи с чем Пюисегюр предположил, что у человека существует два вида души, одна из которых и пробуждается в процессе гипноза. И хотя потребовалось буквально пару лет для экспериментального опровержения всех открытых Пюисегюром магических явлений, оставались, с одной стороны, люди несведущие, а с другой, люди, желающие заработать на магических трюках. Отсюда берет свое начало большое количество «магических» направлений, типа медиумизма, биоэнергетики, экстрасенсорики и т.п. явлений, в которые люди верят, к сожалению, и по сегодняшний день.
Первым кто стал отказывается от «магических» явлений стал Джозеф Делез (1753—1835). Он предложил экспериментальную проверку гипноза и одновременно с этим создал третью школу гипноза под названием «психизм». Данная школа базируется на предположении, что не флюид и не переключение нашей духовной деятельности обуславливает состояние гипноза, а лишь психологические особенности самого процесса гипноза. Для самого Делеза такой особенностью выступали предметные отношения или то, что в глубинной психологии называется трансфером (переносом): между гипнотизируемым и гипнотизером создаются насыщенные эмоциональные отношения, которые и заставляют гипнотизируемого выполнять те или иные команды. Другую точку зрения в рамках данного течения предложил Хосе Кустидио ди Фариа (более известный как аббат Фариа) (1756–1819). Он утверждал, что гипноз – это всегда самогипноз, а все эффекты гипноза обусловлены верой и воображением субъекта.
Научный гипноз
С одной стороны, психологическая школа, а с другой, как ни странно, школа флюидистов дала начало научному гипнозу в лице Джона Митчелла (1798 – 1858), который и предложил первую физиологическую теорию гипноза, а также экспериментально доказал повышенные возможности с помощью гипноза влиять на физиологию человека (ему удавалось с помощью гипноза менять частоту пульса, уровень давления и др.). Его теория звучала еще достаточно абстрактно и магически: при гипнозе гипнотизер меняет каким-то образом параметры своей нервной системы, которые, в свою очередь, влияют на нервную систему объекта, опять же неизвестно как.
Несмотря на всю абстрактность данной теории, она стала отправной точкой для привязки гипноза к деятельности мозга, а, следовательно, и для признания данного состояния наукой. Уже скоро Джон Эллиотсон (1791–1868) выпускает первый научный журнал, полностью посвященный месмеризму, в котором собирает огромное количество экспериментальных данных. Именно в этом журнале публиковались статьи знаменитого хирурга Джеймса Эсдейла (1808-1859), чей госпиталь провел более трех тысяч операций при использовании гипнотической анестезии (помимо этого врач, доказал возможность анестезии и при непосредственном наблюдении научной комиссии).
Все же свое непосредственное начало, как и наименование гипноз берет непосредственно в деятельности другого врача, Джеймса Брейда (1795—1860). Джеймс Брейд стал первым кто полностью отрекся от всех псевдомагических явлений, приписываемых гипнозу. Он же обосновал метод фиксации взгляда, из которого в последующем и вывел свою чисто физиологическую теорию гипноза. Он утверждал, что гипноз – это лишь обычное утомление, которое в какой-то момент переходит в сноподобное состояние. В его случае это было утомление глаз, смотрящих на горлышко бутылки, а изменения, происходящие в мозге, объяснялись притоком и оттоком крови. Так родилась теория гипноза, которую в последующем поддержал И.П. Павлов, но уже на основе реальных физиологических процессов. Однако, на этом деятельность Дж. Брейда не заканчивается, и он вводит еще одну теорию – моноидеизм. Данная теория предполагает, что также, как и при фиксации взгляда, гипноз – это всегда фиксация на той или иной идеи. Уже под старость своих лет он разрабатывает третью теорию гипноза – теорию диссоциации, утверждая, что повышение глубины гипноза предполагает и повышение расслоения сознания. Он же первым начинает использовать и неформальный словесный гипноз, открытие которого часто приписывают Милтону Эриксону, и открывает запоминание, связанное с состоянием, что в последующем оказывает важнейшее влияние на развитие регрессивной гипнотерапии. Все же из всех его теорий большинство людей знакомы лишь с названием первой – гипнотизм. Отсюда современный гипноз и берет свое начало.
Гипноз - внушение, состояние или болезнь?
Если вышерассмотренные три школы гипноза как бы сошлись на имени Джеймса Брейда, то после самого Брейда и долгого затишья в исследованиях гипноза, дороги ученых снова разделились и образовалось три новых направления гипноза.
