ОПРИЧНИКИ – Чумные доктора (4 фото)
Но… далее идет утверждение, что опричнина принесла только разорение и беды. Или ИванIV Грозный был настолько глуп, что не видел какое несчастья для России приносят опричники? Так зачем же тогда Иван Грозный ввел опричнину?
В этом плане нужно описать поход Ивана Грозного в Великий Новгород.
О походе, в разных источниках, говорится разное, но все они сходятся в одном, что это был "карательный" поход. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» против него и намерении переметнуться к польскому королю, ИванIV в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.
По разным оценкам в ходе карательной операции было казнено от 2000 до 3000 человек. Кроме того, летопись отмечает, что в это время свирепствовала чума, как результат уничтожения опричниками съестных запасов и как следствие голода. Для полноты картины следует отметить, что летопись написана в 1584 году, в год смерти ИванаIV, а может быть и позже.
Из Новгородской летописи мы узнаем, что в 1572 г. в Новгороде было запрещено хоронить людей, умерших от заразной или повальной болезни около церквей, а велено хоронить их далеко за городом. На улицах были устроены заставы, а дворы, где умер человек от повальной болезни, велено было запирать, не выпуская их них оставшихся в живых, которым приставленные ко двору сторожа подавали пищу с улицы не входя во двор; священникам запрещено было посещать заразных больных; за ослушание виновных сжигали вместе с больными. Кроме того, собирались сведения о том, не существует ли где-нибудь мор. В “Истории Московии” Милтона мы находим указание на то, что английского посланника Дженкинсона, приехавшего в 1571 г. в третий раз в Россию, долгое время задерживали в Холмогоры. Он прибыл на корабле через Белое море, потому что в России в это время была чума.
В средневековье борьба с чумой и другими моровыми болезнями заключалась в ограничении передвижения и уничтожения с помощью огня умерших или с помощью меча ещё живых, но уже умирающих больных. С повторением сжигания.
Отдельно стоит упомянуть о средневековых чумных докторах. Платили им в 4 раза больше, чем обычным докторам при том что у многих из них не было вообще никакого образования. Главное, что у них было – это иммунитет на болезнь и как следствие возможность общаться с больными. Не менее важными персонажами на улицах средневековых чумных городов стали мортусы – люди переболевшие чумой или просто преступники, которых было не жалко. Они по большей части занимались уборкой трупов.
Сюда еще стоит прибавить религиозную истерию и развитие идей о приближающемся апокалипсисе. Опричники Ивана Грозного в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день. Так же стал безумно популярным стал дистиллированный алкоголь. Во-первых он являлся неплохим антисептиком, а во-вторых в такие времена наверное сложно не пить. Недаром появился термин «пир во время чумы».
В этой связи вспоминаются царские кабаки только для опричников, куда не пускали посторонних. И произведение Лермонтова.
Это опричник. А теперь вы боитесь таких опричников? Это дворники которые поехали на уборку территории. Их разобьют и разгонят не только татары, но и любые крестьяне. С кем они могут воевать? А именно так изображают опричников современные художники.
НЕТ ВИДА ОПРИЧНИКА настоящего, так как он был ОБЫЧНЫМ человеком для того времени.
Но отличия были в одежде.
Чума (черная смерть) неоднократно проходила по территории России. В 1654—1655 годах на территорию России проникла чума с Запада. Власти хорошо понимали опасность эпидемии и приняли все надлежащие противоэпидемические меры. Были изданы царские указы по борьбе с эпидемией. Действия принимались жесткие. Блокировали заражённые населённые пункты и районы, расставляя на дорогах заставы и засеки с горящими кострами «для очищения воздуха». Пытавшихся проникнуть через оцепление окольными путями и было велено казнить. К ответственности привлекали не только беглецов из заражённых районов, но и тех, кто их у себя принимал. Одной из важнейших задач властей было не пустить эпидемию в районы где находились армия и царь, поэтому тщательнее всего контролировалось направление из Москвы на Смоленск.
На пути в Калязин перед царской семьёй перевезли тело умершей от чумы женщины. Было приказано наложить на этом участке дороги и вокруг неё дров, поджечь, а уголь с землёй собрать и увезти подальше. Страх перед чумой обуял не только царскую семью, но и царя, который, перестраховываясь, долго откладывал приезд в Москву. Главными средствами дезинфекции были огонь, вода, мороз. Также применялся известный на Руси издревле дым от сжигания можжевельника и полыни, которым окуривали дома и предметы. Вещи и одежда заболевших сжигались на кострах. Письма по пути следования передавали «через огонь»: с одной стороны от костра стоял гонец и выкрикивал содержание написанного, а на другой переписывали на новую бумагу. Перевозимые между городами деньги предписано было промывать в воде, а одежду «вымораживать и вытресать». Причём выполняться эти манипуляции должны были руками людей, которые «в моровых болезнях были», здоровые же должны были «ни к чему не касатца». Всё это происходило в 1655 году. Об этом можно узнать в http://www.вилла-лапушка.рф/
А теперь вспомним период опричнины с 1565 года по 1672 год. Где опричники проводят «карательные» походы там и чума. Следующее описание эпидемии мы встречаем в летописях 1563 года в Полоцке. В 1566 г. снова появляется мор в Полоцке, затем захватил города Озерище, Великие Луки, Торопец и Смоленск, а в следующем году распространилась на Новгород, Старую Руссу и продолжался до 1568 года.
Что же на Западе? «Великая чума» пришла в Англию из Нидерландов, в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после «Великого пожара», который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами. Не стоит забывать Англия основной торговый партнер России и известия об эпидемиях приходили с каждым английским кораблем.
В это время царь неожиданно покидает Москву и селится в Александровой слободе и создаётся опричнина со своими землями для защиты царя от заразы боярской и даже создаётся своя казна. Одежда опричников почти полностью совпадает с одеждой чумных докторов. Она напоминает монашеские чёрные скуфейки и подрясники (на черном хорошо видно вшей и блох, которые считались разносчиками чумы), однако в отличие от них они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «гойда!». Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Вспоминается маска чумного доктора в которую закладывали обеззараживающую дыхание траву, обычно полынь, которая, неожиданно, была метлой на кнутовище.
Естественно прибытие опричников не предвещало ни чего хорошего, с какой бы благой целью они не прибыли. В любом случае будет собираться информация о всех «проказах и заразах», а также их разносчиках.
Объяснять опричнину как жесткие карантинные мероприятия, а иногда и жестокие это не очень просто и не нужно. Выдумывание причин опричнины, написанные Романовами (одними из заинтересованных лиц), вызывает только вопросы, ведь ни одна цель опричнины (которая декларируется современными историками т. е. после 1614 года не была достигнута ( из школьных учебников и летописей)). А то что царь всех убивал (сына в том числе) в каком-то полубезумстве – это нормально, это понятно, и интересно для обывателя.
Это бедственное время отметил Макарий III (в XIV В):
"Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество, [что делали] не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство в имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных". Хуже всего и величайшим гневом Божьим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия св. Тайн.