Величие Тарханкута (26 фото)
Скалы, пещеры, тоннели, чистейшее море и таинственный подводный мир тех живописных мест поражают своим великолепием.
С тюркского «тархан» переводится, как «освобожденный от подати» или «избранный». До конца XVII века земли западного Крыма освобождались от налогов, что подтверждалось «тарханными грамотами».
Со стороны моря Тарханкутское плато воспринимается как бесконечная каменистая степь, край которой обрывается в море огромной каменной стеной с рельефно выступающими пластами известняков.
Море и ветер хорошо потрудились над береговыми обрывами Тарханкута. Они изобилуют навесами, гротами, нишами. Стены пещер и гротов покрыты мелкими щетками сталактитов, дно завалено причудливыми каменными истуканами.
Входы в некоторые пещеры расположены ниже уровня моря. Одна из них находится на рекордной для Крыма глубине 10 метров. До начала прошлого века на Тарханкуте в таких гротах с подводными входами обитали редчайшие животные — тюлени-монахи, но затем исчезли.
Повсюду тарханкутские известняки покрыты лишайниками, которые выделяя углекислоту и усиливая растворимость камня, ускоряют разрушение скал. Иногда в солнечные тихие дни на побережье слышен громкий треск, сопровождающий шелушение известняков.
В жару скалы, покрытые лишайниками, сильно нагреваются. Между прогретым поверхностным слоем камня и нижним — более холодным возникает большой перепад температур. Поверхностный слой известняка расширяется и создает напряжение, отрывающее от камня чешуйки толщиной в несколько миллиметров. И так происходит в течение многих тысячелетий.
Словно мираж, среди бескрайних степей Западного Крыма, возникает Джангульское оползневое побережье — волшебно прозрачное море, звенящая степь, причудливые обрывистые берега. Местные называют его коротко — Джангуль, что в переводе с древнего фарси — «Цветок Души», или с тюркского — «Озеро Души».
Это место завораживает своей дикой красотой, рожденной в борьбе стихий. Огромные участки скальной породы под воздействием природной катастрофы оторвались от монолита Тарханкутского плато и стали сползать вниз к морю.
Причина в том, что известняковые массивы залегают на слое водоупорных глин. Влага, легко просачиваясь по трещинам сквозь толщу известняков, размягчает и делает скользкой глиняную поверхность. Под собственной тяжестью скалы сползают в море, образуя нерукотворные скульптуры, а ветер и море с годами их оттачивают до совершенства.
В появившихся разломах со временем образовался довольно пышный растительный мир, отличный от выжженной солнцем степи. В тенистых и влажных трещинах разрослась трава, появились кустарники шиповника, барбариса, ежевики, а скальные стены увиты теплолюбивым плющом.
Насколько хватает глаз, простирается безграничная синева переливающейся глади моря и горизонт. Удивительно прозрачная вода, дно, словно вымощенное глыбами и валунами белого известняка, шум прибоя обладают магнетизмом и притягательностью настолько, что кажется будто там начинаются другие неизведанные миры.
Контраст бескрайней степи и безбрежного морского пространства навевает сравнение с краем земли, а насыщенном степными травами пряном воздухе звучат нотки безбрежной свободы.
Вдоль побережья тянутся грунтовые дороги, пересекая многочисленные балки и овраги, часто с довольно крутыми склонами. Скромные полевые цветы на скальных выступах придают совершенство первозданному пейзажу.
В юго-восточной части Тарханкута есть еще одно привлекательное место, называемое Атлеш. Белоснежные 40-60-метровые обрывы на трехкилометровом участке побережья, похожие на слоеный пирог, изобилуют пещерами, гротами и нагромождениями глыб между мысами Большой и Малый Атлеш. А рядом — желтые песчаные пляжи маленьких уютных бухт.
Мыс Большой Атлеш представляет собой сорокаметровую арку в выступающей в море скале, которую пробили волны и ветер. Большой Атлеш отделяется от Малого уходящей далеко в море косой со звучным названием Чуча, через которую проходит огромный сквозной грот протяженностью 84 метра.
Море, разрушая крепкие известняки, сотворило бухты-аквариумы с водорослями, рыбами и крабами, которых можно видеть без водолазной маски. Отделившиеся от скалистого берега глыбы спокойно лежат на дне бухт. Одна из таких скал носит название Черепаха.
На скалах огромное множество гнезд чёрных бакланов. Важные и сосредоточенные, они издают достаточно неприятные звуки, похожие на хриплый смех. Соберутся несколько особей вместе и гогочут, как будто кого-то высмеивают. За хищные повадки бакланов иногда называют морскими во́ронами.
Название Атлеш происходит от персидского слова «атеш» (огонь) и, очевидно, связано с тем, что с давних времен на побережье обрывистых скальных участков раскладывали костры, которые в ненастную погоду и в ночное время указывали судам путь к берегу.
Скалы Тарханкута очень опасны для мореплавателей, а прибрежные воды могут вполне соперничать с акваторией Севастополя и Керчи по количеству затонувших судов. В то же время, с античных времен небольшие бухты Атлеша служили надежным укрытием для пиратов и контрабандистов.
В одной из прибрежных скал образовался природный бассейн глубиной 6 метров. Свое название — «Чаша любви» он получил из-за формы сердца, которую образуют окружающие его камни и скалы.
В купели имеется достаточно просторный тоннель, проплыв по которому всего 5 метров можно оказаться в открытом море. Именно по нему главный герой фильма «Человек-амфибия» Ихтиандр попадал в дом своего отца.
Существует поверье: прежде, чем пожениться местные молодые люди должны были проверить будет ли прочным их союз. Держась за руки, они вместе прыгали в Чашу любви. Если их руки под водой разомкнутся, значит брачные узы не будут прочными. Если нет — союз будет крепким. Во время шторма «чаша» превращается в самый настоящий гейзер, который с шипением и брызгами взмывает ввысь морскую воду.
Крайняя южная точка Тарханкутского полуострова — мыс Урет. После Великой Отечественной войны ВМФ Советского Союза был размещен девиационный полигон, требующийся в недалеком прошлом для точной настройки навигационных приборов корабля. Такие полигоны сооружались на берегах морей и даже на реках. До сих пор на пустынном берегу остались специальные башни — створы.
Когда-то к навигационным створным знакам предьявлялись высокие требования. Фундаменты рассчитаны на действие ветра с пульсацией и на сейсмическое воздействие интенсивностью 9 баллов. Конструкция створных знаков принята в виде цилиндрической башни с глухими стенами, а входные металлические двери имели замки повышенной секретности.
Особая достопримечательность Тарханкута — маяк, стоящий на «мысе бурь», который пользуется плохой славой у мореплавателей. Много кораблей в тех местах находили гибель во все времена — от античности до наших дней.
Башня высотой 38 метров была построена в 1816 году из белого инкерманского известняка, который доставляли на Тарханкут морем. За свою долгую жизнь маяк пережил много потрясений и тяжелых времен, были революции, войны, землетрясения, но он освещает путь морякам до сих пор.
Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»