Первое направление представлено Сальпетриерской школой во главе с Жаном Шарко (1825—1893) и Пьером Жане (1859—1947). Данное направление отличалось признанием гипноза как отдельного, хотя и болезненного состояния сознания. Свои опыты Шарко и Жане обычно проводили на истерических пациентах, чем и обосновывали свои воззрения. И не смотря на эту единственную ошибку в их воззрениях, данная школа внесла огромный вклад как в гипнологию, так и психотерапию. Жан Шарко ввел применение шоковых методов гипноза, а Пьер Жане развил теорию диссоциации, автоматизмов и фиксированных идей. Его теория лежит в основе современной регрессивной гипнотерапии, (Пьер Жане называл ее терапией реинтеграцией). Так он заметил, что неврозы характеризуются отколовшимися частями личности, доступ к которым закрывается амнезией (это и называется болезненной диссоциацией). Задача врача состояла в том, чтобы помочь человеку вспомнить амнезированное событие и путем проработки интегрировать его в целостную личность. Именно с деятельности Жане берет свое начало не только регрессионная гипнотерапия, но и психоанализ.
Если многие заслуги Сальпетриерской школы учитываются и сегодня, то идея «болезненного состояния» была быстро опровергнута Нансийской школой во главе с Огюстом Льебо (1823-1904) и Ипполитом Бернгеймом (1840—1919). Они показали, что загипнотизировать можно практически любого, а не только больных истерией. Однако это заставило их удариться в другую крайность – вообще отказаться от понятия гипнотического состояния, утверждая, что все явления гипноза не более чем результат внушения. На основе этого создается суггестивная терапия, а гипноз признается наукой как вполне нормальное явление.
Следует сказать и о третьей – российской школе, которую часто не упоминают в зарубежных книгах по гипнозу. Во главе отечественной школы стояли такие деятели как В.Я. Данилевский (1852—1939), И.П. Павлов (1849—1936), В.М. Бехтерев (1857-1927). Наша школа явилась прямой наследницей идей Джеймса Брейда, когда в трудах В.Я. Данилевского было доказано, что гипноз присущ и животным, т.е. никакого внушения для гипноза не нужно, как это предполагалось в нансийской школе, а в трудах И.П. Павлова обосновывалась теория гипноза, в соответствии с которой гипноз – это не более чем переходное состояние между сном и бодрствованием, т.е. состояние вполне нормальное, а не болезненное, как это заявляли в Сальпетриере. К сожалению, у И.П. Павлова еще не было достаточных методов для обоснования своей теории. Уже позже В.Л. Райков (1934—2007) и В.Е. Рожнов (1918—1998) пытаются изучить гипноз экспериментально с помощью ЭЭГ. Результаты исследования показали, что для гипноза характерны отдельные ритмы мозга отличные как от бодрствующего состояния, так и от сна. Хотя сейчас эти данные и могут являться спорными, так как ритм мозга может меняться в зависимости от внушаемой ситуации, было положено начало для экспериментальных исследований мозговой активности при гипнозе.
Современный гипноз
Так как за рубежом ведущей школой гипноза оставалась Нансийская, а серьезные методы исследования мозга появились лишь недавно, данная школа дала свои ростки в современный социокогнитивный подход. Социокогнитивное направление до сих пор отстаивает позицию, что нет никакого гипноза, а все феномены гипноза, которые мы получаем (амнезия, каталепсия, анестезия и т.д.) являются лишь результатом установок, ожиданий и воображения субъекта. Основными представителями данного направления стали Теодор Барбер (1927–2005) и Николас Спанос (1942-1994), которые методично проводили эксперименты по доказательству возможности подыграть гипноз. И очень быстро они действительно показали, что и каталепсия, и амнезия и возрастная регрессия могут быть легко разыграны при соответствующей мотивации испытуемых. Однако, такие феномены, как анестезия при операциях, возможность наличия больших отклонений в физиологических показателях за счет внушения в гипнозе, а также простой факт того, что их испытуемые могли быть изначально гипнабельны и просто самопроизвольно впадать в гипноз эти ученые обходили стороной.
