10 фильмов, которые советский зритель увидел далеко не сразу (11 фото)
«Преступление и наказание», 1940 год
Короткометражный фильм снял режиссер Павел Коломойцев по пьесе Михаила Зощенко. Цензуру он не прошел, хотя на театральных сценах пьесу успешно ставили. Кино не разрешили показывать зрителям из-за переживаний главного героя-расхитителя. Создатели пытались оспорить решение, но безуспешно. Показали короткометражку только в 1989 году.
«Сердца четырёх», 1941 год
Фильм Константина Юдина запретили со следующей формулировкой: «Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии». Спустя четыре года ленту выпустили на экраны, она понравилась зрителям, заняв пятое место в советском прокате.
«Звезда», 1949 год
Из-за того, что в финале все герои погибали, Сталин велел его переснять. И это было оправдано, так как прототипы героев картины после выполнения задания успешно вернулись в расположение части. Зрители увидели фильм только в 1953 году.
«Званый ужин», 1953 год
Изначально этот короткометражный фильм назывался «Разбитые мечты». В нем Фридрих Эрмлер сумел создать яркий образ чиновника, который пытался сделать карьеру за счет подхалимства. Это не понравилось цензорам, посчитавшим, что герой не соответствует образу советского служащего. Выпустили фильм спустя десять лет и под другим названием.
«Скверный анекдот», 1966 год
Сложно сказать, чем именно не понравился эта кинолента, снятая по рассказу Федора Достоевского, но советские зрители смогли увидеть ее только в 1987 году. Наверное, цензоры не захотели пропускать на большие экраны фильм с «играми в демократию» главного героя и с финалом хождения в народ. С другой стороны, картина точно передавала, как жили люди тех лет, скрывать было нечего.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год
Еще один фильм, который появился в прокате спустя 20 лет после премьерного показа. На полку ленту Андрея Кончаловского отправили из-за пронзительной правдивости. Пропагандируемому счастью советских граждан совершенно не соответствовали воспоминания колхозников о своей жизни, отсутствие перспектив и откровенная нищета.
«Комиссар», 1967 год
Александр Аскольдов показал в своем фильме историю женщины-комиссара времен Гражданской войны. И она получилась воплощением антисоветских идей, просто отражая ужас и хаос тех времен. В качестве наказания режиссера уволили за профнепригодность, выгнали из партии, лишили возможности снимать кино. Мир увидел ленту благодаря тому, что Сергей Герасимов до самой смерти хранил в своем сейфе единственный негатив фильма. Зритель увидел кино «Комиссар» только в 1987 году.
«Урок литературы», 1968 год
Сначала фильм назвали «День без вранья», но цензоры отметили, что раз советская действительность строится на честности, то не может быть такого дня. Создатели переименовали ленту в «Урок литературы», но ее все равно сочли вражеской пропагандой, а образ учителя литературы признали несоответствующим образу советского учителя. Показали зрителям кино только в 1989 году.
«Интервенция», 1968 год
Председатель Госкино Алексей Романов лично наложил вето на прокат фильм, назвав его откровенным творческим провалом студии «Ленфильм». По его словам, создатели допустили серьезные идеологические просчеты. Свой фильм Геннадий Полока снял по пьесе Льва Славина, которую успешно поставили в Театре Сатиры в 1967 году. А ленту зрители увидели только в 1987 году.
«Проверка на дорогах», 1971 год
Изначально Алексей Герман назвал ленту «Операция «С Новым годом!» Цензоры сочли картину антисоветской, заявив, что герои не имеют права проявлять человеческие слабости, но обязаны вопреки всему гордо нести звание советского партизана и героя. В прокат фильм вышел через 15 лет, став призером множества кинофестивалей и обладателем Государственной премии СССР.