Облик Владивостока, и его первых жителей начала ХХ века (34 фото)
Ушли в прошлое этнические названия улиц: Пекинская, Суйфунская, Алеутская, Китайская, Японская, Корейская слобода, "Миллионка", - их заменили на уныло-советские. Попытаемся взглянуть на тогда еще свежую архитектуру, и городских жителей
Гостиница и театр "Золотой Рог" (на углу улиц Светланской и Алеутской)
Изначально гостиница представляла из себя многократно перестроенное деревянное здание. До революции театр "Золотой Рог" принадлежал владивостокскому купцу Ивану Галецкому. В 1885 году владелец пристроил к гостинице деревянный зал на 350 мест — "Театральный зал мадам Галецкой", открытие которого стало значительным событием в культурной жизни Владивостока того времени.
В 1903 году инженер Иван Багинов спроектировал и построил 4-этажное каменное здание гостиницы "Золотой Рог", которое стоит в центре города по сей день. Там, где сегодня находятся магазины и кафе, были расположены номера гостиницы и ресторан, а на месте владивостокской филармонии оформили театр на 850 мест с балконом и двумя ярусами лож.
Доходный дом Иоганна Лангелитье (улица Светланская, 29)
Иоганн Лангелитье – известный на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века предприниматель, владелец торгово-промышленной компании "Торговый дом И. Лангелитье и Ко". Компания специализировалась на производстве и торговле строительными материалами, металлом, станочным оборудованием по деревообработке.
В 1901–1903 годах Иоганн Лангелитье построил новое трехэтажное здание на улице Светланской для крупного универсального магазина по продаже железно-скобяных товаров. В верхних этажах располагались комфортабельные квартиры для сотрудников компании. Парадный фасад здания украшали первые в городе башенные часы.
Дом командира порта (улица Светланская, 48)
Здание резиденции командира Владивостокского порта было построено в 1892–1895 годах по проекту инженера-полковника В.Г. Мооро и затем неоднократно перестраивалось. Сама резиденция в архитектурном исполнении очень походила на резиденцию Военного губернатора, здание которой и поныне располагается через одно здание вниз по улице Светланской. Среди жителей здание часто именовалось "Адмиральским домом", а соседствующий с ним сквер называли "Адмиральским"
Народный дом им. А.С. Пушкина (улица Володарского, 19)
Мысль о постройке во Владивостоке дома для народных чтений и отвлечения простого люда от питейных заведений пришла в 1899 году группе либеральных деятелей, входивших в Общество народных чтений. Этим обществом был создан специальный фонд на строительство Народного дома.
1 сентября 1902 года, когда основная сумма была собрана, приступили к строительству. Подрядчиком выступил знаменитый во Владивостоке инженер М.И. Суворов, который и внес большую долю денежных средств на строительство. Здание построили в 1907 году, но фактически оно было не достроено. По первоначальному проекту строение предполагалось оштукатурить и украсить лепниной. В 1907 году М.И. Суворов отказал в дальнейшем финансировании постройки, так как не был избран депутатом Второй Государственной Думы от рабочей курии по Владивостоку.
Здание возводилось по предложенному проекту инженера и председателя Общества народных чтений П. А. Микулина, а многомаршевая гранитная лестница к нему – по проекту архитектора Г.Р. Юнгхенделя. В этом доме проходили литературные чтения, ставились спектакли, функционировали различные кружки.
А на этом фото - военный парад сил интервентов: американский экспедиционный корпус «Сибирь», высадившийся во Владивостоке во второй половине 1918 года, для проведения политики «невмешательства во внутренние дела России» и «полного нейтрайлитета», то есть одинакового отношения и к колчаковским войскам, и к большевистским партизанам. По межсоюзническому железнодорожному соглашению войска США должны были осуществлять охрану железнодорожного участка Транссиба от Владивостока до Уссурийска.
Они же.
А это фотография стихийного рынка в районе бывшей Пекинской улицы. Колоритные персонажи: корейцы и китайцы - также жители Владивостока.
Вид на город с бухты Золотой Рог. У причала стоят китайские джонки.
