«После моей унылой Читы». Россиянка о жизни в Дании (3 фото)
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
В первый раз я приехала в Данию перед Рождеством. Тогда еще в гости - к моему будущему мужу. Мы пошли на рождественский рынок.
В первую очередь, впечатлила чистота улиц! Красивые домики, все украшено, все яркое, нарядное, светящееся. И это всё после моей унылой Читы, в которой не было ощущения приближающегося праздника.
Понравилась хорошая еда. Понравились улыбчивые люди на улицах, что все идут навстречу и улыбаются – это прям поразило.
В общем и целом, жизнь здесь не намного отличается. Люди другие, менталитет другой, но это объяснимо.
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Поразило отсутствие возможности вызвать скорую помощь. Я один раз обожглась очень серьезно, стала звонить в скорую помощь, а мне сказали, что не приедут, что, раз я могу разговаривать, значит нормально себя чувствую. А у меня на самом деле был ожог 3 или 4 степени! Кожа слезла, а мне на это сказали: "Если будет инфицирование – идите к своему врачу, он вас вылечит".
Это меня поразило. В России такое невозможно. А в Дании если что-то случается, должна быть потеря сознания, только тогда приедет скорая помощь. Есть исключения для пожилых людей: скорая выезжает к ним всегда и при любых обстоятельствах. А молодые и здоровые могут сами выздороветь.
РАЗЛИЧИЯ В ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Мой муж датский военный, у него не было возможности увидеть, как устроена российская армия. Но различия видны невооруженным глазом, например, в бытовом плане. Они служат на корабле и там есть спортзал, солярий и профессиональный повар. А еще муж говорит, что в датской армии меньше дисциплины, чем в русской, и требования здесь менее жесткие. Это действительно так, допускаются к службе геи, лесбиянки и прочие меньшинства, солдату можно быть с длинными волосами, и никто за это не порицает.
ПЛОХОЙ СЕРВИС
Здесь очень плохой сервис! Сервис во всем! Несмотря на то, что цены в разы выше, чем в России.
Помню, сдавала компьютер в починку, мне он нужен был срочно. Сказали, что он будет готов в течение 5-7 дней.
Прошло 10. Я стала им звонить и писать, а мне ответили: «Ваш компьютер не готов, ждите еще неделю».
Я пришла к ним и начала ругаться, как я привыкла делать в России, и встретила такой непонимающий взгляд продавца... «Что это она разоралась». При том что починить ноутбук, на который я пролила воду, стоит на наши деньги 30 тысяч, я ожидаю, что компания будет нести какую-то ответственность и вовремя выполнять свои обязательства по ремонту.
Но этого нет, и это не единичный случай, это случается очень часто. Например, мне в ресторане не понравилось блюдо, я говорю, что это ужасно и отвратительно, на что официантка пожимает плечами и говорит: «Ну, такой рецепт. Извините».
Не предлагает заменить его, исключить из меню, ведь я плачу за блюдо в полном размере!
Мне к этому трудно привыкнуть. Датчане это воспринимают как должное. Мой муж категорически против, если я начинаю ругаться и выяснять отношения. Он чувствует себя не в своей тарелке, и ему даже бывает за меня стыдно в таких ситуациях.
ЦЕНЫ В РОССИИ И ДАНИИ
Цены здесь на основные продукты, естественно повыше, чем в России. Очень высокие цены на автомобили, даже выше, чем в Швеции, в 2-3 раза, потому что здесь очень высокий транспортный налог и высокие цены на бензин. И хоть у всех есть необходимость водить машину, здесь люди ездят на совсем крошечных машинках, чтобы расходовать меньше бензина и, соответственно, платить меньший транспортный налог.
Изначально при покупке автомобиля к его стоимости добавляется 120—130% от изначальной цены в виде налога. Допустим, за ту цену, за которую я здесь купила Киа Рио, в России я могла бы Мерседес купить. Разница очевидна. При этом, конечно, средняя заработная плата выше, чем в России. Пенсии здесь тоже существенно выше. Например, моя свекровь получает пенсию в 16 000 крон, что соответствует 160 тысячам рублей в России. Но при этом тут и выше стоимость оплаты коммунальных услуг. Вообще, молодые люди здесь живут в квартирах, а те, у кого уже семьи с детьми, живут в домах. Так принято. Только те, у кого недостаточно средств, живут с детьми в квартирах. Когда у тебя свой дом, и ты должен сам платить за отопление, воду и вывоз мусора, выходят приличные суммы. А некоторые вещи, например, памперсы детские, здесь почему-то стоят гораздо дешевле, чем в России.
