Дина Волкац и её знаменитые четвероногие бойцы (6 фото)
Джульбарс — лучше миноискателя
Самую знаменитую собаку нашей минно-розыскной службы — Джульбарса — в быту звали просто Жуликом. Многие читали, что на Параде Победы Сталин приказал пронести раненного пса на своём кителе. Но мало кто знает, что именно Джульбарс спас Владимирский собор в Киеве и могилу Тараса Шевченко в Каневе, заминированные отступающими гитлеровскими войсками.
В составе 37-го отдельного батальона разминирования (ОБР) пёс почти дошёл до Берлина. А по дороге с его помощью были найдены и обезврежены около 7500 мин на территории Венгрии, Румынии, Чехословакии и Австрии. Благодаря Джульбарсу уцелели многие дворцы и соборы, и, конечно же, люди. Командование его подразделения, почесав товарища-минёра за ухом, оставляло на месте граффити: цифру «37» и собачьи уши. Это означало: проверено, мин и снарядов нет.
После окончания войны Джульбарс снялся в картине «Белый клык» по одноимённой повести Джека Лондона. Можно сказать, что актёрский талант Жулику достался от хозяйки: до войны Дина Волкац успела поступить в Харьковское театральное училище, проучилась два года и даже начала играть в театре. Война перечеркнула её планы. Девушка с первого дня просилась на фронт. Дину призвали и, поскольку у неё уже имелась корочка инструктора по собаководству Осоавиахима, отправили дрессировать собак — и параллельно доучиваться в школе служебного собаководства «Красная звезда».
Первым заданием Волкац и Джульбарса было разминирование воронежского аэродрома в 1943 году. До того его территорию уже проверяли сапёры. Но когда после их проверки на аэродроме подорвался бензозаправщик, стало ясно, что без собачьего чутья не обойтись. Миноискатели того времени позволяли находить только те мины, которые были в металлических корпусах. Собаки же эффективно выявляли взрывчатку в любой оболочке. Через неделю четвероногий эксперт и его хозяйка доложили — проверено, мин нет.
Дина — собака-диверсант
(На фото Дина справа).
Ещё одной героической питомицей Волкац была её тёзка, собака Дина. Официально — Дина-1, потому что на долгую службу этой собаке рассчитывать не приходилось. Первоначально она прошла курс дрессировки в качестве истребителя танков — для животного это был билет в один конец. Но с 1942 года собак-взрывников использовать перестали, потому что немецкое командование отдало распоряжение всем, включая лётчиков люфтваффе, убивать любых собак, попадающих в поле зрения. Так что овчарку Дину переучили на минёра, а затем и на диверсанта.
В мае 1943 года Волкац была направлена на Калининский фронт, где её сразу назначили командиром взвода дрессировщиков-минёров 37-го отдельного батальона разминирования. Собаку Дину Волкац воспитала именно здесь, и для неё животное совсем не было образцом поточного производства. Волкац вкладывала в своих подопечных душу.
Осенью 1943 года собака Дина пустила под откос военный эшелон с солдатами и горючим, выведя из строя большой участок железной дороги на перегоне Полоцк — Дрисса. Как заправская диверсантка, она выскочила на рельсы перед приближающимся немецким поездом, оставила на рельсах взрывчатку, зубами выдернула чеку и вернулась к минёрам. Эту опасную операцию пришлось проводить днём — ночью территорию всё равно освещали, да ещё и патрулировали с собаками. После этого случая Волкац наградили за подготовку собак-диверсантов орденом Красной Звезды.
«Нет плохих собак…»
(На фото Дина Волкац и Александр Мазовер)
Когда окончилась война и работа по разминированию, лучшие четвероногие бойцы получили персональную пенсию. Волкац привезла домой одну из своих подопечных, тоже по кличке Дина. Собака потом регулярно появлялась в передачах вместе со своим хозяином — мужем Волкац, Александром Мазовером.
Именно Александру Мазоверу принадлежит знаменитая фраза: «Нет плохих собак, есть плохие хозяева». С ним Дину Волкац судьба свела в начале войны в школе служебного собаководства, где Александр преподавал. У них было общее призвание, и ни война, ни разница в возрасте в 18 лет не помешали паре создать семью. Уже в мирное время Мазовер написал десятки книг, часть из них стала классикой советского собаководства.
(На фото Парад Победы 1945-го года)
Батальон Дины Волкац — один из 18 отдельных батальонов разминирования, действовавших во время Великой Отечественной войны. Всего «собачьи» ОБР сумели обезвредить около 4 миллионов мин, спасти 19 тысяч крупных объектов и бессчётное количество жизней. В память о самоотверженности четвероногих питомцев в Волгограде есть памятник собакам-подрывникам, участвовавшим в обороне Сталинграда. В Москве памятники фронтовым псам можно увидеть на Поклонной горе и в Терлецкой дубраве, где во время войны находился питомник служебного собаководства. А клички «Джульбарс» и «Дина» на слуху, пожалуй, даже больше, чем имя их хозяйки.
Давайте же не забывать — рядом с боевыми собаками всегда находились люди: инструкторы, проводники, солдаты и партизаны. Помнить их — наша обязанность.
ОЛЬГА ТАБОЛИНА
- Немецкий дог: одна из самых больших пород собак в мире
- Щенка покрасили краской, чтобы продать за баснословные деньги
- Щенок бордер-колли родился с редким дефектом, из-за которого у него образовалось два носа
- Как с помощью теннисного мячика и трёх собак восстановить сгоревший лес
- 25 неопровержимых доказательств того, что самоеды — самые милые создания на свете