Игорь Тальков. 62 года со дня рождения артиста (11 фото)
Тальков говорил, что он никогда не молчал, просто у него долгое время не было сцены. В 1975 году в Туле на площади Тальков сказал все, что думал о Брежневе. Ему тогда было восемнадцать. Потом затаскали по разным инстанциям, в КГБ. Собирались посадить. Выручил друг Анатолий Кондратьев, известный велогонщик, который был тогда в Туле очень популярен. Игорь с ним вместе в одной группе играл. Ему удалось избежать суда. Потом отправили в армию.
Вторую попытку сделал в Москве в восьмидесятом. Его пригласил директор клуба "Найка" выступить на дискотеке. Песен у Игоря к тому моенту уже собралось много, но никто их не знал. После той дискотеки к Талькову подбежал директор клуба, совсем бледный, и начал лепетать: "Что ты наделал! Ты соображаешь, что спел? Ну ты меня убил!" Больше до восемьдесят седьмого года у Талькова не было возможности публично выступить. А как только в восемьдесят седьмом стала популярной песня "Чистые пруды", ему дали сцену. Он сразу же вышел и начал петь песни, которые хотел. Его никогда не сковывали рамки "можно - нельзя". Интересовала только физическая возможность воспроизведения того, что волновало.
По воспоминаниям песня"Чистые пруды" была спета случайно. Его тогда пригласил Тухманов в группу "Электроклуб" в качестве автора-аранжировщика. Он согласился на это предложение только потому, что надеялся на помощь Тухманова в раскрутке песен собственного сочинения. Когдаже он понял, что Тухманов этого делать не будет,то сразу же ушел. Но к этому моменту он уже успел записать "Чистые пруды" на одну из его пластинок. Получилось так, что непроизвольно Тухманов всё же поспособствовал популярности Талькова. Игоря даже потом пригласили на Центральное телевидение выступить в "Песне года". А раньше его и на пушечный выстрел не подпускали, а тут сами позвонили. Тот показ на телеэкране тоже во многом помог. Стали звонить из других городов, начались гастроли. Причем звали-то скорее всего с "Чистыми прудами", но Тальков уже начал петь совсем другое.
Тальков говорил, что он никогда не пишет песни, рассчитывая только на гитару или рояль. Он не Высоцкий, не Розенбаум. Он всегда ориентируется на работу с группой. И даже, когда одно время не было группы, он работал с фонограммами, под аккомпанемент оркестра. Оформление тоже играло для него большую роль. Он сам продумывал свой костюм, освещение на сцене и все остальное.Но он мог петь и просто под гитару, в случае чего. В том же обществе слепых, у "афганцев" в Орше или когда во время концерта ломалась аппаратура. Для него это было хуже, но зрители, как казалось Талькову, особо не замечали разницы и так же аплодировали.
Кинорежиссёр Алексей Салтыков пригласил Игоря на главную роль в фильме «Князь Серебряный» (впоследствии переименованный в «Царь Иван Грозный»). Но после смены режиссёра сценарий был изменён и стал лишь отдалённо напоминать роман Алексея Толстого, приобретя отчасти пародийный характер. Тальков не закончил своей роли и на презентации фильма в августе 1991 года попросил прощения у Алексея Толстого и зрителей за то, что принял в нём участие.
Ведь, начиная сниматься в фильме об Иване Грозном, Тальков хотел показать, какими были наши предки: бояре, князья. Через образ князя Серебряного подчеркнуть благородство, величие русского духа. То, что унаследовала русская дворянская интеллигенция. И что было истреблено и утрачено в современных поколениях.
Тальков считал себя русским патриотом. Потому что ему не безразлично, что происходит с Россией.
Он говорил, что к тем, кто насилует его Родину, кто пытается разрушить ее традиции, культуру, относится примерно так же, как к оскорблению своей матери. А любовь к Родине - это компонент патриотизма.
Патриотизм для него был более широким понятием, чем просто любовь.Потому что любить и бездействовать - это не патриотизм. Патриот - человек любящий и действующий. По творчеству Игорю были близки Шевчук ("ДДТ"), Цой.
Когда Талькова спросили о том, что если бы ему предложили изобразить одной краской жизнь вокруг него, как бы он это сделал. Тальков ответил, что его сын это уже сделал за него, в свои 5 лет. Он показал лист, закрашенный красной краской, с тремя черными овалами посередине.Игорь пояснил, что это души, души в крови, которые ищут выход к свету. А для себя он выбрал краску белого цвета. " Белую. Я люблю белый цвет. Звезды светятся белым светом, луна белая, солнце белое... Он очищает..."
Пророческой оказалась роль в кино для Игоря Талькова, который сыграл главаря банды в фильме «За последней чертой». В конце картины его герой Гарик оказывается застрелен. Съемки этой сцены состоялись в Ленинграде 6 октября 1990 года. Тальков был застрелен ровно через год в воскресенье 6 октября 1991 года в 16 часов 27 минут перед выходом на сцену во время концерта во Дворце спорта "Юбилейный" в Санкт-Петербурге. Убийство произошло из-за порядка выступлений двух исполнителей: Талькова и Азизы. Но очевидцы события утверждают, что администратор певца Шляфман будто специально накручивал конфликт, не давая ему угаснуть, и фактически спровоцировал телохранителя Азизы Игоря Малахова.
Похороны певца состоялись 9 октября в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 25).
