Товарищ князь (2 фото)
Князь Иван Дмитриевич Ратиев
Распоряжение народного комиссара просвещения А. В. Луначарского от 4 ноября 1917 г. № 2488
"В согласии с постановлением художественно-исторической комиссии Зимнего дворца от 3 ноября с. г.:
1. Объявляю с сего числа Зимний дворец закрытым для всякого рода частных посещений, впредь до окончания работ художественно-исторической комиссии, занятой описью и приемкой находящихся во дворце предметов.
2. Выражаю искреннюю благодарность помощнику начальника дворцового управления князю И. Д. Ратиеву за самоотверженную защиту и охранение народных сокровищ Зимнего дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 г.
3. Выражаю благодарность тем из дворцовых служителей, кои в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. были и оставались на своих постах, охраняя общенародное достояние дворца.
4. Возлагаю внутреннюю охрану Зимнего дворца на помощника начальника дворцового управления князя И. Д. Ратиева по системе, установленной им до Октябрьской революции, с присвоением ему, как лицу несущему ответственность за целость дворцового имущества и всех художественно-исторических ценностей, полномочий главного коменданта Зимнего дворца и всех государственных дворцов и музеев Петроградского района.
5. Поручаю главному коменданту Зимнего дворца князю И. Д. Ратиеву организовать внешнюю охрану Зимнего дворца воинскими частями, для чего войти в непосредственные сношения по принадлежности...
6. Поручаю князю И. Д. Ратиеву и В. В. Игнатову в срочном порядке составить подробные списки имущественных потерь, понесенных лицами, состоящими на службе в Зимнем дворце, в ночь с 25 на 26 октября 1917 г.
8. Поручаю князю И. Д. Ратиеву принять меры к охранению ценностей всех государственных дворцов и музеев Петроградского района участием в совместной с правительственными комиссарами товарищами Мандельбаумом и Ятмановым выработке плана охранения и в проведении этого плана в жизнь.
Народный комиссар по просвещению А. Луначарский
История этого документа такова.
Князь Иван Дмитриевич Ратиев (Ратишвили) (17 июля 1868 — 26 апреля 1958) . Происходил из грузинского княжеского рода Ратишвили, представители которого эмигрировали в Россию в 1724 году. Родился в Орле. Его отец Дмитрий Ратиев был офицером русской армии. Иван Дмитриевич Ратиев закончил Орловский кадетский корпус, затем Николаевское кавалерийское училище. В 1890 году поступил на службу в Нижегородский 44-й драгунский полк, расквартированный в Грузии.
Из-за травмы, полученной во время скачек в Тбилиси в 1907 году, князь Иван Ратиев вынужден был уволиться с военной службы. Затем он прослушал курс лекций в Академии изящных искусств в Париже, а после своего возвращения из Франции в Россию был прикомандирован к воинской кавалерийской части Зимнего дворца в чине ротмистра. 6 декабря 1913 году императорским указом князь был произведен в подполковники кавалерии императорской гвардии, охранявшей Императорский Зимний дворец.
6 декабря 1916 года числившийся по гвардейской кавалерии, исправляющий должность полицеймейстера Императорского Зимнего дворца, подполковник князь Ратиев за отличие по службе произведён в полковники с утверждением в занимаемой должности.
В апреле 1917 года был назначен помощником начальника дворцового управления и полицмейстером Зимнего дворца.
Существует распространённая легенда о том, что 25 октября 1917 года после взятия Зимнего дворца восставшими рабочими и солдатами, дворец подвергся тотальному разграблению, мародёрству, мебель и интерьеры были разрушены, а в залах дворца чуть ли не несколько дней бесновалась пьяная толпа разного сброда. Было не совсем так, а точнее совсем не так.
Вот как вспоминает этот день сам князь Ратиев:
«Последней цитаделью Временного правительства был Зимний дворец. То, что Временное правительство укрылось в Зимнем дворце, было беспримерной авантюрой. Дело было не в том, что оно ставило в опасность дворец и Эрмитаж, где хранились всемирно прославленные богатейшие коллекции, а самое страшное то, что целый ряд окон залов дворца выходил на дворцовую площадь, где был военный госпиталь. А там лежали более тысячи раненых в Первой мировой войне солдат…».
Наступало время атаки со стороны восставших. Надо было принимать срочные меры. Понимая, что кроме него никто ничего делать не будет, Ратиев действовал без промедления. Он взял в помощники несколько надёжных солдат, своего сына Дмитрия – курсанта пажеского корпуса – и стал переносить кровати раненых во внутренние комнаты без окон, куда не могли попасть пули. Ему помогали работники госпиталя – врачи, санитары, сестры милосердия. Перед штурмом и во время штурма Ратиев продолжал охрану ценностей, из залов выгонял и арестовывал замеченных в воровстве юнкеров, которые набивали карманы золотом и серебром.
С помощью подчиненных перенес в подвальные хранилища наиболее ценные вещи из ювелирных коллекций, в том числе и императорский скипетр с бриллиантом Орлов. Когда революционные отряды ворвались во дворец, Ратиев незамедлительно наладил связь с руководителями штурма Антоновым-Овсеенко и Чудновским и с их энергичной помощью обеспечил полную охрану всех выходов из Зимнего дворца и обыск всех выходящих из дворца.
Все выходы блокировали специально созданные для этого караулы, которые не только не пускали никого во дворец, но и начали вытеснять из Зимнего дворца матросов, красногвардейцев, солдат и прочую случайную публику, желавшую одного – спокойно заняться мародерством. Дж. Рид пишет: «Из дворца выгоняли всех, предварительно обыскивая… были конфискованы самые разнообразные предметы: статуэтки, бутылки чернил, простыни с императорскими монограммами, подсвечники, миниатюры, писанные масляными красками, пресс-папье, шпаги с золотыми рукоятками, куски мыла, всевозможное платье, одеяла». Как видно из перечня, грабеж, что называется, имел место, но торопливый, случайный, когда хватали как шпагу с золотой рукояткой, так и кусок мыла.
После этих событий Ратиев получил личную благодарность от В.И.Ленина, который при встрече с Ратиевым называл его "Товарищ князь". При переезде первого советского правительства в Москву именно князю И. Д. Ратиеву распоряжением В.И.Ленина было поручено руководить транспортировкой и охраной "Золотого эшелона". Было непросто. Его шантажировали подметными письмами с требованиями по пути остановиться и "сдать" поезд. В Твери эшелон обстреляли, но князь задание Советской власти выполнил.
После революции вышел в отставку с государственной службы и в течение нескольких лет работал в качестве переводчика в различных организациях Москвы.
В марте 1924 года Иван Ратиев, его дочь Ольга и сестра Софья были арестованы по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной монархической организации». Через несколько месяцев обвинения были сняты, и князь с родными были отпущены. В 1931 году Иван Ратиев переехал в Тбилиси, где он жил в качестве «персонального пенсионера за государственные заслуги» и скончался в возрасте 90 лет.
Князь Иван Дмитриевич Ратиев (Ратишвили) с семьей