С дворника и водителя в Самаре потребовали миллион за сломанный 40 лет назад нос генерала полиции (3 фото)
Сюжет, достойный воплощения на киноэкране, развернулся в наши дни в Самаре. Дворник Сергей Тупиков и водитель Василий Баев получили повестку в суд. Областное управление полиции требовало от них выплатить почти миллион рублей за сломанный нос генерала в драке, которая случилась 40 лет назад.
- Я вообще был в шоке. Прошло столько лет, я не ожидал, что история всплывет, - признается «КП» Василий Баев. - И с чего мы должны платить? Мы свои сроки отсидели, к тому же нос ему сломали не мы...
СТРЕЛЬБА У КИНОТЕАТРА
Шел 1976 год. Старший лейтенант Андрейкин с женой возвращался домой со свадьбы. Он был не совсем трезвым, в гражданском, но с пистолетом. По дороге у кинотеатра он встретил подростков, которые шумели, дрались между собой.
Анатолий Андрейкин сделал им замечание, те отправили «штатского» куда подальше. Тогда старший лейтенант выхватил пистолет и дважды выстрелил. Один мальчишка погиб на месте, второго милиционер ранил, но тот успел ударить обидчика по носу, позднее парень умер в больнице.
- Мы с ребятами тогда даже не дрались, так, баловались, когда он к нам подошел — продолжает Василий Баев. - И мы не били его по носу, это сделал наш приятель, тот самый, в которого он выстрелил второй раз. А как шло расследование. Да мы были напуганы, честно говоря, все подписали, что нам говорили.
Старший лейтенант, по вине которого погибли двое мальчишек, остался на свободе и продолжил карьеру в милиции - стрельбу признали самообороной от уличных хулиганов. В места не столь отдаленные отправились парни. Василию повезло больше - та самая драка произошла за неделю до его дня рождения, парню не было 16 лет, его отправили на 3,5 года на малолетку в Жигулевск, вышел он по амнистии через два года. Его другу 16 уже было, так что ему пришлось также выплачивать ущерб, родители буквально продавали последнее.
НОС НА МИЛЛИОН
Казалось бы, делу конец. Парни отсидели за решеткой положенный срок и пытались наладить свою жизнь. До встречи с лейтенантом Андрейкиным Сергей Тупиков был круглым отличником, но с судимостью так и не смог найти хорошую работу, сейчас трудится дворником. Василий Баев работает на заводе, у него жена, двое детей и двое внуков.
У Анатолия Андрейкина все сложилось благополучно: он дослужился до начальника областного УВД, вышел на заслуженный отдых в 1998 году в звании генерал-лейтенанта. А в 2016-ом с легкой руки Сергея Солодовникова, который сменил его на посту главы областной полиции, Андрейкин получил солидную доплату к пенсии - 77 тысяч рублей. Эти деньги полагались ему в качестве компенсации за «боевую травму» - тот самый, сломанный 43 года назад, нос!
Сумма солидная, за год выплат в МВД недосчитались почти миллиона рублей. И уже после ухода Солодовникова подумали: а почему это государство должно платить за сломанный хулиганами нос?! Так в 2018 году и родился иск в суд, в котором Тупикова и Баева потребовали вернуть полицейскому бюджету расходы на генеральскую пенсию.
- Баев трудится механиком-водителем на одном из предприятий Самарской области. Зарплата – 25 тысяч рублей. У Сергея Тупикова – 7 тысяч рублей. Где им эти деньги найти? И все за сломанный нос. В районном суде иск УМВД удовлетворили, мы подали апелляцию. Самое интересное, что никаких экспертиз, подтверждавших связь сломанного носа и получения 1 группы инвалидности, суду не предоставили. Именно поэтому нашу жалобу удовлетворил областной суд, дело отправили на доследование, - рассказал «КП» Анатолий Солынин, адвокат.
КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?
К юристам, представлявшим полицию, у адвоката Баева и Тупикова вопросов много. Акт об увольнении генерала защитнику не показывали, так что неизвестно, лишился ли он должности из-за инвалидности, либо была другая причина. Ну и главное — как была установлена эта инвалидность первой группы, которая якобы была получена после боевой травмы сорокалетней давности. Возможно ли это в принципе?
- Без документов, на основании которых выносилось решение об инвалидности, тем более, первой группы, судить сложно. Но если говорить о такой травме, как перелом носа, серьёзные последствия должны проявиться уже в течение года, - рассуждает частный практикующий лор-врач Геннадий Волков. - Человек, который сорок лет мог нормально выполнять рабочие обязанности, нёс службу и даже занимался активно спортом (как известно из СМИ, он увлекался горными лыжами - ред.), вряд ли мог быть признан инвалидом на основании этой травмы. Не берусь утверждать, как именно выносилось решение.
После вполне закономерных вопросов областного суда, который также, как и адвокат, поинтересовался документами, подтверждающими связь удара по носу 40 лет назад и полученной инвалидности, в полиции решили пойти на мировую.
ЗВОНОК В ПОЛИЦИЮ
Чтобы понять суть претензий к самарцам, «Комсомолка» обратилась в областное управление МВД, но там, что вполне понятно, подробно беседовать об этой истории не стали.
- Все участники являются гражданскими лицами. Я могу сказать только, что в настоящее время достигнуто мировое соглашение, мы отказываемся от своих претензий, ответчики сами оплачивают свои судебные расходы, - коротко прокомментировал руководитель пресс-службы самарской полиции Сергей Гольдштейн.