Гремя огнем, сверкая блеском стали… (Часть 3 Обр.2)
Сегодня мы продолжим разговор об экспериментальных танках РККА 30-х, машинах, которые если и воплотились в металл, то в виде одного-двух прототипов: танках Дыренкова, Гротте, мобилизационном танке Т-34...
Опыт разработки первых советских танков МС-1 (Т-18), Т-12/Т-24 и т.п. красноречиво показывал, что своими силами разработать, а тем более – наладить выпуск современных боевых машин не удается – банально не хватает опытных инженеров-конструкторов и
производственной базы. Но если станок или даже целый завод «под ключ» быстро
купить можно, то найти инженера-конструктора со специфическими навыками не так-то просто. По счастью, в начале 20-х в Европе появилась масса безработных инженеров, в довесок к стране, обладавшей серьезным промышленным и научным потенциалом, которой не приходилось перебирать партнерами. Я говорю о Германии.
И, что бы не быть голословным – в СССР появилась концессия Junkers, Rheinmetal проектировала пушки, в СССР поставлялись станки… Но самым ценным ресурсом были люди – например, немецкий конструктор Фольмер (однофамилец оружейника и, по совместительству, один из «отцов» немецких танков вообще) работал над проектом своего колесно-гусеничного танка для СССР, над проектами танков Т-17 и Т-20 работал Эдвард Гротте… Список далеко не полон.
На фото – Йозеф Фольмер (в верху) и чешская версия его танка – КН50-60
В этом посте речь пойдет в большей степени именно о работах Гротте – именно его проект тяжелого маневренного танка стал своего рода «дедушкой» многих советских танков. Но обо всем по порядку
Как я писал в предыдущих постах, разработка среднего танка, не говоря уже о тяжелом, мягко говоря «не пошла» - танки Т-12/Т-24 были скорее условно-боевыми, чем полноценными боевыми машинами, тяжелый же танк не пошел дальше чертежных кульманов.
На фото – маневренный (средний) танк РККА Т-12/Т-24
Поэтому решено было призвать «варягов». Но допускать к секретному проекту абы кого, разумеется, никто не рискнул, поэтому выбор пал на Эдварда Гротте (или Гротто, как тогда писали). Его отобрал лично К. Е. Ворошилов, поскольку Гротте сочувствовал коммунистической партии. А один из членов «бюро Гротто» был аж социалистом. Впрочем, бюро прибыло в марте 1930 и сразу приступило к разработкам по «проэктированию позиционного танка с компоновкой по типу Т-1-12 или французского танка прорыва». Новой машине был присвоен индекс ТГ.
Поскольку одной из целей приглашения немцев было получение опыта конструирования средних и тяжелых танков, разработки велись на базе завода «Большевик» - в КБ (названное КБ АВО-5) вошли люди, ставшие творцами танковой мощи СССР – Барыков, Троянов, Воробьев… А в качестве «группы независимых экспертов» были привлечены В. Заславский и О. Гинзбург.
По заданию, танк должен был нести вооружение из двух пушек – 37мм и 76,2мм, 5 пулеметов (два из которых – крупнокалиберные), весить не больше 30т (желательно – 18 – 20 тонн) и бегать со скоростью до 40км/ч. Защита – до 20мм.
На фото – ТГ с полным вооружением. Почему-то вместо ДТ решили использовать «Максимы»
Новое КБ оказалось на редкость продуктивным – на рассмотрение комиссии до 15-22 апреля (торопились ко дню рождения В. Ленина) было представлено не менее 4 проектов нового танка. Проект был утвержден, но возникли сложности с вооружением танка, точнее – с 76,2мм пушкой ПС-19/А-19 (ее еще называют «пушкой Гротте-Сячинтова»), на базе 76,2мм зенитки 8-К (Лендера-Тарнавского)
На фото – собственно, 8-К (в верху) и 76,2мм ПС-19 на танке ТГ. На ствол надет чехол, внизу, в круглом вырезе в бортовом экране, просматривается шаровая установка пулемета ДТ
Дело в том, что для того, что бы уменьшить силу отдачи, Сячинтов установил дульный тормоз (тогда откровенно побаивались реакции на погон башни столь мощного орудия). А военным наличие дульного тормоза не нравилось принципиально – они опасались, что ударная волна будет травмировать следующую за танком пехоту. 37-миллиметровка могла не только эффективно бороться с бронетехникой, но и, хотя бы теоретически, с низколетящими самолетами.
