Как два студента-практиканта уничтожили целый завод (5 фото)
На «Куйбышевфосфор» под Самарой все началось с проверки датчиков - одного не оказалось на месте. Все бы ничего - одним больше , одним меньше - но внутри этого уровнемера находился радиоактивный цезий-137 . Датчик быстро нашли, он был все еще на территории завода, но оказалось, что его корпус вскрывали!
Целый год вскрытый датчик пролежал на заводе, из него высыпалась радиоактивная пыль, которая все это время разносилась по территории ногами рабочих.
Оказалось, что в 1983 году на завод пришли два новых слесаря - на несколько месяцев на практику на завод отправили студентов Шамиля Яфизова и Михаила Мельникова. Парни случайно услышали, что внутри тех самых уровнемеров находятся ценные детали и решили немножко подзаработать.
Им удалось раздобыть один из датчиков, в тихом месте без свидетелей вскрыть кожух и извлечь свинцовый цилиндр. Но под оболочкой был только серый порошок и ничего ценного. Все работы парни проводили тут же, на территории завода. В общем разочарованные практиканты запечатали цилиндр обратно, собрали порошок голыми руками и засыпали внутрь как смогли. Они даже умудрились поставить на место пломбу. Один из парней вытер грязную руку об штаны...
А в 1984 году по всей территории завода зашкаливали дозиметры. Самый высокий уровень радиации оказался в одной мастерской и на лужайке рядом. Похоже, что радиоактивную пыль просто подмели и высыпали на лужайку, а потом рабочие разнесли ее по всему заводу. Радиационные нормы в среднем превышались в 100 раз!
К счастью, цезий-137 поражал в первую очередь мягкие ткани. И организм за счет обновления тканей успевал бороться с радиацией. Тем не менее 20 человек имели последствия лучевой болезни. оставалось найти виновников происшедшего.
Студентов вычислили быстро. В больницы были отправлены запросы и из одного медучреждения пришло сообщение, что в 1983 году поступали двое парней с характерными ожогами мягких тканей. Руки студентов покрывали язвы, подобный ожог был и на ноге одного из них.
Но допросить Яфизова и Мельникова сразу не смогли - они проходили срочную службу. А потом их здоровье резко ухудшилось и их пришлось долго лечить от последствий лучевой болезни. В результате парни на всю жизнь остались инвалидами.
А завод пришлось закрыть. Все оборудование, облицовку, лестницы вывезли и захоронили дезактиваторы спецкомбината "Радон". Здание завода до самой крыши залили бетоном. И он так и остался стоять глухой коробкой под Самарой памятником человеческой беспечности и глупости.