Краткая история цифровых фотоаппаратов (18 фото)
Владельцам первых «цифровиков» приходилось нелегко. Нужно было носить с собой пятикилограммовые рюкзаки с аккумуляторами и жестким диском. С тех пор фотокамеры значительно уменьшились в размерах и стали куда более удобными — такими, какими мы их привыкли видеть.
Со времен появления фотоаппарата до выхода в свет его цифрового наследника прошло почти сто лет — именно столько времени потребовалось, чтобы найти способ записи изображений на цифровой носитель. Матрицы фотокамер в том виде, который используется сегодня, появились в конце 60-х годов. Изобретенный Вильямом Бойлем и Джорджем Смитом прибор с зарядовой связью стал первым шагом к современной технике.
В 1981 году компания Sony выпустила камеру MAVICA
Но первой настоящей цифровой камерой по праву считается Dycam Model 1, известная также под именем Logitech FotoMan FM-1. Отснятые кадры MAVICA записывала на обычные 3,5-дюймовые дискеты, которые тогда считались едва ли не последним достижением мира техники. Сейчас же найти компьютер, который бы их поддерживал, очень непросто.
Впечатляли первые фотокамеры тогдашнюю публику не только своими возможностями, но и ценой. Dycam Model 1 стоила около тысячи долларов. По современным меркам это вполне вменяемая стоимость для качественной «зеркалки», а вот возможности у той модели были далеко не современные: матрица с разрешением 376х240 пикселов, 256 градаций серого и один мегабайт встроенной памяти, а также простенький объектив с фиксированным фокусным расстоянием.
В середине 80-х (1984-1986 года) по примеру Sony, компании Canon, Nikon, Asahi также начали выпуск электронных видео- и фотокамер. Камеры были аналоговыми, стоили очень дорого и имели разрешение 0,3–0,5 мегапикселей.
В итоге, несмотря на то, что первая камера появилась в начале 80-х, началом массового производства цифровых устройств принято считать первую половину 90-х. Однако даже эти фотоаппараты были черно-белыми и не давали тех возможностей, которые требуются для создания качественных фотоснимков. Основная проблема заключалась в том, что никто не знал, с какого конца приступить к разработке цифровой камеры — наработки, полученные за время создания аналоговых фотоаппаратов, явно не подходили для их цифровых собратьев. Все попытки сделать устройство, которое бы наследовало опыт традиционной пленочной техники заканчивались провалом: например, созданная в 1991 году путем механического копирования пленочной «зеркалки» Kodak DCS-100 стоила около 25 тысяч долларов. Даже если отбросить в сторону безумную цену модели, ее использование оставалось проблематичным: камера требовала ношения пятикилограммовой сумки с блоком питания и жестким диском и не отличалась при этом достаточно серьезным качеством съемки.
Единственное, что могло использоваться как в пленочных, так и в цифровых аппаратах — объективы. Принцип их работы при переходе от одного типа хранения информации к другому ничуть не изменился.
Не хватало для создания качественного и простого цифрового фотоаппарата и удобного, емкого носителя. Жесткие диски для этих целей не подходили из-за своей ненадежности и больших размеров — ведь предшественники HDD в то время тоже не отличались миниатюрностью. Лишь в 1994 году компания SanDisc создала стандарт CompactFlash, который с некоторыми доработками используется и сегодня.
Это дало некоторый толчок развитию техники и в результате уже через год появились первые пользовательские цифровые камеры, которые к тому же отличались более или менее доступной ценой. По разрешению матрицы они существенно превосходили своих предшественников.
Такой жесткой конкуренции, которая есть сегодня, в середине 90-х в мире фототехники не наблюдалось, лидировали шесть основных производителей, которые параллельно продолжали выпускать пленочные камеры, — Olympus, Kodak, Nikon, Canon, Minolta и Pentax. В 1996 году на выставке Photokina интерес к производству камер проявили еще четыре производителя — Sony, Fuji, Casio, Epson. Все эти компании, за исключением разве что Minolta, продолжают делать камеры и сейчас.