Другом подходом стала теория состояния. Данную теорию представляли ученые, которые верили, что когда-то найдутся нейрофизиологические корреляты гипноза, а пока методов для таких открытий не было, им приходилось открывать все новые феномены гипноза, которые бы с успехом отделили гипноз от обычного состояния. Так, например, были открыты феномены трансовой логики, амнезии источника, прерванной реакции на гипноз. Теоретическим же обоснованием для гипноза стала неодиссоциативная теория, которую предложил Эрнст Хилгард (1904-2001) – теория расщепления внимания в процессе гипноза. Теория продолжила линию Пьера Жане, но рассматривала гипноз как вполне естественное и здоровое состояние, как это делали в российской школе. С углублением гипноза нарастает и процесс диссоциации, с одной стороны, а с другой стороны меняется психическая организация человека и он получает доступ к большему управлению как своей психикой, так и своей физиологией. Данная концепция, все же, довольно долго проигрывала социокогнитивному подходу, пока наконец, на сцену не вышел Девид Шпигель, который исследовал гипноз с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и обнаружил изменения которые отличают мозг человека в обычном состоянии от мозга человека в состоянии сомнамбулизма. Если говорить об этих изменениях простым языком, то они сводятся к трем пунктам: у человека в гипнозе снижается уровень рационального мышления, критики и контроля; повышается уровень взаимодействия психики и тела; снижается осознание своих собственных действий (действие воспринимается как автоматизмы). Так была создана биологическая теория гипноза, которая гласит, что гипноз – это состояние внимание, при котором оно стремится к своему пиковому значению. При этом концентрация на одних объектах предполагает выведение других объектов на задний план, т.е. диссоциацию.
Основные понятия гипноза
Таким образом, в качестве определения гипноза можно взять за основу, предложенное Д. Шпигелем: гипноз – состояние предельной концентрации внимания, при котором внимание стремиться к максимуму. Есть и множество других определений гипноза. Например, Дэйв Элман (1900-1967) определяет гипноза как режим работы мозга, при котором критическая способность не принимается во внимание и функционирует избирательное мышление. В целом все определения гипноза можно разделить, на понятия, определяющие гипноз, как состояние и на понятия, определяющие гипноз как воздействие одного человека на другого (например, гипноз как передача образов). Чаще всего, все определения отражают разные стороны одного и того же явления, поэтому проще рассмотреть характерные признаки гипноза.
1. Снижение критики/приостановка проверки реальности
2. Повышенная внушаемость.
3. Повышенная концентрация внимания на заданном объекте.
4. Актуализация воображения
5. Принятие образных представлений вместо сенсорных ощущений.
6. Расщепление сознания на отдельные каналы или диссоциация (например, когда человеку кажется, что часть его тела действует автоматически).
7. Усиление идеодинамических феноменов (которое, скорее всего достигается как раз-таки из-за актуализации воображения).
При этом встает вопрос можно ли говорить о гипнозе как об отдельном состоянии сознания. И хотя, раннее мы уже говорили о том, что гипноз выделили как отдельное состояние сознание, здесь все не так однозначно, так как исследования проводят обычно на людях, способных впадать в сомнамбулизм - наиболее глубокую стадию гипноза. Обычно среди стадий гипноза выделяется три, а среди них в зависимости от классификации рассматриваются различные подфазы. В данном случае мы не будем подробно рассматривает все признаки разных стадия, а остановимся на конкретных феноменах, четко характеризирующих ту или иную стадию. Таким образом можно выделить три стадии гипноза.
1. Стадия расслабления, характеризуется расслаблением, доверием к гипнотизеру и сонливостью. В данном состоянии человек более склонен верить и принимать внушения, так как снижен уровень его критики. Однако, на этой стадии мы не способны серьезно воздействовать на человека, например, вызвать тот или иной очевидный физиологический отклик с помощью внушения. Такая стадия может подойти лишь для работы с мыслями и убеждениями человека.
2. Стадия каталепсии или средняя стадия гипноза характеризуется способностью вызывать у человека с помощью внушения каталепсию (неспособность волевым усилием задействовать мышцы, если этому противоречит внушенная идея, например, человек не способен согнуть руку, когда ему внушили, что рука замерла в приданном ей положении). Здесь же наблюдается анестезия слизистой носа, т.е. человек может свободно вдыхать нашатырь, ничего не чувствуя. Данная стадия подходит для психотерапевтической или психокоррекционной работы многих невротических заболеваний, типа фобий, эмоциональных проблем и др.
