Боевики восьмидесятых с новогодней атмосферой (13 фото + 6 видео)
«Рэмбо: Первая кровь» (1982)
Для любого мало-мальски интересующегося кинематографом человека рано или поздно наступает момент, когда ему необходимо окончательно и бесповоротно определится со своим самым любимым фильмом. Сложно описать, что в подобные моменты происходит у тебя в голове, ведь из сотен картин тебе надо выбрать лишь одну. Ту, которая в своё время не только задела больше всего, но и спустя годы так и не отпустила.
С боевиком дела обстоят ещё серьёзнее, ибо в лучшие для него годы, а это вечные восьмидесятые, много умелых режиссёров снимало... много и умело. Тем самым каждый год выдавая зрителю всё новых и каких вздумается храбрецов, смельчаков, случайно или намеренно ввязавшихся в разных масштабов конфликт сорвиголов.
Трепетная It's A Long Road звучала в фильме не менее прекрасно, чем тепперовские No Easy Way Out и Angel Of The City в будущих фильмах со Сталлоне. А силуэт одинокого путника вдоль шумной дороги становился всё отчётливее и ближе
Одни брали болтливой харизмой, колоссальным нарциссизмом и заправским разгильдяйством. Другие впечатляли маститой брутальностью и эффектной игрой мышц. Третьи же скромно молчали и сдержанно раскидывали. А некоторые и вовсе смекалисто умудрялись сочетать в себе многое из вышеперечисленного. Как Джон Рэмбо, например.
Сам по себе фильм можно считать филигранной жанровой работой. Даже с тем учётом, что он кардинально отличается от первоисточника. В книге Джон Рэмбо кидался с ножом на полицейских, которые увидели в нём странного и в какой-то степени нелюдимого бродягу.
По сути, первую же попавшуюся возможность применить специальные навыки восприняв как очередной шанс выплеснуть всю агрессию, которая буквально съедала его изнутри. Как результат, город тонул в реках крови и бессмысленного насилия, а главный герой неумолимо убивал всех подряд.
Картина несколько упростила общий посыл книги и больше внимания сакцентировала на экшене. Из-за этого проблема возвращения таких людей обратно в общество была поднята в ней лишь вскользь. Тем не менее, выбранный кинематографистами концепт подарил зрителям идеальный боевик: в чём-то новаторский для своего времени, определенно значимый для будущих поколений.
На роль Джона Рэмбо рассматривались кандидатуры Траволты, Иствуда, Пачино и Де Ниро, а сам проект успел сменить аж пять студий и с десяток сценаристов. Между тем, загнав своих создателей в немаленькие кредиты.
Тем не менее подобные трудности совсем не помешали достоверно поставленному экшену и умело прописанному по части трагедии сценарию сделать так, что именно эта чисто мальчишеской истории ассоциируется у многих прежде всего с детством, кассетами, неисчерпаемым желанием подражать экранному герою — принципиальному, отважному, непобедимому Джону Рэмбо.
Продюсеры хотели, чтобы в фильме было больше действия и меньше слов для упрощения задачи локализаторам и привлечения максимального количества прокатчиков из других стран. К счастью, такой подход сделал «Первую кровь» ещё более динамичной и прямолинейной лентой. Большинство трюков Сталлоне выполнял сам, поэтому сломанные и обожженные руки, а также ссадины по всему телу в процессе съёмок стали для него привычным делом.
Финальные десять минут картины — неоспоримое доказательств того, что Слай всё же умеет играть. Его монолог о потерянных друзьях реально пробирал. Тем более что персонаж Сталлоне не хотел казатся напыщенным крутышом. Чем, собственно, и брал.
Скромный и сдержанный, но избитый жизнью и искалеченный войной настолько, что невзирая на всевозможные условности — крутышом и был. Изгоем, которому не к кому податься и незачем куда-то идти. Брошенный. Забытый. За кем одиночество тенью ходило.