Консульство Японии, как это ни странно, появилось во Владивостоке лишь во время Первой мировой войны. Торговый договор с Российской империей и соглашение о консульских представительствах страна заключила в 1912 году. Четыре года спустя на углу улиц Пекинской и Китайской появилось новое здание консульства. В нем не было даже намека на японскую архитектуру, зато содержалось множество отсылок к античности. Автором проекта выступил немецкий зодчий Якоб Шафрат, до этого строивший в Маньчжурии.
Главный фасад украшен портиком с колоннами и статуей древнегреческой богини Ники наверху. А непосредственно над входом в здание установлены две скульптуры грифонов, которые, согласно восточным представлениям, приносят удачу и долголетие.
Почти сразу же после окончания Второй мировой войны японская дипмиссия это здание покинула.
Вид на город со стороны бухты Золотой Рог.
Вид на город с сопки Тигровая.
Бухта Золотой Рог.
Железнодорожный вокзал Владивостока. В 1910—1912 годах, в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве, вокзал во Владивостоке по проекту гражданского инженера В. А. Плансона расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции.
Японцы.
Снова Японцы
Снова интервенция. Японский экспедиционный корпус. 12 января 1918 года японский крейсер «Ивами» вошёл в бухту Владивостока для «защиты интересов и жизни проживающих на российской земле японских подданных», при этом утверждалось, что японское правительство не намерено «вмешиваться в вопрос о политическом устройстве России».
Угол улиц Пекинской и Суйфунской. Слева вскоре будет построено здание Японского консульства, о котором упоминалось выше.
Улица Светланская.
Светланская.
Триумфальная арка, построенная во Владивостоке к визиту наследника престола в 1893 году. Впоследствии снесенная большевиками.
И снова Светланская.
Скупая на архитектурные шедевры советская эпоха не оставила во Владивостоке хоть что-нибудь изысканное настолько, чтобы на вопрос о самом красивом здании Владивостока горожане привычно не ответили – ГУМ.
В 1885 году Густав Кунст и Густав Альберс становятся владельцами 27000 кв. метров территории, на которой начинают масштабное строительство. Когда было принято решение построить новое здание главного магазина компании, ни у кого не возникло сомнений, что стройматериалы и специалистов нужно везти из Германии. Для выполнения заказа из Лейпцига приезжает молодой и очень талантливый архитектор Гуго Георг Юнгхендель. Он станет личным специалистом компании. Строительство здания главного магазина торгового дома чуть не разорило Кунста и Альберса. Зато после окончания строительства Юнгхендель стал самым известным архитектором Владивостока.
О том, чем торговал «Кунст и Альберс», ходили легенды. Его называли энциклопедическим магазином, намекая на то, что товары здесь были на все случаи жизни. Говорили, что сотрудники, оберегая имидж компании, брались выполнять даже самые сложные заказы. В начале ХХ века на его складах хранились товары общей стоимостью 5,5 миллионов рублей. Поставив целью удовлетворить любые запросы покупателей, поставщики со всего мира отправляли во Владивосток лучшее из того, что было на тот момент.
Памятник Г.И. Невельскому — первый памятник, установленный во Владивостоке. Он был заложен 17 мая 1891 года, в присутствии прибывшего в город цесаревича Николая Александровича (в последствие — императора Николая II).
Открытие памятника состоялось 26 октября (8 ноября по н.с.) 1897 года при большом стечении народа, высшего начальства, чинов армии и флота, под артиллерийские залпы с береговых батарей и кораблей Сибирской флотилии.
Вокруг памятника был разбит сквер под руководством ученого-садовода К.Г. Гольденштедта.
В советское время памятник Невельскому был превращен в «памятник жертвам революции». При этом двуглавый орел, венчавший памятник, был демонтирован, а на его место водружен шпиль с металлической пятиконечной звездой. Также были убраны бюст адмирала и мемориальные доски с описанием его заслуг, а перед памятником сооружена символическая братская могила «жертв революции».
К столетию города в 1960 году памятнику Невельскому был возвращен первоначальный вид, но «братская могила жертв революции» так и осталась на прежнем месте.
- Восточный блок во всей его брутальной красе в коллекции советских открыток
- Московский детский сад "со слониками" стал объектом культурного наследия
- Боги в шоке: церкви удивляющие не только прихожан
- Архитектурные шедевры Фрэнка Гери
- Москва, которой никогда не будет: нереализованные проекты советских архитекторов