"Виноват, товарищ командир!" Пять примеров нелепых потерь боевой техники (5 фото + 1 видео)
Случается и такое, что танки или самолеты выходят из строя из-за кривых рук и разгильдяйства обслуживающих их солдат. Человеческий фактор, лень, невнимательность и просто глупость угробили вооружений едва ли не меньше, чем боевые действия.
Сухпай за 28 миллионов
Рядовой российской армии Семен Мережников в мае 2017-го на учениях умудрился дотла спалить бронетранспортер БТР-82А. На время занятий боевую машину накрыли маскировочной сетью и сухой травой. Бойца оставили охранять БТР, но Мережников быстро проголодался и решил подогреть себе консервы из сухпайка. Для этого он развел рядом с бронетранспортером небольшой костерок, который разгорелся и поджег маскировочную сеть. Не прошло и минуты, как БТР-82А стоимостью 28 миллионов рублей заполыхал, словно бочка с бензином.
Обкатка новых бронетранспортеров БТР-82А
Ролик, на котором командир отчитывает растерявшегося рядового, быстро разошелся по Сети. Мережникову светило несколько лет тюрьмы и огромные штрафы. Однако в сентябре 2017-го Астраханский гарнизонный военный суд вынес ему достаточно мягкий приговор — шесть месяцев службы в дисциплинарной воинской части. Срок в "дисбате" рядовой уже отбыл и, судя по всему, демобилизовался из рядов Вооруженных сил. Сгоревший БТР-82А отправили на лом. А рядовой запаса Семен Мережников наверняка на всю жизнь запомнит, как пообедал на 28 миллионов рублей.
Случайная очередь
Российскому солдату, сжегшему БТР, еще относительно повезло. Бельгийский техник, обслуживавший самолеты на военной авиабазе Флорен, "попал" на гораздо более серьезную сумму. Одиннадцатого октября минувшего года он проводил регламентные работы на легком многоцелевом истребителе F-16 и, видимо, нажал куда-то не туда. Самолет внезапно громыхнул длинной очередью из бортовой скорострельной 20-миллиметровой пушки, заряженной фугасно-зажигательными снарядами. Как в таких случаях обычно и бывает, случайные выстрелы нашли свою цель.
Многоцелевой истребитель F-16C во время сброса бомбы AGM-154 JSOW
Шестиствольная M61A1 ударила по второму F-16, который в тот момент готовился к взлету. К счастью, летчик успел покинуть горящую машину, которая минутой позже взорвалась. Пострадали два техника. Управление безопасности полетов Бельгии начало расследование инцидента. Ущерб оценили в 19 миллионов долларов.
Ракету потеряли
Отличились в ушедшем году и испанские авиаторы. В начале августа истребитель Eurofighter Typhoon 2000 во время рутинного патрулирования южных приграничных районов Эстонии на высоте шести километров случайно пальнул ракетой "воздух — воздух" большой дальности AMRAAM. Боеприпас длиной 3,7 метра, оснащенный осколочно-фугасной боевой частью с десятью килограммами взрывчатки, пролетел почти 80 километров и, предположительно, упал в болотистом лесу заповедника Эндла. Ни места падения "беглой" AMRAAM, ни ее обломков найти так и не удалось. Не исключено, что у ракеты сработал механизм самоуничтожения и ее фрагменты разлетелись на огромное расстояние.
Испанский истребитель Eurofighter Typhoon
Объяснить свои действия испанский летчик не смог. По мнению командования, пилот виновен в неосторожности, но следствие увидело в его действиях некие "смягчающие обстоятельства". В начале октября офицеру назначили минимальное дисциплинарное взыскание — до 14 дней ареста или штраф в размере недельной зарплаты. Он заплатил невысокую цену. И дело здесь не в самой ракете стоимостью полтора-два миллиона долларов (в зависимости от модификации). Реактивный боеприпас пролетел совсем рядом с городом Тарту с населением 100 тысяч человек. Отклонись он от курса — и за ошибку пришлось бы заплатить человеческими жизнями.
Удар по "мягким тканям"
В конце октября минувшего года десантный корабль-док Gunston Hall ВМС США попал в шторм в Норвежском море и сильно пострадал из-за того, что трюмная команда не затянула пару ремешков. Сильной качкой сорвало десантный катер LCU 1610, закрепленный в грузовом отсеке. Его швыряло из стороны в сторону, трюмное оборудование и элементы конструкции корабля получили серьезные повреждения. Десятки членов экипажа и морских пехотинцев были ранены, а корабль-док так и не смог добраться до пункта назначения, чтобы принять участие в учениях НАТО Trident Juncture.
Десантный корабль-док Gunston Hall у побережья Гаити
В английском жаргоне есть образное выражение — Loose Canon. Так называют неконтролируемого человека, пошедшего вразнос и творящего всякие непотребства. На самом деле это военно-морской термин британского флота XVIII-XIX веков: сорванная с крепежей пушка, которую от сильной качки бросает по всей палубе. Она сносит мачты, давит матросов, портит снасти. Матроса, не закрепившего пушку, могли и на рее повесить, если в результате инцидента кто-нибудь погибал. Американцы, не закрепившие катер в трюме десантного корабля, отделались легким испугом. И "ушибами мягких тканей", как деликатно сообщил в пресс-релизе Пентагон.
Бомбардировка внедорожниками
Похоже, с крепежами в США не дружат не только моряки, но и десантники. В апреле 2016-го подразделения 173-й воздушно-десантной бригады принимали участие в учебной высадке на территорию базы Хохенфельс в Германии. Прославленное соединение американской крылатой пехоты десантировалось на ровный, как стол, полигон вместе с техникой. И если все парашютисты приземлились штатно, то боевым машинам повезло гораздо меньше.
Десантники, снимавшие с пригорка выброску техники, откровенно потешались, глядя, как три внедорожника "Хамви" один за другим срываются с парашютных платформ и с грохотом втыкаются в германскую землю. На кадрах отчетливо видно, что технику плохо закрепили на платформах. Учитывая, что стоимость каждого внедорожника около 220 тысяч долларов, нарядом вне очереди ответственные за швартовку машин точно не отделались.