Достойна упоминания и развязка фильма, которая изначально была жутко противоречивой. В книге Рэмбо погибал, но Сталлоне всеми силами пытался убедить других, что в фильме его персонаж должен выжить. Слай считал, что экранная смерть героя символизировала бы конец пути для всех ветеранов — грустный и безысходный. В итоге было снято два варианта финала. В одном Рэмбо сдавался. В другом кончал жизнь самоубийством. На тестовых показах первый вариант зрители встретили аплодисментами, тогда как второй сочли неуместным.
Именно «Первая кровь» помогла Сталлоне выйти за рамки актёра одной роли и окончательно покорить Голливуд. До прихода Шварценеггера оставалось ещё несколько лет.
«Кобра» (1986)
Много в Голливуде наснимали фильмов о крутых полицейских. Особенно усердно тему брутальных копов затрагивали в восьмидесятых, что никоим образом не помешало «Кобре» обрести культовый статус: не растерявшись, не затерявшись, уверенно заняв свою нишу среди подобного рода кино.
По большему счёту, в «Кобре» очень сильно чувствуется дух годом ранее вышедшего «Рокки IV» . Тут вам и снова знойная Бриджит Нильсен, и опять удивительной антуражности сцена под песню Роберта Теппера, и таки оставшаяся идеально запущенной щетина Сталлоне. Добавьте зеркалящие синевой чёрные авиаторы и спичку в зубах, да получите дистиллированный продукт своей эпохи: хорошо её чувствующий, понимающий, передающий.
Нетленная классика видеосалонов, когда плохие парни обязательно будут наказаны. История, в которой что нежности в мотеле, что схватка на заводе почему-то вызывают ностальгию по первому «Терминатору». Даром что главный злодей чуть ли не он самый и есть.
«Кобру» очень негативно приняли критики, но зрители фильм обожали. В свой первый уик-энд он собрал 12,6 миллиона долларов, что стало самой успешной премьерой студии Warner Bros. на то время
Главного героя фильма зовут Мэрион Кобретти. Мэрион — настоящее имя самого Джона Уэйна. Персонаж Сталлоне принципиален, резок и суров. Он не жалеет тех, кто заслуживает наказания. Более того, не ведёт с ними переговоров. Стрельба из пистолета-пулемета в перерывах между поеданием холодной пиццы — его неповторимый стиль, которым полицейский привык решать любые неприятности.
Картина должна была длиться два часа, но за неделю до выхода в прокат кинотеатры оккупировал «Лучший стрелок» с Том Крузом. И чтобы «Кобра» получила как можно больше сеансов, Сталлоне принял решение ужать её продолжительность до часа с небольшим.
Вообще, именно Слай решал на площадке если и не всё, то многое. А тот, кто ему противоречил — будь то номинальный режиссёр или какой-то другой смельчак, моментально оказывался без работы. Он даже Кирка Дугласа, который должен был сыграть полковника Траутмана, вынудил отказаться от роли в «Рэмбо: Первая кровь» из-за творческих разногласий.
К слову, некоторые наброски сценария «Полицейского из Беверли-Хиллз» пригодились не только на съёмках «Смертельного оружия», но и в «Кобре». Сам Сталлоне этим фильмом хотел померятся силами с Клинтом Иствудом, который тогда только выпустил четвертую часть «Грязного Гарри». Но Слай придумал столько дорогостоящих перестрелок и погонь, что студия не смогла себе это позволить и ему пришлось покинуть проект. Сиквел «Полицейского из Беверли-Хиллз» не остался в долгу, так что в квартире одного из детективов можно было увидеть постер с изображением Слая.
«Смертельное оружие» (1987)
Поймать грабителя, который украл жалкие сто долларов, но при этом нанести городу ущерба на десятки тысяч? Без проблем. Вломить между глаз какому-нибудь особо зазнавшемуся выродку? Запросто. Залезь на крышу дома, откуда собирается прыгать самоубийца, и лично столкнуть того вниз? Как-то вообще рутина. Мартин Риггс, дамы и господа. Само очарование и сплошная непредсказуемость. А ещё большой любитель рубашек из грубой ткани и горячих хот-догов.
