Как русские цари себе невест выбирали (5 фото)
До Петра I заграничные браки были в России не в почете. Католическая жена, мягко говоря, не очень здесь приветствовалась, поэтому зазнобу для царя-батюшки искали у себя в стране. Конечно же, предпочтение отдавалось боярским и дворянским дочкам, но самодержец запросто мог жениться и на купеческой дочке, если бы та пришлась ему по вкусу. Считалось, что любая девушка является холопкой в сравнении с царем, поэтому вопрос происхождения не очень сильно заботил русских самодержцев, так небезызвестная супруга Ивана Грозного Марфа Собакина имела скромное купеческое происхождение. Хуже всех приходилось в те времена царевнам, ведь равных им нельзя было найти (любой муж, только бы унизил царскую дочь своим происхождением), поэтому большинство этих несчастных заканчивало жизнь при монастырях.
Клич и смотр
Когда царь понимал, что ему пришла пора жениться он кидал своеобразный клич на всю страну, чтобы семьи, где имелись подходящие девицы на выданье были готовы к предстоящему смотру. "Кастинг" в царские жены на Руси был явлением масштабным. За первичный отбор невест отвечали приближенные к царю люди, которые ездили по всем городам страны, отбирая подходящих девушек. Красота здесь имела особое значение. Те претендентки, которые проходили своеобразный первый тур должны были явиться к определенной дате уже на московский смотр, причем приглашение посетить столицу носило вовсе не рекомендательный характер... Часто бывало и так, что царь уже заприметил себе невесту, но смотрины были делом обязательным, поэтому смотр барышень со всей страны никогда не отменялся.
Медосмотр
Понятно, что царской женой должна была стать не только прекрасная и целомудренная девица, но еще и здоровая, ведь основное предназначение царицы - деторождение, поэтому в оценке здоровья претенденток особое место принимали повивальные бабки. Вот на этом этапе обычно и начинались козни, которые строили не только родственники потенциальных невест, но и маменьки царей. Так 20-летний Михаил Фёдорович Романов влюбился на смотринах в дочь коломенского боярина Марию Хлопову, но вот матушка юного царя сразу же невзлюбила девушку из-за многочисленных родственников и "худородность". Девицу поселили во дворце накануне свадьбы со всеми почестями, полагавшимися царской невесте. Спустя немного времени Мария вдруг заболела необъяснимой болезнью, бояре тут же нарекли девушку "непрочною", сослав в Нижний Новгород. Но таинственная болезнь в ссылке неожиданно прошла, однако матушка юного самодержца все же сумела отговорить его от женитьбы на Хлоповой. Спустя 8 лет Михаил Фёдорович все же женился на Марии Долгорукой, но через пару дней после свадьбы девушка вдруг заболела, а спустя несколько месяцев ее похоронили. Через 2 года снова был устроен всероссийский смотр невест, до "финала" дошли 60 самых красивых и родовитых девицы, но царь и здесь отличился, выбрав не знатную красотку, а дальнюю родственницу одной из претенденток. Девушку звали Евдокия Стрешнева, она приехала из Можайска и не обладала нужным положением, однако царь настоял на свадьбе. Отец и браться невесты, поняв, что девушка снова не понравилась матушке царя оберегали и караулили ее вплоть до самой свадьбы, боясь традиционной "внезапной хвори". Но видимо мать решила дать шанс невестке, хотя бы из-за желания иметь внуков. Евдокия родила своему мужу 10 детей, включая будущего царя Алексея Михайловича (отца Петра I).
Масштабный кастинг
Когда наступала дата смотрин в Москве, в столицу съезжались сотни, а иногда и тысячи потенциальных невест. Далее из них выбирали самых лучших, зачастую в несколько этапов, оставшиеся претендентки принимали участие своеобразном "финале" в царских палатах. Бывало и так, что царь лично осматривал все прибывших в Москву девушек, а иной раз довольствовался несколькими десятками самых проверенных девиц. Победительница смотра всегда была только одна, а на кону была не диадема со стразами, а настоящая царская корона, поэтому неудивительно, что между соперницами разыгрывалась настоящая война, зачастую с жертвами. Отравление было самым распространенным способом расправиться с нерадивой конкуренткой, но на этом дело не заканчивалось. Порчи и привороты в те времена были еще популярнее чем сейчас, а ведь направленный неготов способен творить "чудеса". Счастливицы, которым все же повезло дойти до финала принимали участие в последнем смотре, который проводил сам государь, сидя на позолоченном кресле. Каждая девушка подходили к нему и низко кланялась в ноги, после чего ей в сторонке оставалось только ждать решения царя. По старой традиции, которая пришла на Русь из Византии, самодержец вставал и подходил к понравившейся девушке, после чего бросал ей на грудь платок, расшитый жемчугом и золотом. "Проигравшие" девицы отпускались восвояси с ценными подарками, хотя зачастую они сразу же выходили замуж за приближенных царя, которые тоже внимательно присматривались к отобранным "невестам".