В тальке Johnson & Johnson журналисты нашли асбест (5 фото)
Компания Johnson & Johnson десятилетиями выпускала тальк со следами асбеста, причем, вполне вероятно, в компании знали об этом, утверждают авторы журналистского расследования агентства Reuters. Фирме пришлось передать суду более тысячи внутренних конфиденциальных документах в ходе судебных разбирательств: на сегодняшний день в суд на корпорацию подали 11700 человек, утверждающих, что они заболели онкологическими заболеваниями в результате использования талька от J&J.
Согласно выводам журналистов Reuters, с 1971 по 2000 год служащие J&J самого разного уровня - от высшего руководства до сотрудников исследовательскиз лабораторий и юристов - знали, что при исследованиях в выпускаемом фирмой тальке иногда обнаруживаются следовые количества асбеста. При этом компанию "волновала данная проблема и возможные пути ее решения", однако она так и не раскрыла эту информацию ни регулирующим органам, ни потребителям.
Поле выхода статьи Reuters акции J&J упали на 10% за один день. Это было самое стремительное падение акций компании за последнее десятилетие. Сама компания выпустила пресс-релиз, в котором статья репортеров Reuters названа "однобокой, лживой и нацеленной на скандал". "Это абсурдная теория заговора, охватывающая более 40 лет и несколько поколений регуляторов, ученых, сотрудников независимых лабораторий и людей, работающих в компании", - говорится в заявлении J&J.
Самые ранние упоминания об обнаружении асбеста в тальке Baby Powder относятся к 1957-58 г.г. В одном из информационных писем того времени говорится, что в порошке, получаемом от одного из итальянских поставщиков, содержатся волокна вещества тремолит-асбест - одной из природных разновидностей асбеста. Упоминания об этом встречались в докладах исследовательских лабораторий вплоть до начала 2000-х. Ученые вновь говорят о том, что в тальке содержится постороннее вещество, классифицируется как асбест.
В 1976 году американское Управление по контролю за продуктами и лекарствами обращалось к компании по данному вопросу, однако сотрудников заверили, что в тальке Baby Powder, произведенном с декабря 1972 по октябрь 1973 следов асбеста не обнаружено. Представители J&J не сообщили, что в 1972 - 75 г.г. три независимые лаборатории указывали на его наличие в присыпке, причем в одном случае его количество было определено как "достаточно высокое".
По словам журналистов Reuters, в большей части анализировавшихся образцов асбест не обнаруживался, однако применявшиеся в компании методы анализов позволяли оставлять незамеченными следовые количества вещества, к тому же анализу подвергалась лишь малая часть выпускавшегося фирмой талька. Между тем, ВОЗ и другие экспертные организации считают, что безопасных для количеств асбеста в продукте быть не может.
Большинству людей использование талька со следовыми количествами асбеста не принесло вреда, однако для некоторых даже минимального количества этого канцерогенного вещества достаточно, чтобы годы спустя подтолкнуть развитие злокачественной опухоли. Сегодняшние истцы уверяют, что именно тальк, который они невольно вдыхали при использовании, стал причиной появления у них онкологических заболеваний.
Дарлен Кокер из города Ламбертон на востоке Техаса, стала одной из первых истиц еще в начале 2000-х, когда правда о проблемах с тальком лишь начала всплывать.. Женщина умирала от мезотелиомы - злокачественной опухоли плевры. Асбест - один из триггеров, способных вызвать этот вид опухоли. Кокер никогда в жизни не имела дела с асбестом. Но, узнав о его присутствии в некоторых образцах присыпки J&J, она наняла адвоката и пошла в суд, желая доказать, что причиной ее смертельного заболевания является асбест, который она невольно вдыхала, используя тальк при уходе за своими двумя дочерьми, а также в личных гигиенических целях. Поначалу компания J&J отрицала связь заболевания с тальком, однако при анализах в тканях Кокер были найдены четыре разновидности асбеста, включая тремолит - тот самый, который несколько раз обнаруживался в присыпке Baby Powder. Это, разумеется, не было прямым доказательством, но вызвало бурю возмущения. Суд, впрочем, не счел этот довод исчерпывающим, и дало было закрыто. Кокер умерла от мезотелиомы в возрасте 63 лет, однако после этого другие истцы и их адвокаты стали требовать провести независимое расследование, подняв документацию компании по тестированию. Тогда-то вся правда и выплыла наружу. Документация подкрепила позиции истцов: только в этом году уже два суда, в Калифорнии и Нью-Джерси - приговорил компанию Johnson&Johnson к выплате крупных сумм людям, использовавшим присыпку Baby Powder и впоследствии заболевшим раком. В третий раз суд в Сент-Луисе признал претензии сразу 22 потребителей, присудив компанию к выплате им $4,69 миллиарда. Однако еще три суда в разных штатах отказали ответчикам в исках.