Он-то в один прекрасный день и встретил детектива Роджера Мерту. Пожилому и ворчливому полицейскому оставалось всего несколько дней до выхода на пенсию. Человек не хотел сложных дел или лишних забот в последнюю рабочую неделю, но как назло их получил: молодого и вспыльчивого напарника, а также хитрый и помешанный на деньгах синдикат.
Автором сценария «Смертельного оружия» выступил Шейн Блэк — на тот момент ещё никому не известный студент театрального института, который очень любил «Грязного Гарри» и долго мечтал снять нечто подобное. Стоит сказать, «Смертельное оружие» оказалось тем фильмом, которому не особо большой бюджет пошёл только на пользу.
Крайне энергичный и полный энтузиазма Блэк изначально хотел видеть в истории много экшена, но так как денег было не так много, то ему порекомендовали уделить больше внимания раскрытию характеров персонажей. И это сработало. Более того, привлекло к сценарию Шейна внимание самого Ричарда Доннера — уже успевшего поставить «Омена» и «Супермена» .
Один — примерный семьянин. Второй — легкомысленный и задиристый холостяк. Именно отсюда во многом тянутся истоки популярности героев, которые настолько непохожи, насколько и отлично дополняют друг друга
На самой ранней стадии производства ленты главные герои были белыми, так как тогда Голливуд попросту не был готов к чему-то более изощрённому. Но когда Доннер попросил совета со стороны, то ему порекомендовали присмотреться к Дэнни Гловеру. Последний на то время активно играл в театре и только закончил сниматься у Стивена Спилберга.
С кандидатурой Гибсона никаких проблем не возникло. На то время Мэл уже был достаточно известным актёром: с большим опытом игры слегка безумных и полностью отрешённых от реального мира персонажей. Очередной пример тесной связи вообще всего в Голливуде, на эту роль претендовал даже Брюс Уиллис. Продюсеры же выбрали Гибсона и не прогадали. В конечном итоге, Мэлу принадлежит идея с пистолетом. Хотя в чёрновой версии сценария говорилось о таблетках.
«Крепкий орешек» и «Крепкий орешек 2» (1988 и 1990)
Обязательная к просмотру дилогия. Особенно людям, которые в хорошем смысле устали от «Одного дома». Главный герой здесь тоже один, но только не дома, а в высоченном небоскрёбе или здоровенном аэропорту. Но задача у него та же — выжить, чтобы попутно спасти не только себя, но и атмосферу приближающегося праздника.
Джон МакКлейн — коп, которого проблемы с завидным постоянством находят сами. А упрямый нью-йоркский блюститель порядка не унывает и даже шутит в процессе их решения. Дайте ему белую майку, пачку сигарет и рацию с батарейками, после чего всё будет сделано брутально, харизматично и обязательно в одиночку.
Немного горд, слегка заносчив, полностью консервативен. Человек не силится спасти весь мир. Ему бы жену освободить, чтобы потом ещё и попытаться окончательно не разрушить давший трещину брак.
В передрягах МакКлейн действует максимально естественно и правдоподобно, отчего зритель без особых проблем ставит себя на его место и всецело тому сопереживает
Не выходит один против всех и предпочитает численное преимущество врагов компенсировать различными хитростями. Он просто делает свою работу — сложную и опасную, но такую полезную и необходимую. Поступает по ситуации, кричит «Yippee Ki Yay!» и сильнее преступников ненавидит разве что новые технологии.
В первой части ворчливый ирландец зачищал от бандитов многоэтажное здание и попутно пытался вернуть себе жену. Джон отважно лазил по шахтам лифтов, отчаянно язвил, ловко изучал вентиляционные ходы и решительно пытался добраться до молодющего и с бородой Алан Рикмана. Вместе с тем бедолага много раз истекал кровью и по битому стеклу босиком бегал, а зритель смотрел, верил, переживал.
