Корабль проклятых
27 мая корабль причалил на Кубе. Власти отказались дать разрешение кому-либо сойти на берег. Нервы у людей стали сдали - один человек вскрыл себе вены и бросился за борт. Кубинские власти потребовали полмиллиона долларов (немыслимое бабло по тем временам) за право допуска пассажиров на землю Кубы. У беженцев таких денег не было, и кубинский президент прервал переговоры. 1 июня "Сен-Луис" получил приказ покинуть порт, в противном случае его обещали атаковать корабли ВМС Кубы. Ещё пять дней транспорт с беженцами кружил в нейтральных водах, надеясь на чудо.
Чуда не случилось. Соединённые Штаты, к которым также обратились с самого начала (Флорида в 90 километрах от Кубы) спокойно сказали, что спасать обречённых на смерть людей не собираются, и не превысят иммиграционную квоту. "Их же убьют в Германии",- объяснял капитан судна Шредер. "Сэр, это не наши проблемы", - вежливо объясняли ему чиновники в США. Американцы знали, что подписывают почти тысяче человек смертный приговор. Но не пошевелили и пальцем, чтобы их спасти. Позднее там оправдывались, что действовали по закону, а Куба независимое государство. Правда, все вокруг прекрасно знали, что это "независимое" государство управляется по щелчку пальцев из Вашингтона, стоит только свистнуть.
Корабль поплыл обратно. В истерике. В слезах. В похоронном настроении. В последний момент еврейской организации "Джойнт" удалось договориться, что беженцы сойдут на берег в Европе. 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 — Франция, 214 — Бельгия и 181 — Голландия. Вскоре началась война - Франция, Бельгия и Голландия оказались под немецкой оккупацией, а беженцы с "проклятого корабля" - в лагерях смерти. Хотя им, можно сказать, ещё повезло - в 1939-1945 гг. погибло "всего лишь" 250 беженцев с "Сен-Луиса". Те, которые могли бы жить, если бы их пустили на Кубу и в США.
Ну а мы пока с удовольствием посмотрим голливудские фильмы, где храбрые американские солдаты спасают евреев во время Второй мировой войны: именно они и отражают тогдашнюю действительность. Другие вещи да, вспоминать как-то неудобно.
© Zотов