Из шести основных производителей выделялась компания Kodak, которая долгое время оставалась признанным лидером фотодела. Несмотря на то, что первая камера принадлежит Sony, Kodak стал первым по многим другим показателям, куда более важным и для развития фотокамер, и для их владельцев.
В 1995 году компания выпустила компактную модель DC-20, которая стала первой по-настоящему компактной и удобной цифровой камерой. Размером она была с колоду карт, а вес устройства составлял всего 120 грамм. По цене около 200 долларов она была «бюджетной» камерой. В памяти DC20 могло поместиться всего восемь снимков при максимальном разрешении 493x373 точки, а разрешение матрицы составляло 0,18 мегапикселей.
Спустя некоторое время на рынок вышел первый ультразум этого производителя — DC-50 Zoom. В этой модели был впервые применен варио-объектив и система автоматической фокусировки, которая освободила владельцев фотокамер от необходимости самостоятельно настраивать резкость кадра.
Второй камерой, представленной производителем, стала DC-40. Обе эти модели обеспечивали разрешение 756x504 точек, а фотографии, сделанные с их помощью, напоминали снимки, полученные камерофоном. DC50 предоставляла возможность выбора трех степеней сжатия изображений — хорошее, лучшее и максимальное.
В памяти DC50 могло поместиться 22 снимка, а у модели DC40 их число достигало 99. Помимо встроенной памяти объемом один мегабайт камера DC50 поддерживала PC-карты, которые позволяли сохранить еще 100 фотографий, но стоили они, как недорогой цифровой фотоаппарат.
Еще одним достижением компании Kodak стало снижение цены на фотокамеры до трехсот долларов. Это позволило первым любителям цифровой техники приобрести себе фотоаппарат. По крайней мере, такие устройства уже могли конкурировать с пленочными аналогами и были чуть крупнее их.
В том же 1995 году были выпущены первые потребительские фотоаппараты Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio QV-11 (первая цифровая фотокамера с LCD-дисплеем и поворотным объективом), Sony Cyber-Shot.
В 1997 году выходит и FujiFilm DS-300 — первая камера с разрешением матрицы больше одного мегапикселя. Причиной роста мегапикселей матрицы была попытка сделать новинки соответствующими запросам пользователей. Дело в том, что компьютеры в то время были мало распространены, поэтому владельцы пленочных фотоаппаратов, несмотря на достаточно активную рекламу цифровых камер, не спешили переходить на новый стандарт. Для фотолюбителей на первом месте в списке требований всегда было качество печати. Несложные расчеты показали, что для получения хорошего снимка в распространенном формате 10х15 сантиметров разрешение матрицы должно составлять минимум 2,1 мегапикселя. Камеры с таким разрешением и стали первыми популярными цифровыми фотоаппаратами.
В 1998 году компания Sony начала выпуск матриц ICX 224 с разрешением два мегапикселя. С этого момента началось массовое производство камер с таким разрешением. Одним из первых массовых аппаратов с разрешением матрицы два мегапикселя стала Olympus C200 Zoom.
Одной из лучших камер конца прошлого века стала Olympus D-200L. Признание пользователей она получила за резкие и точные изображения. К тому же это был один из немногих аппаратов того времени, имеющий и оптический видоискатель, и встроенный цветной жидкокристаллический экран.
С приходом нового столетия число мегапикселей резко увеличилось — сначала до трех, а потом и до пяти. Из-за небольшого физического размера устанавливаемых в компактные фотоаппараты матриц, дальнейший рост их разрешения был ограничен. Увеличение разрешающей способности матрицы уже не давало только положительного результата — соответствующего роста качества получаемых фотографий. Поэтому в течение длительного времени фотомиром продолжают править двух- и трехмегапиксельные камеры. Наиболее популярными пользовательскими аппаратами в 2000 году стали Canon PowerShot A60 и А70. Производители стараются компенсировать недостаток мегапикселей в матрицах фотокамер яркой и качественной цветопередачей, удобством использования.