На фото – танк ТГ, верхняя башня повернута в сторону. Хорошо видны обе пушки
Обратите внимание на угол подъема 37мм пушки
Позже пришлось все-таки перекомпоновывать МТО – мотор Гротте работать отказывался. В ходе испытаний всплыла еще одна неприятность – при монтаже был поврежден погон нижней башни под трехдюймовку. В результате башню пришлось приварить, с согласия Заславского, что сильно сократило углы горизонтальной наводки без поворота корпуса. Впрочем, по моему личному мнению, такой незапланированный «апгрейд» пошел машине только на пользу – ворочать трехдюймовой башней и при этом не сбивать наводку 37мм пушки – задача, не решаемая в принципе, на том уровне развития техники
На фото – ТГ вид сзади и сбоку
Полученная машина просто очаровала Халепского и было от чего – плавный и хороший ход (по цеху танк катали на руках буквально три человека), мощная бронезащита (до 44мм) полностью сварного корпуса, мощное вооружение, удобное управление с сервоприводами…
На фото – ТГ без гусениц. Обратите внимание – на катках что-то вроде покрышек, способствовавших плавности и мягкости хода.
Танк был хорош. Более того, планировалось выпустить серию из порядка 200 машин. Но… Вмешались экономисты и технологи – танк был не просто дорог, а очень дорог – один танк стоил около 1,5 миллиона рублей (примерно 10 -12 танков БТ-2) и сложен в производстве. Если сравнивать его с современными боевыми машинами, то тут подойдет F-22 Raptor или знаменитой «Аратой» – да, характеристики отменные, но и цена… труднопроизносима.
Кроме этого у ТГ появились более простые и дешевые конкуренты – БТ и Т-28. Но о них мы поговорим в следующих постах. А сам ТГ остался чисто экспериментальной машиной. Впрочем, Гротте не унывал и предложил советскому руководству проект аж 1000-тонного (да, именно тысячетонного) супертанка ТГ – 5 (Т-42). Для сравнения – самая тяжелая серийная бронемашина в мире – JagdTiger весила всего 75,2т. А самый тяжелый советский танк, экспериментальный к тому же, – ИС-7 тянул всего на 68т.
Этот сухопутный дредноут должен был нести пять башен, как минимум одна – с пушками калибром 305мм, иметь броню до 300мм и бегать со скоростью 60км/ч!
На рисунке – ТГ-5 (Т-42)
Но тут дело не пошло дальше эскизного проекта. На этом работа Гротте в СССР закончилась. А уже через два года дружба между СССР и Германией, точнее – Веймарской республикой прекратилась, вплоть до лютого всплеска в августе 1939 года. Сам же Гротте прославился еще одним колоссом – Ratte. Но это уже выходит за рамки нашего разговора.
Несмотря на дороговизну, танк Гротте содержал массу интересных конструкторских решений, отказываться от которых было бы просто глупо. Поэтому уже в 1931 году ЭКО ОГПУ («шарашки») взяло дело под свой контроль. КБ под руководством В. Асафова вело разработки на базе ТГ для того, что бы добиться упрощения и удешевления конструкции.
Первый из проектов, под индексом Т-1001 или ТА-1 при сохранении вооружения ТГ (трехдюймовка и 37мм пушка, пулеметы) получал новую подвеску Кристи. Кроме этого, планировалось использовать лицензионный двигатель BMW-IV. А поскольку время разработки совпало с модой на колесно-гусеничные танки, то и этот проект получил возможность перемещаться на колесах.
На рисунке – проект ТА-1
Таким образом, ТА-1 плавно мутировал в ТА-2. Отличия включали в себя пару бортовых пулеметов – для зачистки окопов, сама же машина должна была стать больше и тяжелее.
На рисунке – проект ТА-2
Ну а где два, там может появиться и три. Правда, ТА-3 еще больше «подрос» - длинна машины должна была составлять 8м(!). И быть тяжелее предшественников, так что из разряда «маневренных» проект был переквалифицирован в «позиционные» (тяжелые) с массой свыше 32т. Трёхъярусное расположения вооружения ушло. Да, проект сохранил два орудия, но с независимой наводкой. Танк должен был оснащаться мощной радиостанцией с радиусом действия до 50 км, герметичным корпусом и быть весьма шустрым – до 45км/ч на гусеницах и 70км/ч на катках. Более того, поначалу он рассматривался в качестве кандидата на серийное производство, но предпочтительнее оказался проект Т-35.
На рисунке – ТА-3
На этом эпопея с танками Гротте в СССР закончилась. Да, на вооружение он не был принят, но конструктивные решения, реализованные в нем позволили дальше разработать более совершенные боевые машины самостоятельно.
Само же принятие ТГ на вооружение (при наличии «Show me the money» у СССР) давало танкистам РККА одну из наиболее совершенных машин того времени – да, по отдельности мощная пушка, хорошая броня и подвижность встречались, но вместе…
Позже конструкторы совместят все это в одном танке, но это уже совсем другая история