Здесь очень высокие налоги. Например, я сейчас учусь в школе и со своей стипендии плачу налог 39%. Налог прогрессивный: чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. Мой муж платит 53% процента. Я не знаю, какой потолок, но когда ты видишь, сколько тебе начислили и сколько от этого осталось, становится иногда обидно. Но датчане, когда их спрашиваешь о зарплате, никогда не говорят сумму после вычета (как мы говорим), они всегда говорят изначальную сумму. Для меня это немного странно, потому что непонятно, сколько остается в конечном итоге.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ В ДАНИИ
На самом деле, есть здесь центральное отопление, оно просто другое: здесь сжигается мусор, и поток горячего воздуха подается в дома, но это для многоэтажных домов. А в обычных домах у всех разное отопление. Мы живем в доме с газовым отоплением, причем не могу сказать, что мы платим за это какие-то безумные деньги, это, в принципе, доступно.
Многие жалуются, что вода здесь очень дорогая. Они сокращают ее потребление всеми доступными способами: реже душ принимают, в прохладной воде, но я никогда себя в этом не ущемляла и не могу сказать, что разорилась.
ЧТО СТОИТ ПЕРЕНЯТЬ СТРАНАМ ДРУГ У ДРУГА
Я считаю, что нам у датчан нужно перенять порядок. Их с детства учат, что везде должен быть порядок. Они соблюдают правила дорожного движения, но не оттого, что их много штрафуют (здесь на улицах вообще запрещено устанавливать камеры видеонаблюдения и видеорегистраторы), просто все соблюдают правила. Если я перестраиваюсь с одной полосы в другую, в России все начинают орать и материться, а здесь все спокойно ждут, пока я перестроюсь. Это заметно.
И то, что все улыбаются, тоже стоило бы перенять. Когда тебя кто-то случайно толкнул, то извиняется. Вежливость здесь в целом выше. Но, например, когда я была беременная и летела из Копенгагена в Россию, чтобы навестить родителей, ни один человек мне не помог с чемоданом, хотя у меня был седьмой месяц беременности. А когда я прилетела в Москву, мужчины мне тут же оказали помощь, и это было очень заметно. В Дании не принято оказывать помощь, если тебя о ней не попросили.
Также я считаю, что датчанам следует перенять у русских честное выражение своих чувств и эмоций. Это тоже меня удивило, когда я только приехала. Я стояла в очереди, а передо мной была бабушка и разговаривала с продавцом на какие-то общие темы.
Продавец вежливо выслушивала всю эту историю, и вся очередь – нас было человек десять,– стояла и слушала эту историю, и никто из очереди не возразил и не попросил бабушку рассказать это в следующий раз. Я еще тогда подумала: «Какие же люди вежливые, стоят и слушают», а когда я пришла домой и рассказала об этой ситуации моим друзьям-датчанам, мне сказали: «Вот они, наверное, когда домой пришли, эту бабушку материли последними словами».
У них вот так. И вообще я часто сталкивалась с тем, что они могут говорить одно, а на самом деле думать другое. Не знаешь, чего ждать от человека. Я до сих пор не могу этому научиться, до сих пор не знаю, чего ждать от знакомых людей, потому что они тебе улыбаются, и ты думаешь: «Какой прекрасный, хороший человек», а потом он такую гадость сделает, что просто думаешь: «Ну как он мог?». В России это более предсказуемо.
ВОСХИЩАЕТ В ДАНИИ
Меня восхищает природа. Она здесь очень насыщенная, когда едешь по трассе, то встречаешь оленей, бурундуков, белок, лис, ежей. Кого только здесь нет! Это мне очень нравится. Хотя однажды я сбила оленя, потому что они выскакивают, даже несмотря на то, что все трассы огорожены.
Еще меня восхищает отношение к инвалидам, здесь всегда им окажут помощь. Здесь доступная среда. То, чего мы хотим добиться в России, здесь инвалидам доступно. И отношение к пожилым. Здесь их тоже очень поддерживают и защищают. Пожилые, наверное, чувствуют, что не зря всю жизнь работали. Но на пенсию они уходят позже: я, например, узнала, что мой сын пойдет на пенсию в 76 лет, и при этом никто в Дании не кричит и не возмущается. Сейчас пенсионный возраст – 65 лет.
О ДАТЧАНАХ
Датчане – очень спокойные и неконфликтные люди. У них даже есть слово, которое переводится как «боящийся конфликтов». Наверное, 90% датчан именно такие. Они боятся конфликтов и никогда открыто не конфликтуют. Для них это очень большой стресс, если возникает такая необходимость.
КАКОЙ ВИДЯТ РОССИЮ
Здесь по телевидению Россия всегда показана очень однобоко, говорится в основном о Путине, какой он плохой, но это обычное дело: по телевидению всегда говорят о негативных сторонах российской политики. Обычные люди стараются со мной эти темы не обсуждать, не знаю, в силу каких причин. Возможно, потому что им это не интересно, а, может, они не хотят со мной портить отношения, потому что все знают, что я русская, и мне было бы неприятно слушать какие-то негативные комментарии в адрес моей Родины.