Автор передачи, посвященной памяти певца, поэт Леонид ДЕРБЕНЕВ:
"Конечно же, то, что человек, убивший Игоря, «случайно» уехал в Израиль – не так просто, и в эту ложь мало кто верит. Даже если такое произошло, то существует Интерпол. Начало трагедии – артисты не поделили, кому выступать первым. У артистов существует такое гипертрофированное чувство, но Игорь был другим человеком: чтобы вывести его из себя, нужна была сильная провокация. Нет, все не так случайно. Были Пушкин, Лермонтов. Есенин... Я не равняю Игоря с Александром Сергеевичем, но есть странная закономерность: кто-то останавливает людей, когда их талант может влиять на сознание народа.
Не могу сказать, почему артисты, которые были вместе с Игорем, молчали. Запугали? Подкупили? Говорят, они сначала дали показания, а потом от них отказались. Найдут ли истинного виновника? Не знаю...Гибель Игоря – огромная, невосполнимая потеря. Сейчас мы даже еще не очень понимаем, какая..."
Супруга Талькова Татьяна не верит в результаты вскрытия, не понимает, почему при слепом ранении в грудь так много крови было под Игорем, со стороны спины. Она не исключает и того, что выстрел был произведен кем-то третьим, что ранение носило другой характер, с более дальнего расстояния. По свидетельству очевидцев, кто-то постоянно мелькал у решеток (там ведь множество лестничных пролетов и дверей). Шляфман в тот момент, когда все вызывали "скорую", набрал какой-то номер и произнес два слова: "Тальков убит". Кому он звонил, зачем, перед кем как бы отчитывался о проделанной работе?
У могилы Талькова каждый год собираются люди, чтобы вспомнить о нём, его творчестве. И этот год тоже не стал исключением.
Из воспоминаний Глеба Яковенко: "Я был тогда мальчишкой, сначала плакал, не верил, не мог верить в смерть И.Талькова. Через день, вечером, по телевидению прошла одна из передач "по горячим следам", наверно, многие помнят ее и сегодня; в ней собралась "элита" нашей эстрады (про нее Игорь спел в песне "Сцена") и до конца показала свою грязь и подлость. Из всей ее серой массы у меня в сознании отложилось только лицо Макаревича с отчего-то бегающими глазками. Все они делились мнениями, обсуждали произошедшее на том последнем концерте. Мне казалось, я замер и ловил каждое их слово, что они скажут все-таки правду, ведь скрыть ее при многотысячной толпе было невозможно (оказалось, еще как возможно!), а видели и понимали они многое. Боялись чего-то и кого-то? Того, о ком и о чем пел Игорь? Общей системы, выработанного единого мнения у них не было, а потому они сбивались и озирались друг на друга, об убийстве вообще мало говорили, только вокруг да около. Все это было настолько очевидно, что, наверно, у русских людей вызвало тогда отвращение. Но вот одна женщина, я не знаю до сих пор, кто она — из журналистов, из исполнителей, почему-то мне показалось, что она была за кадром или находилась сбоку, громко, с надрывом в голосе, чем сразу привлекла к себе внимание, произнесла: "Подонки, вы же знаете, кто убил, что же вы молчите?!" — и вышла из студии. После этого, не знаю, как можно передать состояние, но оплеванными назвать всех собравшихся обсудить гибель коллеги можно было бы вполне.
И насколько было на этом фоне подлым и циничным поведение исполнительного директора Шляфмана, который даже пришел на похороны Игоря и пытался сокрыть истинные следы убийства. Отвечая перед камерой на прямые вопросы, речь его явно обнаруживала ложь, он постоянно сбивался и путался, говорил, что знает фамилию, имя и видел убийцу и что все его показания записаны на пленку и переданы следствию, а разглашать он ничего не может и вообще опасается за свою жизнь. Но в одном месте он проговорился: "Мы как сделали... " и сразу осекся... Конечно, все было спланировано заранее, и он явно ощущал за собой крепкую опору и поддержку, более того, был уверен в своей полной безнаказанности. Но все же он убоялся праведного гнева и возмездия тысяч плачущих и скорбящих об Игоре людей. Не потому ли он так скоро скрылся в Израиле. Только после этого в прессе появились отзвуки о его прямой причастности к смерти Игоря. Шляфман, а с ним и "загадка убийства" оказывались вне досягаемости, русские особо отчаянные головы могли "спустить на нем пар", а подлинный "тайный синедрион", приговоривший Игоря, оставался в тени."
Тальков считал, что человек, ни разу не задавший себе вопрос: "Зачем он живет?", наверное, прожил жизнь зря. Он мог бы и не рождаться. Он думал, всем живущим имеет смысл задать себе этот вопрос, пока не поздно. Потому что от него начинается отсчет всему: как человек живет, что он из жизни черпает, какую информацию из нее выбирает. То есть, каково его мироощущение.Сам Тальков впервые задал себе такой вопрос, когда ему было двенадцать лет. И он с того времени каждый день пытался найти на него ответ. Он говорил, что поиск ответа на этот вопрос - это уже движение, это возвышение. Одним удается ответить, другим нет. Но и этим другим он помогает, поскольку человек приближается к истине и, значит, не зря живет.
- Фильм «Приключения Буратино» (1975), (Это пост про песни - о самом фильме уже много писали)
- На 91 году скончался Шон Коннери
- Деревянный корпус для системного блока
- Роберт Рождественский, сегодня у него День рождения (20 июня 1932 г.)
- Владимир Высоцкий советский поэт, композитор и исполнитель, актер, символ эпохи 1970-х