"У нас Народные артисты на дороге не валяются!" (9 фото)
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году)
В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
Фаина Раневская. Точка. Другие слова не нужны. Ни про фантастический талант, ни про феноменальную популярность, ни про безграничную любовь народа. Ее остроумные фразы растащили на цитаты, из которых издали целые книги, куда добавили пошлости и заработали на этом большие деньги.
Артистка, не сыгравшая ни одной главной роли в кино, Британской художественной академией занесена в десятку лучших актрис ХХ века. Она была любима всей страной, но и бесконечно одинока.
«Любят все, а в аптеку сходить некому» – это ее слова
Фильмография Фаины Георгиевны включает в себя более двух десятков (далеко не главных, но очень ярких и запоминающихся) ролей:
1934 — Пышка — госпожа Луазо
1937 — Дума про казака Голоту — попадья
1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
1939 — Подкидыш — Ляля
1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 — Мечта — Роза Скороход
1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
1945 — Слон и верёвочка — бабушка
1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
1947 — Золушка — мачеха
1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
1965 — Первый посетитель — старая дама
1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка
Еще больше театральных ролей:
«Летний театр», Малаховка
1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка Иллариона Певцова — роль без слов
«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924 гг.)
«Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
«Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
«Чайка» А. Чехова — Маша
«Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
«Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
«Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
«Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
«Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
«Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
«На дне» М. Горького — Настя
«Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
«Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
«Роман» Э. Шелтон — Кавалини
Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931 гг.)
«Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
«Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
«Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
«Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
«Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
«Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
«Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
«Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
«Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
«Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
«Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго
«Мандат» (Н. Р. Эрдман) — Гулячкина
Камерный театр
1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка Александра Таирова — Зинка, проститутка
Центральный театр Красной Армии (1935—1939 гг.)
1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
1936 — «Слава» В. Гусева — мать
«Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина
Театра драмы (1943—1949 гг.)
1943 — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева
Театр имени Моссовета (1949—1955 гг., 1963—1984 гг.)
1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
1953 — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
1954 — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
1969 — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер[25]
1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)
1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
1960 — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна
"Золотые" цитаты Фаины Георгиевны, передававшиеся, что говорится, "из уст в уста":
*Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
*Такая задница называется «жопа-игрунья».
*Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности — брюнетки или блондинки?
Не задумываясь она ответила: “Седые!”
*Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
*Критикессы — амазонки в климаксе.
*Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
*С такой жопой надо сидеть дома!
О здоровье:
*На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
*Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
*Я себя чувствую, но плохо.
*Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
*Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
*Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
О старости:
*Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность. Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
*Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости.
*Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
*Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
*Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.
*Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
*Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
*Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
О работе:
*Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)
*Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.
*Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
*Я — выкидыш Станиславского.
*Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
*Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
*Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
*Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
*Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
*Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского! Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
*Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
*Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса. Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.
О себе и жизни:
*Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
*Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
*Спутник славы — одиночество.
*Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
*У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
*Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
*В Москве можно выйти на улицу одетой, как Бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” — ибо в бедность никто не верит.
*Одиночество как состояние не поддается лечению.
*Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
*Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
*Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: — В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.
*Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения» строго объясняет Раневская: «Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».
*Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: »Потому что белый цвет полнит».
*Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста. Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков? - В общем, нет, скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!
И в этом - вся Фаина Георгиевна, вся ее великая и трагичная (хоть многим казалось - что комичная) жизнь
Фаина Георгиевна скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.
Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.
Похоронена актриса в Москве на Новом Донском кладбище, там же, где похоронена её сестра Изабелла (участок № 4). На могиле круглый год можно видеть живые цветы от её почитателей. На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого Мальчика
- 19 вещей из СССР, об истинном предназначении которых иностранцы могут только догадываться
- 18 фотографий магазинов из прошлого, которые позволят вам попасть в 20-ый век
- Ностальгия по детству: иллюстрации Омарио Брунеллески
- Отголоски СССР: наследие минувшей эпохи, которое безвозвратно потеряно
- Мотоциклы, о которых мечтали все мальчишки в СССР