Будущее мира зависит от судьбы индийского пилота (6 фото)
Развитие противостояния двух азиатских ядерных держав на сегодня в немалой степени зависит от судьбы захваченного в плен пилота индийских ВВС. Его будущее во многом определит то, сумеют ли стороны остановиться и отойти от тонкой грани, за которой начинается полномасштабный военный конфликт. Сам по себе обмен ударами - не столь уж редкое явление в отношениях между Индией и Пакистаном, пережившими уже три войны с момента образования двух государств в 1947 году. Однако после того, как пакистанские ПВО сбили индийский МиГ-21, его пилот был захвачен, и кадры его допроса были показаны по пакистанскому телевидению, ситуация осложнилась. Как утверждает Сандип Шастри, политолог, научный сотрудник Университета Джайн в Бангалоре, "пленение пилота осложнило ситуацию и усилило напряженность". Для Пакистана это стало маленькой победой, для Индии - плевком в лицо. И хотя, по мнению политолога, обеим странам невыгодно втягиваться в полномасштабную войну, руководители Индии и Пакистана - как Нарендра Моди, так и Имран Хан - не могут позволить себе выглядеть слабыми в глазах общества. Нарендре Моди через нескольких недель предстоит защищать свой пост на парламентских выборах, Имран Хан пытается обеспечить устойчивость в стране перед лицом экономических и финансовых потрясений и устоять перед нажимом военных, желающих встать у руля. И потому сейчас, как утверждает политолог, оба, пусть против собственного желания, будут вынуждены продолжать нагнетать военную истерию.
Вчера Имран Хан выступил с обращением по национальному телевидению, призвав Индию "руководствоваться здравым смыслом" и сесть за стол переговоров. Возможно, говорят циничные политологи, он сделал это потому, что понимает: без экономической и финансовой помощи мирового сообщества Пакистану придется плохо, а начало полномасштабной войны убьет всякую надежду на эту помощь. Однако весь благоприятный эффект, которого мог бы достичь Имран Хан своей речью, был перечеркнут, когда по тому же национальному телевидению показали пилота сбитого индийского самолета, поблагодарившего пакистанских военных за спасение из рук толпы. Индийцы в возмущении назвали сюжет "грубым фарсом, попирающим все нормы гуманитарного международного права и Женевской конвенции о правах военнопленных". Индия потребовала "немедленного и безопасного" возвращения пилота на родину, и пока ее требования не будут услышаны, военная истерия в стране наверняка будет только накаляться. Если Нарендра Моди не хочет серьезно ухудшить свои позиции перед предстоящими выборами, он будет продолжать давить на Пакистан, предупреждают политологи.
Нарендра Моди уже успел извлечь пользу для своей предвыборной компании из развивающегося противостояния. Сегодня он выступил с обращением к нации, которое уже было названо "самой большой в мире видеоконференцией". Он заявил, что "Индия будет сражаться, жить, работать и побеждать, - вся как единое целое". Он также отметил важность высокого боевого духа в войсках и призвал народ быть благодарными тем, кто защищает страну.
Премьер-министр Пакистана Имран Хан находится в не менее трудной ситуации, чем готовящийся к выборам Нарендра Моди. Пытаясь справиться с экономическим кризисом в стране, до недавних пор он вел переговоры о финансовой помощи с Китаем, ОАЭ и Саудовской Аравией. При этом ему приходится сдерживать аппетиты пакистанских военных, которые не только стремятся к политическому доминированию в стране, но и требуют постоянного роста оборонных бюджетов. Так что, хотя с точки зрения внешней политики Хану невыгодно вступать в военный конфликт, с точки зрения внутриполитических раскладов, он не может позволить себе слабость.
Тем не менее, как утверждают аналитики, возможно, на обмене авиаударами конфликт и стал бы сходить на нет, если бы не захваченный в плен индийский летчик. Для пакистанской "партии войны" он стал хорошим козырем, для индийского правительства - камнем преткновения: Нарендра Моди просто не имеет права отступить, не добившись выдачи пилота на родину. Так что теперь судьба пилота может во многом определить будущее региона и мира в целом.
В течение двух дней индийский МИД и лично премьер-министр страны Нарендра Моди развивали давление на Пакистан, требуя вернуть пленного пилота, командира эскадрильи Абинандана Вартамана, на родину живым и здоровым. Правительственные чиновники Индии неоднократно заявляли, что не будут заключать "никаких сделок" по поводу возвращения летчика, и требуют его отправки домой безо всяких условий. В четверг Имран Хан, наконец, уступил давлению и объявил, что Вартаман будет отправлен в Индию в течение суток. По мнению политологов, сговорчивость Исламабада во многом объясняется политическими причинами: за несколько дней кризиса представители правительства Пакистана не раз заявляли, что США в этом конфликте заняли проиндийскую позицию, и, вполне вероятно, Хан решил до поры не злить "Большого Брата". О решении вернуть индийского пилота Хан объявил лично. Тем не менее, пока еще летчик находится в Пакистане, и о том, что происходит с ним в данный момент, никому не известно. Можно надеяться, что, если Пакистан сдержит свое обещание, напряжение в регионе пойдет на спад. Тем не менее, пока Абинандан Вартаман не окажется на территории Индии, предсказывать дальнейшее развитие ситуации очень сложно, утверждают эксперты.