«То ли про любовь, то ли про беду» (26 фото + 6 видео)
Советский и российский рок-музыкант, гитарист Игорь Васильевич «Чума» Чумычкин родился в Москве 13 ноября 1965 года.
До того, как прийти в Алису, — в 1987 году — Игорь принимал участие в записи альбомов групп 99% и Проходной Двор Юрия Наумова (с подачи которого он впоследствии и оказался в Алисе).
99% были собраны в 1979 году, а первый магнитоальбом появился в 1982. И как-то всё затихло. Известность коллектива была локальной, аудитория – небольшой. Коллектив начинал с классического хард-рока, но с течением времени звучание становилось всё тяжелее и тяжелее, и в итоге стиль мутировал в модный в то время хэви-метал. Однако, внутри группы начались разногласия, музыканты начали искать себе применение в более успешных командах. Но вопреки ожиданиям, группа всё не прекращала своё существование. Её неоднократно реанимировали и во время одной из таких попыток, в 1987 году, в ней появляется Игорь Чумычкин. Группа на тот момент являлась членом Московской рок-лаборатории и рассчитывала обратить на себя внимание на предстоящем Фестивале надежд. Музыканты записали альбом «Глас вопиющего», принципиально отличающийся от того, что было сделано под брендом 99% ранее, подготовили специальную концертную программу для предстоящего рок-феста. Но так уж вышло – другие коллективы оказались интереснее и сыграли лучше. Выступление 99% прошло практически незамеченным. Судьба группы снова оказалась под вопросом. Музыканты всё чаще стали заниматься сторонними проектами. Не стал исключением и Чума.
В 1988 году он принял участие в записи альбома Наумова «Перекати поле». Участие в этом проекте стало для Игоря судьбоносным. Именно после этой совместной работы Юрий рекомендовал перспективного гитариста ищущему именно такового Константину Кинчеву.
Юрий Наумов
Музыканты тогда работали над альбомом «Шестой Лесничий», во время записи которого гитарист Андрей «Шатл» Шаталин решил покинуть группу, посчитав требования Кинчева к его профессиональным качествам слишком жесткими. Замену Шаталину оказалось найти не так-то просто. Поговаривают, что на его место приглашали разных музыкантов, среди которых был даже гитарист Калинова Моста Василий Смоленцев, однако никто из них в группе не прижился. И вот по рекомендации Наумова Кинчев пригласил Чумычкина. Тот с ходу вписался в работу. В тот момент большая часть материала уже была записана, тем не менее, гитара Игоря звучит в песнях «Тоталитарный рэп», «Шестой Лесничий» и «Стерх». В последней они играли на пару с вдруг вернувшимся Шаталиным. Даже после возвращения Шатла, Чумычкин оставался в группе ведущим гитаристом. Не случайно его сольный выход на концертах Алисы был традиционным и постоянным. Кинчев уходил со сцены отдохнуть, пока Чума солировал, потому что это могло продолжаться сколь угодно долго. Случалось, что уходили и все остальные музыканты. Тогда Чумычкин осваивал новую для себя роль — садился за барабаны.
Чума, Кинчев, Шатл
Константин Кинчев: «По прошествии какого-то времени Шаталин позвонил мне и сказал: «Гони этого своего москвича, я решил возвращаться». Я говорю: «Шатл, ну для тебя место-то всегда открыто. Тебя никто не выгонял, ты сам отвалил. Возвращайся, но Чума тоже остаётся». И они в группе прижились оба, в общем, неплохо. Начали плотно контачить, переворачивая телефонные будки в разных городах, выкидывая кресла из окон гостиниц и тому подобное».
Андрей «Шатл» Шаталин
Пётр Самойлов: «У Шатла был такой более дремучий подход к игре, он этакий «хардель» выдавал. А Чума — гитарист более современный. Поэтому, где требовался блюзовый, тяжёлый оттенок, там играл Шатл, а где нужен был полёт и какие-то современные «фишки» — Игорь. Точнее, так: где Игорь не сыгрывал то, что поблюзовее и потяжелее, сыгрывал Шатл. А в остальном очень просто — Шатл играл в поддержку».
