Рябинники — удивительные дрозды (16 фото)
Однако после того как дерево, давшее название птице, прочно освоило улицы, скверы и сады, дрозды, привлекаемые сверхизобилием корма, стали все чаще и все большими стаями навещать города уже в дни золотой осени.
Затем они стали гнездиться поближе: в пригородных лесах и рощах, в парках окраин и, наконец, среди жилых кварталов. Рябина не только помогала дроздам пережить зиму, но и позволяла расширять своё жизненное пространство далеко к югу.
На местах гнездовий рябинники появляются рано: в средней полосе России — в первой декаде апреля. Зимуют и возвращаются на гнездовья большими стаями — по 60—100 и более птиц. Зимой в городах можно увидеть стаи до 200—300 и более птиц.
Рябинник довольно хорошо отличается от прочих пестрых дроздов буро-коричневой спиной и серым цветом головы, шеи и надхвостья. Нижняя сторона у него тоже пестрая, но пестрины довольно густо сосредоточены на груди и на боках. Из-за черной «подводки» вокруг глаз, кажется будто рябинник всегда немного недоволен и сердится. Самец и самка окрашены сходно, а молодые имеют пестрины и на спине.
Рябинники гнездятся всегда колониями — 30-50 и более пар, формирующимися в течение нескольких дней и имеющими сложную структуру. Ядро колонии образуют опытные старые птицы — основатели колонии.
Они приступают к постройке гнезд на несколько дней раньше, чем молодые птицы, которые прилетают позже и селятся на периферии колонии. «Старики» не только выбирают лучшие деревья, но и строго оценивают защитные, кормовые особенности ядра колонии и всего поселения.
Гнездо строит самка, сплетая наружную часть из веточек и старой прошлогодней травы. Затем это она цементирует грязью, а изнутри штукатурит толстым слоем мокрой земли. Получается тяжелая и довольно прочная постройка, которая может сохраняться несколько лет.
Бронированный таким образом лоток выстилается мягкими сухими стебельками травы и листочками. Самец не участвует в строительных работах непосредственно, но сопровождает самку в полетах за строительным материалом.
В мае-июне самка в течение 13-15 суток сама высиживает кладку из 4-7 зеленоватых с бурыми пятнами яиц. Самец в это время охраняет ее, принимает активное участие в защите колонии. Во время насиживания самец не кормит самку и ей самой приходится добывать себе корм. Выкармливают птенцов оба родителя 12-13 дней.
Птенцы выбираются из гнезд обычно на 13—14 сутки после рождения, еще не умея летать. Первые дни они отсиживаются на деревьях или в кроне кустарников, где их докармливают родители. Вполне самостоятельными, способными перепархивать и взлетать на деревья они становятся примерно через неделю после вылета из гнезд.
Обычно в сообществе рябинников или рядом с ними по краям гнездится большое количество мелких воробьиных птиц: зяблики, пеночки, зеленушки, вьюрки и прочая пернатая мелочь, используя мощную защиту гнездовой колонии от ястребов, ворон и сорок.
Однако приёмы защиты от хищных птиц не всегда оказывают действие на ворон и сорок, которые берут и своей хитростью, и численностью. Писатель Н. Г. Никонов в книге «Певчие птицы» описал охоту двух сорок, свидетелем которой он был сам:
"Одна сорока залетает на край колонии и начинает стрекотать, поднимает шум и гвалт. Все дрозды кидаются на проклятую хищную воровку, преследуют её далеко с невообразимым гомоном, в то время другая совсем тихо подбирается к оставленным гнёздам, пьёт яйца и пожирает неоперённых птенцов."
Рябинники не только умны, смелы и недоверчивы, но и расчетливо осторожны. В лесах они исполняют обязанности сторожей, и их предупреждающими криками руководятся не только их же собратья, но и другие птицы и даже млекопитающие.
Как и у многих других воробьиных птиц, у них есть особый сигнал «замаскированной тревоги» — высокий и тонкий продолжительный свист, но слышится он редко. Будучи смелыми и очень активными птицами, рябинники даже на хищников предпочитают нападать.
Они используют очень действенный, свойственным им прием: налетают сверху и обливают противника жидким помётом. Случается, что жертвы таких атак погибают, так как едкие испражнения склеивают перья и изъязвляют кожу.