3. Стадия амнезии (сомнамбулизм), характеризуется способностью произвольно с помощью внушения забывать ту или иную информацию. Также может наблюдаться и непроизвольная амнезия при выходе из гипноза. Другим характерным признаком на этой стадии являются позитивные (способность воспринимать объект в его отсутствии) и негативные (неспособность воспринять объект) галлюцинации. Эта стадия полностью переводит гипнотика в фантазийный мир, и он начинает осуществлять свою деятельность в соответствии с внушаемым материалом. На этой стадии можно добиться самых поразительных феноменов гипноза, а также работать с психологическими проблемами, напрямую выражающимися в соматической сфере, например, заикание, аллергия и др.
Каждая фаза характеризуется нарастанием диссоциации или концентрации внимания т.е. человек настолько концентрируется на содержании внушения, что все остальное отходит на второй план, а собственное поведение воспринимается как автоматическое. На уровне физиологии – это объясняется образованием устойчивой доминанты, что подразумевает четкую фиксацию внимания и подавления иных возбуждений. То есть у гипнабельного человека мозг устроен таким образом, что он может долгое время и легко фиксировать на чем-то внимание, а негипнабельный страдает отвлекаемостью. В результате, из этих трех стадий, только сомнамбулизм представляет гипноз как отдельное состояние сознания. Первые же две стадии могут быть описаны в рамках социокогнитивного подхода или теории И.П. Павлова, т.е. как просто переходное состояние между сном и бодрствованием.
Таким образом выделяются люди с разной степень гипнабельности, что следует отличать от внушаемости.
Гипнабельность – максимальная глубина гипноза, на которую способен погрузиться человек.
Внушаемость – способность человека поддаваться внушению (сюда же относится и конформизм, например)
Вне зависимости от внушаемости именно гипнабельность позволяет получить доступ к управлению телесными функциями за счет внушения.
Как уже было сказано, степень гипнабельности определяет те феномены, которые мы можем получить в гипнозе. Помимо наиболее явных феноменов, по типу каталепсии, амнезии и анестезии можно отметить и множество других, которые проявляются в гипнозе, но вы рассмотрим их все.
1. Повышенная внушаемость – в процессе углубления гипноза, индивид все больше склонен принимать ваши внушения.
2. Туннельные эффекты (повышенная концентрация внимания) – избирательное восприятие того или иного стимула, например, клиент слышит только голос гипнотизера, игнорируя шум за окном.
3. Диссоциация – выведение элементов опыта из поля сознания субъекта, с временным прекращением доступа к ним, например, свои действия субъект воспринимает как автоматические, может забыть свое имя или цифру при внушении, теряет чувствительность в той или иной части тела.
4. Усиление идеодинамических феноменов – в процессе гипноза идеи и мысли человека способны оказывать большее влияние на его физиологию, поведение (идеомоторный эффект), ощущения (идеосенсорный эффект).
5. Каталепсия – одно из проявления идеодинамических феноменов, подразумевающее невозможность волевым усилием управлять теми мышцами, управление, которыми противоречит внушенной идеи.
6. Восковая гибкость – принятие конечности гипнотика, заданного гипнотизером положения.
7. Анэстезия – потеря чувствительности в том или ином участке тела.
8. Гиперестезия – повышение чувствительности органов чувств (на этом эффекте базируется множество мнимых магических способностей)
9. Возрастная регрессия – способность человека впадать в детский возраст с воспроизведением его основных параметров, например, рефлекса Бабинского.
10. Амнезия – способность терять доступ к той или иной информации из памяти.
11. Гипермнезия – актуализация мнестических способностей в гипнозе.
12. Галлюцинации – способность воспринимать объект в его отсутствии (позитивные галлюцинации) или невозможность воспринимать объект при его присутствии (негативные галлюцинации).
13. Трансовая логика – некритичное отношение к противоречивым элементам опыта, например, девушка будет нормально относится к тому, что ей внушили имя «Андрей».
14. Автоматизм – выполнение действий без участия воли субъекта.
15. Левитация – явление сходное с автоматизмом и каталепсией, когда конечность начинает двигаться под влиянием внушения без участия воли.
16. Сигналлинг – способность получения автоматического ответа от человека за счет двигательной активности.
17. Постгипнотическое внушение – исполнение внушение по выходу из гипноза.
18. Когнитивный диссонанс – стремление рационализировать амнезированное действие, например, человек будет пытаться рационально объяснить то что он открыл зонтик в солнечный день если ему это внушили.
