5 ярких кинообразов Леонида Броневого (6 фото)
После окончания института его распределили в Магнитогорский драматический театр. Потом были Оренбург, Грозный, Иркутск, Воронеж и Москва, куда он приехал вдовцом с четырёхлетней дочкой на руках. В столице поначалу дела шли плохо — в театры и кино не брали, и актёр зарабатывал на жизнь игрой в домино. Но потом удача улыбнулась — его взяли в Театр на Малой Бронной и начали снимать в небольших ролях. Звёздный час актёра наступил в 1973 году, когда вышел телесериал «Семнадцать мгновений весны». С этого момента Леонид Броневой стал одним из самых узнаваемых актёров театра и кино и сыграл десятки ролей у знаменитых режиссёров…
Генрих Мюллер («Семнадцать мгновений весны»)
«Это ваш элегантный шеф научился в своих университетах танцевать и носить фрак. А я до сих пор не знаю, как надо есть яблоко — резать его, или есть так, как принято у меня дома: целиком, с косточкой…»
Генрих Мюллер — первая большая роль актёра, которая сразу сделала его знаменитым. С начала Мюллера предложили Всеволоду Санаеву, который сразу отказался «играть фашиста», а Броневой пробовался на роль Гитлера и отказался примерно из тех же соображений. Потом он говорил, что если бы знал, как выглядит настоящий Мюллер, то отказался бы и от него. Шеф гестапо был худым горбоносым брюнетом с жестким взглядом, у которого не было ничего общего с Броневым. Режиссёр Татьяна Лиознова тоже считала, что у актёра слишком доброе лицо, но всё-таки утвердила его на роль.
На съёмочной площадке присутствовал консультант из органов, которому не нравился образ добродушного интеллектуала. Он попросил Лиознову ужесточить сцены — пусть, мол, Мюллер пытает какого-нибудь генерала… Броневой после такого пожелания пошёл к консультанту и сказал, что немецкого генерала он пытать согласен, а если советского, то «у вас это всегда лучше получалось». В результате «Мюллера» попросили хотя бы наорать на кого-нибудь.
Для съёмок Броневому сшили мундир на пару размеров меньше и тесный воротник резал ему шею. Чтобы избавиться от неприятного ощущения, актёр дергал головой.
Режиссёр заметила это и решила вписать эту черту в образ Мюллера. Она отметила в сценарии особо напряженные места, где у Мюллера от раздражения и переживаний стал появляться нервный тик…
Герцог («Тот самый Мюнхгаузен»)
«Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!»
На роль высокопоставленного любителя кройки и шитья Марк Захаров утвердил актёра даже без проб. Режиссёру очень нравился Броневой, и он хотел его переманить в свой театр. В конце концов ему это удалось, и «Ленкому» актёр отдал тридцать лет… На съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Леонид Броневой познакомился с половиной своих будущих коллег, так как в фильме была занята солидная часть труппы «Ленкома». Герцога, который с гораздо большим удовольствием был бы портным, чем курфюстом Ганновера, Броневой играл с удовольствием и придумывал для него фразы и целые эпизоды. Многие афоризмы герцога после премьеры «ушли в народ».
Марк Захаров боялся, что у фильма будут проблемы с цензурой, однако из него вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга как раз недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук. Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали.
Доктор («Формула любви»)
«Коли доктор сыт, так и больному легче…»
Второй совместный фильм Марка Захарова и Леонида Броневого. На этот раз актёр сыграл усталого доктора, который видел так много, что его уже сложно чем-то удивить. Для него нет ничего, что могло бы поколебать его уверенность в себе и своём мировоззрении, и даже чудеса Калиостро здесь бессильны. Как и многие другие персонажи Леонида Броневого, доктор — кладезь афоризмов, которые поклонники фильма до сих пор произносят с характерными актёрскими интонациями…
Сценарий фильма основывался на произведении Алексея Толстого «Граф Калиостро». Это было мрачное произведение, высмеивающее увлечение высшего света всевозможной эзотерикой и оккультизмом. Главным действующим лицом была легендарная личность — итальянский мистик и авантюрист Алессандро Калиостро, промышлявший изготовлением «лекарственных снадобий», сеансами «магнетизма», распространением о себе всевозможных слухов, а также подделкой документов и драгоценных камней. Драматург Григорий Горин и режиссёр Марк Захаров от первоисточника оставили только главную сюжетную линию, превратив серьёзную повесть в ироничную комедию.
Аркадий Велюров («Покровские ворота»)
«А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»
Аркадий Велюров для актёра стал второй визитной карточкой после Мюллера. Любящий выпить куплетист Мосэстрады, безответно влюблённый в пловчиху Светлану, стал одним из любимых героев Леонида Броневого. Во время антиалкогольной кампании Велюров с его стремлением «хлопнуть по рюмашке» подвергся жёсткой цензуре — вырезали все околоалкогольные сцены… В фильме Леонид Броневой сам пел и аккомпанировал себе на рояле — пригодилась оконченная музыкальная школа при Киевской консерватории и опыт работы пианистом в ресторане. Более того, он даже сочинял куплеты для своего героя и писал к ним мелодии.
Режиссёр Михаил Козаков написал сценарий фильма по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Для драматурга это была автобиографическая история — будучи студентом он снимал комнату в коммуналке на Петровском бульваре, где и познакомился прототипами будущих героев. Себя Леонид Зорин вывел под именем Костика Ромина — главного героя его нескольких пьес.
Владимир Журавлёв («Простые вещи»)
«Кто вам дал право разговаривать со мной, как с идиотом? Укольчик… Это лакейский лексикон!»
Одна из последних работ Леонида Броневого — старый актёр Журавлев из драмы «Простые вещи». У него вздорный сварливый характер, но на самом деле он способен на глубокое сопереживание другому человеку… У самого Леонида Броневого тоже был непростой характер — он рубил с плеча, был требователен, не позволял никаких фамильярностей, и многие коллеги и журналисты его побаивались. Но те, кому удавалось найти к актёру подход, знали его как умнейшего собеседника и тонко чувствующего человека.
До роли Журавлёва актёр не снимался в кино десять лет — не нравились сценарии. Предложение молодого драматурга и режиссёра Алексея Попогребского он принял прохладно и сценарий начал читать с недоверием, но история его зацепила, и весь лёд моментально растаял. Потом режиссёр говорил, что Броневой создал эту роль под себя — он дописывал текст, рассказывал своё видение сцен, предлагал новые решения конфликтов. У актёра сложились прекрасные отношения с исполнителем главной роли Сергеем Пускепалисом, с которым он за чаем делился бесконечными актёрскими историями… После «Простых вещей» Леонид Броневой снялся всего в одном фильме, а вот на сцену «Ленкома» выходил еще без малого десять лет.