Как и другие дрозды, рябинники прожорливы. В летнее время основу их рациона составляют дождевые черви, мокрицы, гусеницы, пауки, мухи, жуки, улитки и слизни. Птенцов же родители кормят только насекомыми, хотя во многих случаях почти одними дождевыми червями питаются не только сами взрослые птицы, но и выкармливают ими своих птенцов.
Рябинники нередко коллективно вылетают для сбора корма на луга и поля, расположенные в 200—500 метрах и более от места гнездования, и тогда их постоянно можно видеть летающими на поля или с полей с дождевыми червями в клювах.
Часто можно наблюдать, как большая стая дроздов «обрабатывает землю», исследуя её буквально сантиметр за сантиметром, постоянно покручивая головой и разглядывая почву, проворными движениями клюва раскидывая или даже переворачивая листву и надпочвенную подстилку.
Высмотрев червя и прицелившись, дрозд моментально хватает его и тянет из земли. Червяк сопротивляется, растягивается как резиновый и пытается нырнуть обратно. А дрозд все тянет и последним резким рывком выдёргивает червя, умудряясь при этом его не порвать пополам.
Чтобы червяк не мешал дальнейшей охоте своими извиваниями и попытками к бегству, дрозд швыряет его на траву и несколько раз долбит клювом. После такой процедуры червяк сдается, затихает и виснет в клюве.
По земле эти птицы передвигаются характерными прыжками, держась прямо. Потревоженные дрозды высоко поднимают голову над травой, осматриваются и порывисто нагибаются, вздергивая хвост и издавая тихое отрывистое чоканье. Заметив опасность, они взлетают в воздух против ветра и опускаются на ближайшее дерево.
Поют эти птицы нечасто, обычно делая это «между делом», налету. Песня их торопливая и неразборчивая, состоит из щебетаний, скрипов, визгов и квохтаний. Сигнал, похожий на «гри-гри-гри», означает созыв дроздов в одном месте.
Окончив гнездование, рябинники собираются в стаи и переходят почти всецело на ягодный корм. Осенью рябинники устраивают настоящие банкеты на плодовых деревьях и кустах. Но особое пристрастие у них к рябине, и когда деревья стоят увешанные тяжелыми кистями ярких ягод рябины, большие стаи рябинников с раннего утра налетают на них и сначала затихают.
Удостоверившись в безопасности, они с тихим глуховатым чоканьем начинают щипать ягоды, дергая за кисть и быстро глотая их целиком. Потревоженная стая шумно срывается с места и с громкими трескучими позывами «тра-ра-ра-ра…» и характерным взвизгиванием стремительно улетает.
Но через несколько минут на дерево является тихий разведчик, а вслед за ним налетает с полсотни этих прожорливых птиц. Ягоды убывают на глазах, и в начале зимы многие деревья стоят уже почти голые.
Замечено, что рябинники большие сладкоежки. При наличии рядом с обычной рябиной куста с культурными ягодами, птицы в первую очередь объедят сладкие плоды. К тому же, такие «деликатесные» деревья птицы запоминают и в следующем году прилетят туда снова, приведя и своих сородичей.
Осенние и весенние миграции рябинников могут выглядеть как отлет и возвращение на родину, но на самом деле это не что иное, как стайное бродяжничество по гнездовому ареалу: где корм — там остановка.
Они не боятся морозов, и в урожайные на ягоды годы остаются у нас и на зиму, образуя стаи до 100-150 особей. Кормятся зимой также ягодами калины, бузины боярышника, можжевельника, облепихи. При неурожаях ягод рябинники откочевывают южнее, достигая Средиземноморья и Центральной Азии.
Многие наблюдали, как во время пиршества дроздов ягоды рябины сыплются на землю настоящим дождем. Однако «виноваты» в этом отнюдь не дрозды. Это явление — удивительное приспособление самой рябины. При созревании плодов у рябины между плодом и веточкой образуется тончайший пробковый слой, который и обеспечивает обильное осыпание.
Оказывается, дрозды очень нужны и самой рябине, так как прорастание ее семян невозможно без обработки их желудочным соком птиц, который не переваривая большую их часть, резко повышает всхожесть семян.
Многие садоводы, пытавшиеся получить из ягод проростки особенно ценных сортов и клонов рябины, специально для этого заводили дроздов в клетке и предварительно скармливали им плоды, предназначенные для последующего посева.
Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»