Генерал Александр Пыльцын: почему на войне его называли Штрафбатя
Сыну врага народа – соответствующую должность?
Александр Пыльцын родился на Дальнем Востоке 18 ноября 1923 года. Долгое время семья ютилась в казармах железной дороги между населенными пунктами Известковый и Биракан, позже переехали в Кимкан. Отец будущего героя Великой Отечественной был арестован как враг народа за высказывания в адрес правительства СССР и пропал в лагерях.
Клеймо сына врага народа за Александром Пыльцыным осталось навсегда и по его воспоминаниям было на нём до конца военной службы. Но между тем, он сумел получить десятилетнее образование, а затем поступил во Второе военно-пехотное училище, которое окончил в 1942 году, когда на западе СССР вовсю бушевала война.
Служил в Приморье, затем был переведен на Урал. Владимир Василик в своих статьях указывал, что изначально Пыльцына планировали отправить в народно-освободительную армию Югославии, однако биография сыграла с ним злую шутку: ознакомившись с анкетой выпускника, Особый отдел постановил отправить офицера командовать штрафной ротой, что им самим было воспринято как наказание. Однако офицеры Особого отдела разъяснили Пыльцыну, что командовать штрафниками – задача не из легких. Большинство подчиненных вчерашнего курсанта будут временно разжалованные за различные проступки офицеры Красной армии. После отбытия срока наказания, который обычно составлял от одного до тех месяцев, или в случае ранения или совершения подвига штрафбатовцы полностью восстанавливались в правах, им возвращали звание и награды.
Двадцатилетний Штрафбатя.
Доподлинно неизвестно, какие трудности ожидали новоиспеченного «отца-командира» в самом начале службы – ведь многие из его подчиненных были уже ветеранами, но зато известно, что за свое поведение двадцатилетний Пыльцын был прозван Штрафбатей, поскольку делал все возможное, чтобы облегчить участь «переменного состава» своей роты – всегда старался донести до командования известия о героических поступках подчиненных с тем, чтобы им сократили срок, и всегда старался, чтобы их представили к наградам, если это было возможно.
Потери штрафников по сравнению с обычными были в шесть раз выше, то есть Пыльцыну в шесть раз чаще приходилась терять своих бойцов. Иногда бои были настолько тяжелыми, что приходилось терять до 80% личного состава.
Такое не делают под дулом пулеметов.
Самым знаменитым рейдом с участием Пыльцына стал рейд штрафбата Первого Белорусского по тылам гитлеровцев под городом Рогачевым, который состоялся в феврале 1944 года. Основным заданием было уничтожение батарей противника, колонн бронетехники противника. Для этого к штрафбату был прикомандирован взвод огнеметчиков, которые быстро расправлялись с бронетехникой гитлеровцев. Батальон численностью в 800 человек под командованием Аркадия Осипова через минные поля перешел линию фронта и в тылу врага уничтожил несколько гитлеровских гарнизонов и автоколонн.
Потери батальона составили всего 30 убитых и 60 раненых, причем тела товарищей штрафбатовцы вынесли на свою территорию, чтобы было ясно, что их товарищи пали смертью храбрых. В этом же рейде советские солдаты освободили более 1 300 местных жителей, которых гнали в рабство в Германию.
Трижды ранен и почти Герой.
За два года войны Пыльцын сам был трижды ранен и чудом остался жив. Два ранения были особо тяжелыми – под Брестом осколок пробил ему бедренную артерию, и смерти удалось избежать чудом: чтобы остановить кровь, капитану Пыльцыну пришлось заткнуть рану свернутой рубашкой.
Еще одно тяжелое ранение он получил в голову при форсировании Одра. Командованию доложили, что он убит, и тогда его, как офицера, который один из первых переправился через Одер, решили представить к званию Героя Советского Союза – на такое звание штрафбатовец мог рассчитывать лишь посмертно. Но когда выяснилось, что герой жив, его лишь наградили орденом Красной Звезды. Но переправа через Одер – не первый подвиг капитана Пыльцына, до этого он в боях на Наревском плацдарме он сумел подорвать «Пантеру», за что получил орден Отечественной войны.
Его хранил Бог.
Сам Пыльцын считал, что на войне его хранил Бог. Сам он был в детстве крещен родителями, и хотя его воспитывали атеистом, ощущение, что его хранит Высшая сила, не покидало офицера: он совершенно не умел плавать и при этом сумел форсировать реки Днепр, Друть, Припять, Западный Буг и Вислу.
Бывали и чудесные случаи спасения – один раз сколок мины попал в магазин автомата, который Пыльцын только что подтянул повыше, а в другой раз – пуля угодила в металлическую ложку, засунутую за голенище сапога. А когда Пыльцын при форсировании Одера раненый упал на дно лодки, ее чудом отнесло течением к «своему» берегу, после чего он дополз до окопов, откуда его увезли в госпиталь.
После Победы Пыльцын продолжил карьеру военного: отучился в Академии тыла и транспорта, служил в ВДВ, возглавлял кафедру военного дела в вузе города Харькова. В 1981 году он ушел в отставку в звании генерал-майора.
Последние годы жизни генерал посвятил разоблачению либеральных мифов о штрафных батальонах, написал несколько книг, среди которых «Главная книга о штрафбатах» и «Страницы истории Восьмого штрафного батальона», постоянно давал интервью, в которых рассказывал всю правду о событиях тех дней.
Умер Пыльцын 30 марта 2018 года и был похоронен на православном Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга.
Майя Новик