Как Иван Рябов шведскую эскадру на мель посадил (5 фото)
План шведов
Летом 1701 года шведский король Карл XII решил разом покончить с военно-морскими амбициями России. К Архангельску была послана эскадра под командованием адмирала Карла Лёве. В её составе находились семь боевых кораблей. Целью эскадры было уничтожить Новодвинскую крепость и строящуюся судоверфь. Если бы замысел шведов удался, то, скорее всего, Северная война на этом бы и закончилась. Россия не стала бы империей и морской державой.
Царь Пётр I через своих зарубежных агентов знал об экспедиции шведов и готовился к её отражению. Однако мало что мог противопоставить ей на море. Шведы могли безнаказанно обстрелять и зажечь деревянную крепость и верфь, не высаживаясь на берег, и уйти.
Новодвинское сражение
Что произошло дальше, в главных чертах всем известно по фильму. Захваченный шведами лоцман Иван Рябов посадил шведский флагман на мель прямо перед дулами орудий Новодвинской крепости. На того налетел второй корабль. Шведы не смогли действовать всеми своими кораблями и орудиями. Обездвиженные галиот «Фальк» и шнява «Мьёхунден» были расстреляны русскими пушками. Шведский флот ретировался.
Шведы убили переводчика Дмитрия Попова и пытались убить Рябова, но тот, раненый, выпрыгнул за борт и доплыл до берега, где по обвинению в сотрудничестве с врагом был арестован по приказанию архангелогородского воеводы Прозоровского. Потом царь Пётр восстановил справедливость.
Сначала о мелких неточностях книги и фильма. Настоящая фамилия Рябова – Седунов, а Рябов – прозвище, и по отчеству он звался Ермолаевичем, а не Савватьевичем. Руководивший обороной Сильвестр Иевлев носил чин просто капитана, а ещё одного героя – Крыкова – звали не Афанасий, а Николай.
Герой-патриот был немножко браконьером
В значении дела, совершённого Седуновым-Рябовым, нет возможности усомниться. Новодвинская битва 25 июня (6 июля) 1701 года завершилась первой важной победой России в Северной войне. Вряд ли стоит сомневаться, что он посадил шведские корабли на мель нарочно. Историков к этому склоняет, главным образом, то обстоятельство, что русским судам, в связи с приближением неприятеля, был царским указом запрещён выход в море.
Возникает мысль, что Седунов со товарищи был подослан навстречу шведам нарочно, как ложный проводник, с целью заманить противника в западню. Последующий арест показывает, что это был замысел не воеводы, а кого-то другого (называют архиепископа Холмогорского Афанасия).
Однако Рябов был схвачен шведами довольно далеко от Архангельска – близ острова Сосновец у берега Кольского полуострова. Если Седунов-Рябов искал встречи со шведами, то очень велика была вероятность разминуться. Не вышел ли он в море, так сказать, браконьерским образом, вопреки царскому указу? Про Седунова известно, что был он «беспахотным бобылём», то есть не имел земли и жил исключительно морским промыслом. Перерыв в промысле из-за военных действий грозил ему голодной смертью. Мысль направить шведов на мель могла прийти ему в голову уже в плену. Неудивительно, что воевода посадил его в тюрьму – в конце концов, он явно нарушил царский указ.
Счастливый конец
Царь действительно восстановил справедливость в этом деле, причём судьба главных героев оказалась ещё лучше, чем в фильме. Правда, ничего не известно потом о Седунове, кроме того, что его наградили. Капитан Иевлев был пожалован в контр-адмиралы (правда, не сразу, а спустя несколько лет) и в царские стольники. Воевода Прозоровский отнюдь не был наказан – очевидно, царь учёл, что он действовал по форме закона. А капитан Крыков отнюдь не погиб в Новодвинском сражении. Как известно по документам, он был взят там в плен, из которого освободился в 1710 году и снова назначен служить на прежнюю должность.