Вышедшее спустя два года продолжение о захваченном аэропорте получилось ничуть не хуже, тем самым подтвердив редкое для Голливуда правило — сиквел на уровне оригинала. Масштаба стало больше. Террористов тоже. Правда реализма поубавилось. Но бравому копу ты все равно импонировал.
Многие ошибочно считают, что первая часть «Крепкого орешка» изначально задумывалась как продолжение «Коммандо». Шварценнегер в принципе отказался от сиквела, планы студии резко изменились, а обошедший Сильвестра Сталлоне, Дона Джонсона, Берта Рейнольдса и Ричарда Гира прыткий Брюс Уиллис получил свою первую роль в боевике. Она же и принесла ему всемирную известность. Тем временем сам Арни снялся в не менее культовых «Бегущем человеке» и «Хищнике».
Сцена из первой части, где главный герой падал в шахту лифта, на самом деле была неудачным дублем. Но ёе решили оставить, так как эпизод в очередной раз демонстрировал зрителю, что Джон МакКлейн — обычный человек, которому может просто не хватить сил. Обстоятельства, раны, усталость. Ну а первая встреча героев Брюса Уиллиса и Алана Рикмана произошла без предварительных репетиций, чтобы диалог между ними выглядел как можно реалистичнее. Рикман вообще до «Крепкого орешка» активно играл в театре и толком нигде не снимался, так что роль Ганса Грубера можно считать его дебютом в большом кино.
От каждого выстрела Рикман рефлекторно дёргался, что портило один дубль за другим. Оператору пришлось отворачивать от него камеру всякий раз, когда злодей в кого-то стрелял. А эпизод падения Грубера с небоскрёба получился максимально достоверным потому, что съёмочная команда сбросила Рикмана вниз не на счет «три», как было оговорено, а на счет «два».
Полноправным персонажем фильма стал и высокотехнологичный небоскрёб Nakatomi Plaza. В реальности, строящаяся Fox Plaza — будущая штаб-квартира киностудии Fox. Здание было готово наполовину и его уже начали заселять, но Джон МакТирнан мог использовать ещё недостроенные части высотки по своему усмотрению.
Пробираясь через бюрократические согласования некоторых сцен неделями, но все же позволяя Брюсу Уиллису проехаться на крыше настоящего лифта и вообще стараясь использовать в фильме как можно меньше бутафории. В этому режиссёру «Хищника» помогал Ян де Бонте — один из сотрудников Пола Верховена и будущий постановщик «Скорости».
Например, 30 этаж Nakatomi Plaza, где по сюжету находились заложники, на самом деле был огромной студийной декорацией, в которой размещалась даже копия дома с водопадом Fallingwater — одной из самых известных работ знаменитого американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
Подарок под ёлку
«Рокки IV» был выпущен в 1985 году и вобрал в себя всю мощь неоново-синтизаторной эпохи. Человеческая драма и драм-машины в саундтреке. Молодющий и статный Дольф Лундгрен. Преисполненные спортивного адреналина клипы, где буквально каждый кадр кричит восьмидесятыми и рефлексирует тестостероном. Финальная схватка на десять минут безостановочного и только нарастающего градуса напряжения. Люди с характером. Синтезатор с душой. Повествование с надрывом.
В конечном итоге, планомерно превратившийся из выпивающего и курящего всякое вышибалы в профессионального и самодостаточного спортсмена герой Сталлоне. Даром что всегда большой добряк, ребячливый романтик и без малейших сомнений просыпающийся по утрам именно ради духа соревнований простак. Искренний, открытый, в чем-то даже наивный. Иногда оступающийся и местами проигрывающий, но всегда справедливый и никогда не опускающий руки. Пускай время от времени и подавленный. Причем раз за разом все сильнее сваливающимся на него грузом тяжелых потерь и невосполнимых утрат.