Пётр Самойлов
Вадим Курылёв (ДДТ): «Весной 1990 года была поездка в Новгород и Псков. Никита Зайцев уехал «на разведку» в Америку, и с нами поехал Чума. На самом деле это был просто прикол — он поехал скорее за компанию, чем серьёзно играть соло-гитариста. На концертах он выскакивал на сцену два раза: в «Мальчике Слепом» и в «Ленинграде», исполнял невероятное феерическое соло, бросал гитару, прыгал, ползал по-пластунски (под песню «Пластун»), одним словом — зажигал. Ни разу, конечно, не трезвел при этом. Ну, а главное шоу они с Андреем (Васильевым) устраивали в «неконцертное» время. Часто гитару «Fender Stratocaster» брал Игорь — и на концерты, и на запись. В альбоме «Для тех, кто свалился с Луны» хорошо слышен её чистый фендеровский звук».
Вадим Курылёв
С появлением Чумы изменилось не только звучание Алисы, но и ее сценический образ. Концерты стали намного «бодрее», новый музыкант чувствовал себя на сцене, как рыба в воде. Во всяком случае, такое ощущение возникало у тех, кто находился в зале. Выступления Алисы всегда были захватывающим действом, а присутствие на сцене такого отвязного, в хорошем смысле слова, гитариста только усиливало эффект. Однако влияние Игоря на жизнь Алисы не ограничилось одной лишь игрой на гитаре. Благодаря ему в группе появился гитарный техник Денис Канов, впоследствии принимавший участие в записи альбома «Черная Метка» (1994) в качестве гитариста, а также клавишник Андрей Королёв (в настоящее время служит священником в одном из приходов Белгорода). С первым Чума познакомился еще в школе, со вторым – во время службы в армии.
Андрей Королёв
Помимо работы в Алисе, Чума выступал в качестве приглашенного гитариста с ДДТ, а также участвовал в записи концертного альбома «Nicht Kapitulieren» группы Коррозия Металла. Спустя несколько лет гитарист этой группы Сергей «Боров» Высокосов запишет партии гитары в песне «Паскуда» с алисовской «Черной Метки», таким образом, как бы отдав дань памяти своему приятелю. В какой-то момент вместе с гитаристом ДДТ Андреем Васильевым Чума хотел сделать проект под названием Айболит-66, но удачным он не стал.
Андрей «Худой» Васильев (АУ, ДДТ, Полковник и Однополчане, Разные люди): «К кому к кому, но только не к Игорю подходит слово был. Я до сих пор жду его звонок в дверь, за которой стоит чудо в перьях с гитарой наперевес, да ещё и в дембельских клешах:
- Дядюшка Ху, я приехал на репетицию Айболит-66, давай чаю, послезавтра съемка клипа, в понедельник выезд в мировое турне, только вот до Юрия Никулина я так и не дозвонился, да в принципе я и не пробывал, ты же знаешь что это пока не наша вершина.
После этого монолога хотелось расцеловать это чудо, заплакать и умереть.
Игореху я увидел в первый раз когда ДДТ и Алиса поехали в Венгрию на какой то фест. Я увидел абсолютно здорового жизнерадостного парня. Мы познакомились и первый вопрос, который он задал, был просто из серии типа "Кларнет и студень":
- А ты что ли на гитаре играешь?
- Ну и чё?
- А почему семечки не грызешь?
- Мне ногтей хватает.
- Так ты что ли пальцами, как Марк Кнопфлер щипишь?
- А причем здесь семечки?
- Просто они на медиатор похожи, а так не причём!
Я понял, что меня опустили.
Потом был саундчек, Игорян настраивал свое весло, подошел к нему какой-то гитарист из Чехии, весь в коже, который целовал свой большой палец и приговаривал:
- Ван Хален (чмок), Гари Мур (чмок), Цетерианни (чмок) – и т.д.
- Ван Хален говоришь? Ща будет те и кофе будет те и какава с чаем!
Включил гитарёху и так дал, что Никиток Зайцев, который всё время спал, проснулся и шепотом говорит мне:
- Все понял? Прежде чем гнать свои телеги про космос с Циолковским, научись сначала хотя бы так звук извлекать! Ты не обижайся, но мне кажется, что мы с тобой просто клоуны сраные.
- А это и есть новый гитарист Алисовский?
- Да это Игорян, я с ним в самолете познакомился.
- Чума просто!!!
Потом, когда узнали, что и фамилия у него Чумычкин – обалдели. Вот так и повелось Чума и все тут».
Андрей "Худой" Васильев
Последний год своей жизни Игорь ждал, когда ему сделают инструмент на заказ. Работу выполнял известный мастер Павел Кухнов. Гриф гитары должен был быть украшен перламутром. Но гитару сделали слишком поздно — играть на ней уже было некому.