Несмотря на то, что к концу 90-х годов цифровые фотокамеры завоевали сердца большинства покупателей, профессиональные фотографы не стремились переходить на «цифру». Дело в том, что производители до 2001 года сосредотачивались в основном на компактных камерах, не затрагивая профессиональный рынок, для которого требовалось более высокое качество фотоаппаратов. Достигнуть его удалось лишь в 2001 году. Камера Dynax 7 Digital с шестимегапиксельной матрицей, выпущенная компанией Minolta, стала серьезной заявкой на успех. Она обладала достаточными для опытных фотографов характеристиками и в меру компактными размерами. В этом же году к производству цифровых зеркальных фотокамер присоединились Canon и Nikon, а затем и Pentax.
В 2003 году на рынок вышел Canon EOS 300D, который фактически стал первой доступной по цене широкому кругу фотографов зеркальной цифровой фотокамерой со сменными объективами. Последующему развитию этих устройств способствовало и то, что их владельцы могут пользоваться объективами пленочных аппаратов. Правда, в большинстве своем — только через переходник на байонет.
Анонсировав в 2003 году первую цифровую камеру D-серии, компания Pentax позволила хозяевам фотоаппаратов использовать «старый» парк объективов даже без переходников. А спустя несколько лет Olympus анонсировала модель Е-1, в которой использовался совершенно новый формат крепления объектива (4:3), открытый для всех независимых производителей. Этот формат тогда уже поддержали и Panasonic, и Sanyo, а главное — компания Sigma, наиболее известный производитель оптики.
И наконец, два года спустя, в 2005 году Canon объявляет о выпуске первой доступной по цене (менее 3000 у.е.) камеры с полнокадровым (36х24 мм.) сенсором и разрешением 12.7 Мп. EOS 5D. Эта камера очень долго оставалась практически единственной полноформатной цифровой камерой, не имеющей конкурентов в своем ценовом сегменте.
После этого рынок начал стремительно наполняться так называемыми любительскими зеркальными камерами, стоимость которых не превышала 1000 у.е., а так же камерами более высокого уровня, стоимостью более 1000 у.е., для тех, кто занимается профессиональной фотографией.
В отношении полного кадра в цифровом фотоаппарате, главный конкурент догнал Canon только спустя несколько лет. В этом году Nikon выпустила сразу две полнокадровые фотокамеры — D3(12,1 Мп.) и D700 (12,1 Мп.) с режимом Live View (визирования на дисплей).
Однако Canon не заставил себя ждать с ответом и буквально месяц назад на германской Photokina презентовал последователя камеры EOS 5D, Canon 5D Mark II, камеру с полноформатной 21-мегапиксельной матрицей и возможностью записи видео в формате HD. В отношении записи видео Canon не стал первопроходцем, поскольку немногим ранее Nikon выпустил камеру для потребителя среднего ценового сегмента Nikon D90 — первую в мире зеркальную камеру с возможностью записи видео. И буквально в то же время Sony своей новой камерой так же сделала своеобразный прорыв в мире фотоиндустрии. В сентябре компания выпустила A900 — полноформатную зеркальную фотокамеру с разрешением 24,6 мегапикселя.
Как видим, на сегодняшний день у каждого крупного производителя фототехники имеется в наличии как минимум несколько зеркалок различных классов (любительские, полу-, профессиональные, полноформатные). Разобраться в этом многообразии зачастую очень непросто. Что же касается компактных камер, они тоже продолжают совершенствоваться — причем не столько по характеристикам матрицы (достигнутого уровня в 10—12 мегапикселей более чем достаточно для фотолюбителя), сколько по удобству использования. Производители оснащают свои устройства дополнительными функциями, превращающими простой фотоаппарат в «разумное» устройство, практически не требующее вмешательства в фотопроцесс со стороны владельца.