Именно в «Рокки 4» душевные травмы героя Сталлоне перешли точку невозврата. В третьей части он уже потерял своего тренера, а начало четвертой недвусмысленно давало понять, что даже собственная жена не верит в него. Но впереди главного героя ждало ещё одно испытание — гибель лучшего друга и когда-то главного врага. На боксерском ринге. В сценарном плане это представлялось не особо изобретательным, но в контексте предыдущих частей серии еще как цепляло.
Ньювэйв и самокопание в ночи
Зимние сцены снимались в Вайоминге, а над боем Сталлоне с Лундгреном команда работала в Ванкувере. Не обходились съёмки и без бородатых историй. Самой известной можно считать ту, где Сталлоне попросил Лундгрена драться по-настоящему, но многократный чемпион Швеции по карате не рассчитал сил и отметелил Сильвестра так сильно, что больничная койка не заставила себя долго ждать.
Слай почувствовал резкую боль в груди, но проигнорировал её. Уже вечером ему стало трудно дышать и он вызвал скорую помощь. В больнице врачи замеряли у Сталлоне кровяное давление и дело было плохо — 200 ударов сердца в минуту.
Сталлоне на самолете перевезли из Канады в Санта-Монику, где главная звезда фильма пробыла больше недели. Удары Лундгрена были настолько сильными, что грудная клетка доставала до сердца Сталлоне и оно от многочисленных вибраций увеличивалось в размерах. Количество поступаемой в сердце крови уменьшалось, тем самым затрудняя поступление кислорода во все тело.
Безудержно топящий вдоль залитых неоном хайвеев спорткар мотором такой «вжиу-вжиу» или фарами «пиу-пиу». Адриана отсутствием веры в мужа и ответка Рокки в духе «Я такой, какой есть. Меня не исправишь» прямо в под дых тебя «тыдыщ!» Раздухарённый Аполло неиссякаемой уже верой в себя и пробивающим любые стены сомнения стремлением драться... Просто красавец и не зря потом в «Хищника» позвали. Примерно так хочется думать всякий раз, когда вспоминаешь о «Рокки 4».
Картина снималась в условиях холодной войны между США и СССР. Разумеется, идеологические разногласия двух наиболее влиятельных стран того времени внесли свои коррективы в финальный монтаж «Рокки 4» . Пошло ли это фильму на пользу? Не думаю. Но вот память в истории она о себе обязательно сбережет. Не так много существует в мире лент, которые хоть и перегибают в чем-то палку, но она от этого только крепче становится — занимая особое место в ретроспективе кинематографа.
На географической карте не существовало города Красногурбинск? Ближе к концовке играл устаревший гимн СССР? Советские люди говорили на каком-то неведомом человечеству языке?
В целом события ленты выглядели слишком карикатурно? Где-то сценарные условности. Но гораздо чаще, предпосылки к будущей идее «Рэмбо 3» — обыграть для зрителя на экране то, что в выпусках новостей каждодневно мелькало
По словам Сталлоне, Дольф Лундгрен и Карл Уэзерс не уживались на съёмочной площадке и постоянно ссорились. Дошло до того, что в сцене их боя Лундгрен взаправду и изо всех сил бросил Уэзерса в угол ринга.
После такой выходки Уэзерс едва не отказался от участия в фильме. Он начал материться на Лундгрена, а потом и вовсе заявил, что звонит своему агенту и уходит из картины. Ситуацию спас Слай, которой поговорил с обоими актёрами и примирил их.
«Рокки 4» — может и абсурдное, но однозначно культовое зрелище, которое вдохновляет. И не это ли в жизни главное? Когда нравящиеся нам вещи приносят не только созерцательное удовольствие, но и практическую пользу.
Фильм был запрещён к показу в СССР и стал самой прибыльной частью франшизы. Эта противоречивость будто заложена в концептуальную основу «Рокки 4». Но это не помешало ему стать проектом, который с лихвой впитал дух эпохи и возвёл в абсолют для спортивных драм важность наличия клипового монтажа.