Погиб Игорь 12 апреля 1993 года, выбросившись из окна своей московской квартиры на Новоясеневском проспекте. Официальной версией назвали самоубийство. Чума долгое время находился в глубокой депрессии, вызванной злоупотреблением наркотиками, и, в конце концов, как говорят, выпал из окна своей квартиры в состоянии наркотического опьянения. Ему было всего 27…
Незадолго перед смертью он написал последнее четверостишие, листок с которым остался лежать в комнате на столе:
«Если я был бы Циолковским,
я б построил большую ракету,
нагрузил ее черным и белым,
в ночь ушел, но вернулся к рассвету…».
Похоронен Чумычкин на Щербинском кладбище в Московской области (Центральная территория, уч. 36).
Творчество Алисы можно смело разделить на два этапа — до гибели Игоря и после. Если до самоубийства Чумы музыканты позволяли себе вести достаточно вольготную жизнь в отношении алкоголя и наркотиков, то затем в их творчестве проявляется всё больше призывов завязывать, по выражению Кинчева, с «прогулками по аду». 12 апреля 1993 года, потрясённые смертью товарища, они прерывают свою концертную деятельность на несколько месяцев. Скорбела по музыканту и вся многотысячная «Армия „Алисы“».
Королёв после смерти друга, с которым он был знаком ещё с армии, покинул группу. Музыкант считал, что оставшись, он предаст память Игоря. Долгое время не брали на место Чумы нового музыканта, и Кинчев сам стал играть на гитаре. Позже в качестве гитариста в группе появился участник Коррозии Металла Сергей «Боров» Высокосов, совместивший работу в двух коллективах. Он дружил с Игорем, вместе они создали проект, в котором также участвовал басист Канов. В их совместных сессиях в 1993 году были созданы песни «Паскуда» и «Чёрная Метка», которые после смерти Игоря были переданы Кинчеву.
Альбом Алисы «Чёрная метка», вышедший в 1994 году, посвящён Чумычкину. В него были включены 2 песни, сочинённые Чумой: «То ли про любовь, то ли про беду» и «Паскуда», а также песни «Чёрная метка» и «Белая Невеста», написанные Кинчевым на музыку Чумычкина. В песне «Чёрная метка» содержится записанное наоборот четверостишие Игоря «Если я был бы Циолковским…». Так же Чуме посвящена песня «Шанс» («..Твою кровь опять разбодяжил раствор…»), которая была сочинена весной 1995 года, и исполнялась на концертах, однако на CD вышла только в 2014 году, в составе альбома «Цирк».
Константин Кинчев: «Он решил выйти из игры до срока. Как говорят панки, жизнь — это очередь за смертью, а кому-то обязательно хочется влезть без очереди. Я не могу его осуждать, хотя самоубийством он причинил боль очень многим. Диск очень жёсткий, злой. Так я выразил своё отношение к этой утрате. Я не могу его отпевать душевно и нежно, как человека, ушедшего естественным образом. Поскольку он взял на себя смелость сделать это, то и получил такое отпевание. Название альбома тоже символическое. Чёрная метка — это медиатор, и тот, кто взял его в руки, уже обречён».
Вадим Курылёв: «Мы дружили с Игорем в начале 1990-х, когда я жил в Москве. Это был замечательный человек и музыкант, его смерть была страшным ударом для всех, кто его знал близко. Игорь был буквально «растворён» в музыке, в ней жил, мне кажется, что в какой-то момент он просто переселился в пространство звука и ушёл из этого мира».
Дискография
99 %: 1987 — «Глас вопиющего».
Проходной двор: 1989 — «Перекати-поле».
Алиса: 1989 — «Шестой лесничий», 1989 — «Ст. 206 ч. 2», 1991 — «Шабаш», 1993 — «Для тех, кто свалился с луны».
Бригада С: 1992 — «Всё это рок-н-ролл».
Коррозия Металла: 1995 — «Nicht Kapituliren» («K.K.K. (English Version)»).
Источники:
Алексеев А., Бурлака А. - «Кто есть кто в Советском роке» (М.: Изд. МП «Останкино», 1991);
Воспоминания А. Васильева;
https://reproduktor.net/2012/04/rol-chumy-v-zhizni-alis/;
https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/535769;
http://www.red-n-black.net/metka/members/r05.php;
http://www.m-necropol.ru/chumichkin-i.html.
- Лидеры стран спели песню о мире Джона Леннона
- 25 картинок о том, как Аспидорас, Кумарчик и Затрахис ждут Сосибию парвипеннис
- "Старики абсолютно безбашенные": Премьера первого за последние 7 лет клипа Rammstein
- ABBA выпускает новый альбом
- В Петербурге на улицу кто-то вынес пианино, и прохожие доказали, что живут в культурной столице