19. Эхо-эффекты – стремление загипнотизированного копировать действия гипнотизера или вести себя в соответствии с его движениями.
20. Соматическая реакция – в отдельных случаях в глубоком гипнозе можно спровоцировать, некоторые реакции организма, например, ожоги, управление месячными или перисталикой, вызов стигматов (кровотечений) (именно этот феномен, когда-то давно привел к сжиганию множества «ведьм»).
21. Искаженное восприятие времени – человек в гипнозе обычно воспринимает время неадекватно, чаще всего ускорено, но бывает и наоборот.
22. Синестезия – смесь восприятий, например, можно прикоснуться к человеку в гипнозе и спросить, как выглядит это прикосновение или как оно звучит, он вам обязательно ответит.
Существует большое количество методов гипноза, однако все их можно разделить на пять основных групп. Первые четыре группы будут относится на счет теории состояния, последняя группа применяется в рамках социокогнитивного подхода.
1. Воздействие монотонно-повторяющимися раздражителями. Известно, что монотонные раздражители склонны утомлять нашу нервную систему и переводить ее в состояние покоя, что и стали использовать гипнотизеры. К монотонно-повторяющися раздражителям можно отнести пассы руками, поглаживания и массаж, монотонную речь, монотонное повторение слов, маятник и др.
2. Фиксация на слабом раздражите. Эффект этого приема такой же как и в предыдущем случае: человек не может долго фиксироваться на чем-то, не уставая – в какой-то момент он перейдет в состояние покоя. В качестве примера здесь можно привести фиксацию взгляда на горлышке бутылки, которую использовал Джеймс Брейд. Редко используют мигание света. Нельзя фиксировать человека на очень сильном раздражители, например, на светящейся лампе, это наоборот отстранит человека, так как такой свет может травмировать глаза.
3. Сверхсильный раздражитель или шоковый метод. Метод подразумевает быстрое, резкое и сильное воздействие на человека, которое обычно переводит кору в состояние торможения, т.е. человек замирает и впадает в транс. Сюда можно отнести метод Шарко, когда он бил в бубен за спиной у больных истерией. Современные гипнотизеры вместо этого обычно используют прерванные действия и выкрикивания «Спать».
4. Фиксация на внутренний образах и переориентация на внутренний план. В целом, три предыдущих метода направлены на достижения переориентации человека на фантазию, однако это можно делать и сразу, например, с помощью метафор или воспоминаний, которые гипнотизер навевает словами. Все больший переход в воображение постепенно переориентирует деятельность организма.
5. Ратификация (повышение внушаемости путем подтверждения или соответствия опыту субъекта). Метод подразумевает согласование действий и слов гипнотизера с ожиданиями субъекта. Чем чаще подтверждаются слова гипнотизера, тем большее доверие испытывает к нему загипнотизированный. Именно поэтому, например, в эриксоновском гипнозе активно используется подстройка, чтобы дезактивировать критику индивида. Этот метод является основой социокогнитивного подхода, однако его не стоит рассматривать как наиболее эффективный, ведь сколько бы вы не повышали внушаемость человека, его гипнабельность таким образом повысить не удастся, т.е. в процессе такой тренировки вы сможете все лучше и быстрее вызывать у человека каталепсию, однако, когда будет необходимо вызывать анестезию у негипнабельного субъекта, это вряд ли получится.
В связи с этим Дейв Элман создал эталон построения индукции, которая должна выстраиваться в ряд шагов.
1. Проведение индукции. На этом этапе мы тем или иным образом (прямым внушением или метафорой) моделируем феномен, необходимой нам стадии гипноза (например, на начальном этапе это может быть расслабление).
2. Тест. Мы тестируем достижение необходимого нам состояния (в случае расслабления, можно поднять и отпустить руку – она должна упасть без напряжения).
3. Коррекция. Если человек не проходит тест, то следует принять дополнительные меры: изменить индукцию, вывести человека из гипноза и провести беседу или же провести утилизацию.
4. Индукция. Здесь круг замыкается, и мы пытаемся вызвать феномен следующей стадии.
Такой алгоритм позволяет дойти до максимально возможной для данного человека глубины гипноза.
Направления применения гипноза
Вышеописанные феномены активно используются в разных направлениях применения гипноза. Они нужны не только для научных исследований, но и для того, чтобы наладить жизнь человека. Среди направлений применения гипноза можно выделить следующие.
