Хороший-плохой голый герой (7 фото)
Статуя Давида у входа в Палаццо Веккьо (Старый дворец) на площади Синьории во Флоренции.
Библейский мальчик Давид, победивший великана Голиафа, был символом Флоренции и его свободы. В качестве Голиафа в истории Флоренции выступали враги - французский король Карл VIII и коварный римский папа Александр VI Борджиа.
Однако у идеальной скульптуры Давида есть свои изъяны, одна часть тела у него непропорционально велика. Скульптура будоражила эмоций современников. Голый герой в центре города вызвал возмущение среди простых горожан, которые с криками «срамота» пытались забросать статую камнями.
Микеланджело в своей студии (по представлению Эжена Делакруа, XIX век)
По библейскому преданию мальчик-пастух Давид, который потом стал царем иудейским, вышел на бой с огромным противником от армии филистимлян. Мальчик убил своего противника камнем, запущенным из пращи. Враг, лишившийся лучшего бойца, бежал с поля боя.
Как правило, скульпторы и художники изображали Давида рядом с поверженным врагом, а Микеланджело представил героя перед схваткой. Герой готовится запустить камень в лоб врага, он твердо стоит на земле перед лицом опасности.
Давид представлен обнаженным как герой античности, который сражается со злыми существами.
Для работы мастеру была дана огромная мраморная глыба, к которой никто из скульпторов не смог подступиться.
«За сорок лет до того соборным причтом (Opera del Duomo) была предоставлена Агостино ди Дуччо гигантская мраморная глыба с тем, чтобы он изваял из нее фигуру пророка. Творение, едва начатое, оставалось незаконченным. Ни у кого» не хватало смелости продолжить работу. Микеланджело взялся за нее и из этой мраморной скалы извлек колоссального «Давида» - пишет историк Ромен Роллан.
Статуя Давида была представлена публике в 1504 году после трех лет работы.
Есть легенда, что некий Содерини - член комиссии которая оценивала работу мастера, сделал замечание о форме носа Давида и велел Микеланджело устранить свою ошибку. Скульптор послушался, он поднялся наверх взяв резец и щепотку мраморной пыли. Создав видимость работы Микеланджело рассыпал пыль вниз и спросил «Посмотрите теперь». «Теперь, — отвечал Содерини, — он мне нравится гораздо больше».
Так мастер посмеялся над критиком.
Бережная перевозка шедевра на площадь к дворцу проходила четыре дня.
Простой рабочий народ поначалу не оценил голого героя в центре города. Находились безумцы, которые пытались забросать статую камнями, но городская стража охраняла Давида. Хотя однажды ночью произошло одно нападение, но герой не пострадал.
Утонченные горожане встретили героя с восторгом и с интересом обсуждали новый образ символа города.
«Очевидно, республиканские власти сразу поняли сильную политическую символику Давида: он воплотил праведника, который, вооруженный только веревкой и верой в Бога, сумел одержать верх над сильным, но несправедливым, легко поддающимся изображению правилу правильного правительства, гаранта свобод и общего блага, защищенных божественной милостью» - писал Альварес Гонсалес.
Марка СССР к 500-летию со дня рождения Микеланджело
Статуя Микеланджело на рисунке Леонардо да Винчи. Критика гения другим гением
Ценители искусства сравнивали Микеланджело с другим гением эпохи – Леонардо да Винчи. Два гения были конкурентами и относились друг к другу более чем прохладно. Леонардо был уже признанным мастером, а Микеланджело только начал свой путь к славе.
«Чем более Леонардо был велик, тем большее отвращение чувствовал к нему Микеланджело; и он не пропускал случая высказать ему это» - пишет Ромен Роллан.
В чем изъяны тела Давида?
Леонардо да Винчи отмечал анатомические «излишества» статуи. По его мнению, герой был неестественно мускулистым, это заметно на критическом рисунке Леонардо.
Анатомическая неточность статуи героя - непропорционально большая голова. Предположительно, это задумка скульптора, который знал, что на статую будут смотреть снизу вверх, и голова будет казаться маленькой. Для предотвращения такого оптического искажения, скульптор увеличил голову. Искусствоведы видят в этом изъяне философский смысл: голова – это разум, который управляет телом. Идеальный человек должен быть разумным.
Также, наблюдательные исследователи заметили, что у героя не хватает одной мышцы между правой лопаткой и позвоночником.
Голый герой волнует "просветленных" и в наши дни, недавно было предложено натянуть на Давида плавки, но маразм под искусством пока не восторжествовал.
В 1873 году оригинал статуи Давида был перенесен в Академию изящных искусств, на ее месте на площади установлена копия.
В 1991 году на статую напал маньяк с молотком, который отколол мрамор с пальцев левой ноги.
Автор LENARUDENKO