На Урале умер меценат Владислав Тетюхин
После тяжелой болезни на 87-м году жизни умер меценат, основатель Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра в Нижнем Тагиле, доктор технических наук Владислав Тетюхин.
«Коллектив Уральского клинического центра выражает глубокое соболезнование и искреннее сочувствие родным и близким Владислава Валентиновича в связи с постигшим огромным горем и невосполнимой утратой», — сообщается на официальном сайте центра.
О Владиславе Валентиновиче написал пост Ринат Низамов, директор Сети городских порталов, в которую входит E1.RU. Он родился в Нижней Салде, а его отец работал в ВСМПО-АВИСМА, которой руководил Тетюхин:
«Не стало нашего Доктора Титана — Владислава Валентиновича Тетюхина. Не думаю, что сильно преувеличу, если скажу, что на моей родине это воспримут как потерю очень близкого человека.
Тетюхина в Салде любили. Его невероятно уважали. Ценили как родного.
Я родился в Нижней Салде, а он работал в Верхней. ВСМПО — заводу в Верхней Салде — несколько десятилетий работы отдал и мой отец, поэтому я знаю, что говорю. Когда в Нижней Салде заезжие олигархи-бандюганы куковякины-капчуки и прочие разворовывали градообразующий металлургический завод, рабочие голодали, бастовали, бедствовали, соседняя Верхняя Салда начала расцветать во многом благодаря Тетюхину. Доктор Титан — так его почтительно называли руководители "Боинга" — основного партнера ВСМПО и Тетюхина (из нашего титана благодаря Тетюхину уже многие годы делают пассажирские самолеты, на которых мы с вами летаем). Он не торговал заводом, цеховыми мощностями и людьми, он развивал их. А вместе с ним развивал и город.
И в итоге Верхняя Салда на зависть городу-соседу превратилась в место, где хочется жить. Тетюхин сделал людям приличнейшие по тем временам зарплаты, вложился в заводскую поликлинику, привез столичных врачей, построил горнолыжный комплекс, оздоровительный санаторий для работяг. Завод строил в городе неплохие дороги, спорткомплексы, турбазы. А какой там бассейн — мечта! Нам, пацанам, приходилось ездить туда из Нижней Салды, поскольку в Нижней бассейн закрыли из-за аварийного состояния.
В нулевые завод у Тетюхина стали отжимать москвичи. Акции ВСМПО, которые в девяностые распределяли среди сотрудников, скупались столичными гостями. С уходом Тетюхина новое руководство предприятия стало ставить бабки и прибыль выше людей. Город стал затухать.
В последние годы Тетюхин очень переживал из-за того, что происходило в Верхней Салде, а также в Нижнем Тагиле, где он вложил свои миллиарды в строительство современного медицинского центра. К сожалению, властям этот центр оказался не нужен и тетюхинское детище лишили квот на оказание медицинских услуг. Семь лет он обивал пороги чиновников с просьбами помочь с загрузкой центра. Российские власти — от губернатора Куйвашева до президента Путина — наплевали на него и на его клинику.
Мой папа очень гордился мной, когда несколько лет назад мне удалось поздравить Тетюхина с 80-летием и взять у него интервью для "Комсомолки".
По-моему, это он мне в том интервью сказал очень важные слова. Как сделать так, чтобы наши власти и олигархи их прочитали?
— Когда вы были генеральным директором Верхнесалдинского металлургического производственного объединения, то оборудовали лыжный комплекс, заводскую клинику… Тетюхин ушел — и клиника захирела. А ту махину, которая откроется через год, вам будет на кого оставить? — спрашивал я у него.
— Действительно, в корпорации изменился подход к людям. Теперь считается, что думать о них — забота государства. Мне кажется, это не совсем правильно. Есть хорошие примеры Демидовых, Грум-Гржимайло, которые в первую голову старались, чтобы рабочие с удовольствием шли на завод и знали, что на смену им придут потомки.
— Почему то, что удается вам — и в металлургии, и в здравоохранении, — не удается остальным?
— Не все понимают, что человек играет главную роль на производстве, а техника — второстепенную. Если вы хотите, чтобы техника работала нормально, то должны быть великолепные, надежные исполнители. А они должны иметь интерес к тому, что делают. Это не романтика, а чистая прагматика.
— Что хотите пожелать землякам перед Новым годом?
— Тринадцать — такая цифра, которую кое-кто боится. Но все-таки хотел бы пожелать, чтобы в этом году уральцы получили достойную жизнь на малой родине, а не в Москве, Питере или в Лос-Анджелесе.
Прощайте, Доктор Титан. И спасибо вам за всё!»"