1. Спортивный гипноз. В нем активно применяются идеодинамические феномены. Спортсмен в процессе гипноза может обучиться тому или иному двигательному навыку. Также, такой гипноз направлен на повышение мотивации и снижение волнения спортсмена перед соревнованиями.
2. Творческий гипноз. Как оказалось, гипноз способен актуализировать творческие способности человека. В.Л. Райков и П. Бауэрс объяснили это снижением критический функции субъекта: обычно мы запрещаем себе творить из-за самокритики и критики от других людей, а гипноз позволяет снять эти ограничения.
3. Анестезия при операциях. На данный момент ведущее место в анестезии конечно занимают фармакологические средства, однако порой необходим и гипноз, например, когда у человека имеется серьезная аллергия на лекарства. Также гипноз применяется и при родах, ослабляя боль у женщин.
4. Развлечения в эстраде и на улице. Гипноз с момента своего появления применяется для развлечения публики, за счет демонстрации тех или иных феноменов, которые непосвященным людям кажутся веселыми.
5. Маркетинг. Элементы гипноза применяются и в маркетинге. Конечно, продавец не будет доводить вас до сомнамбулизма, однако в магазине вы всегда встретите и обилие запахов, и легкую ритмичную музыку – элементы которые загружают ваши анализаторы, снижая критику.
6. Магия. К сожалению, гипноз является основой и для всех так называемых «магических» явлений. Ощущение энергии, текущей по телу – лишь идеосенсорный феномен, общение с духами с помощью маятника или доски – идеомоторный акт, а диагностика и мнимое выздоровление – обычный результат внушаемости.
7. Мошенничество. Порой гипноз используется и для обмана. Однако, случаи, когда у человека выманивают, что-то с помощью гипноза крайне редки и работают на одном из тысячи людей, а сам гипноз в основном является лишь составной частью целостной манипуляции.
8. Зомбирование. Элементы гипноза активно применяют в сектах для внушения необходимых лидеру идей.
9. Психотерапия. От грустного мы снова перейдем к хорошему и скажем, что гипноз является одним из наиболее эффективных средств помощи людям с невротическими заболеваниями.
Направления гипнотерапии
Психотерапия является основным направлением использования гипноза. На сегодняшний день появилось множество направлений гипнотерапии.
1. Суггестивная терапия подразумевает устранение симптома болезни прямым внушением.
2. Кодирование или терапия аверсивными стимулами подразумевает сочетание в гипнозе негативной привычки с тем или иным отрицательным ощущением («Когда ты увидишь рюмку, тебя начнет тошнить»). Вариант кодирования основан на внушении в легком трансе базовых идей вреда от той или иной привычки.
3. Аутотренинг и самогипноз направлены на повышение возможности сознательного управления своими физиологическими реакциями.
4. Аутосуггестия (самовнушение) подразумевает намеренное внушение самому себе тех или иных позитивных установок.
5. Эриксонианская терапия или терапия метафорой подразумевает использование оздоровительных метафор в процессе решения проблемы.
6. Когнитивная гипнотерапия подразумевает изменение дисфункциональных мыслей и убеждений в гипнозе.
7. Терапия полного сознания (Mindfullness) подразумевает изменение в гипнозе отношения к собственным мыслям и суждениям.
8. Терапия частей основывается на идеи, что в основе наших проблем часто лежит конфликт наших же частей личности, а задача терапевта – провести переговоры между частями и направить их деятельность на достижение общей цели.
9. Терапия сновидений в гипнозе продолжает идею терапии частей, но данные части теперь выступают как элементы сна.
10. Гипнодрама представляет из себя проведение психодрамы под гипнозом.
11. Регрессивная гипнотерапия подразумевает поиск в памяти диссоциированного (события) и его перепроживания с целью избавления от заблокированных эмоций.
12. Когнитивная регрессивная гипнотерапия помимо катарсиса включает в себя и изменение базовой идеи лежащей в основе травмы.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных направлений психотерапии наравне с когнитивно-поведенческой считается краткосрочная динамическая терапия, т.е. регрессивная гипнотерапия. Она позволяет добиваться успеха в крайне короткие по меркам психотерапии сроки.
Используемая литература по гипнозу и гипноанализу
● Статья о гипнозе в англоязычной Вики
● Методы регрессивной гипнотерапии (перевод с Вики)
● Платонов К. И. СЛОВО как физиологический и лечебный фактор. МЕДГИЗ
© Автор идеи психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов