Легенды из Нотр-Дама
Самый большой храм периода ранней готики, сумевший пережить разрушительный этап Великой французской революции, по иронии судьбы был едва не погублен на наших глазах.
Многочисленные фотографии уже свидетельствуют о крайне плачевном состоянии витражей и интерьера.
Хотя процент ущерба, нанесенный огненной стихией, пока официально не подтвержден, но французы уже говорят, что лишились одного из главных национальных символов. Люди со всего мира уже готовы внести свою лепту в восстановление памятника.
История великого храма берет начало в 1163 году во время царствования Людовика VII. Примечательно, что на месте строительства собора в разное время стояли другие церкви, которые по-разным причинам исчезли с лица земли.
Собор Парижской Богоматери удалось воздвигнуть всего за 65 лет — рекордный срок для того времени. Для сравнения: Кельнский собор строился более шести веков.
Над храмом корпели лучшие архитекторы своего времени: Жан де Шелль возводил боковые фасады, северные и южные врата, а Пьер де Монтрей занимался постройкой боковых часовен в южной части трансепта собора.
Вокруг Собора Парижской Богоматери ходит немало мифов и легенд, многие из которых до сих пор не дают спать спокойно ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Ходили слухи, что архитекторам, которые составляли план здания, помогали алхимики, зашифровавшие в нем формулу философского камня, способного превращать любое вещество в золото.
Не менее популярна легенда о кузнеце-дьяволе. Удивительные узоры, украшающие створки ворот собора, наталкивали на подобные мысли современников кузнеца Бискорне, которому и было поручено выковать ворота храма.
По легенде, ремесленник, услышав, что ему придется в одиночку выполнить такой объем кропотливой и ответственной работы, испугался настолько, что обратился за помощью к потусторонним силам. И уже на следующий день перед канонником Нотр-Дама предстали накладные кованые узоры и фигурные замки в виде переплетающихся ажурных листьев.
Говорят, что в тот день, когда замки были врезаны, а отделка закончена – ворота не удалось открыть. Они открылись только после того, как священник окропил ворота святой водой. Методика и способ изготовления так и остались под завесой тайны. Бискорне унес свой секрет в могилу: никто так и не узнал, как ему удалось создать такую потрясающую отделку… и с чьей помощью.
Хотя многочисленные скульптуры, украшающие здание, недвусмысленно изображают историю христианства от грехопадения до Страшного суда, оккультисты верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дама зашифровано древнее учение, которое дарует власть над миром. Сам Виктор Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери», называл Нотр-Дам «кратким справочником оккультизма».
Немалую роль в этом сыграли химеры и гаргульи, статуи которых появились во время очередной реставрации. Их установили вместе с системой сточных труб, и с тех пор они хранили крышу от излишней влаги и появления плесени.
Немногие знают, что собор Парижской Богоматери мог и вовсе не дожить до наших дней: до начала XIX века здание пребывало в небывалом упадке и разрухе, и власти неоднократно намеревались его снести. Но благодаря литературному вкладу Виктора Гюго, удалось сохранить архитектурную реликвию.
Уничтожить Нотр-Дам-де-Пари грозился и Максимилиан Робеспьер. Лидер якобинской диктатуры называл храм «твердыней мракобесия» и намеревался предать его огню.
Он, одержимый мыслью стереть с лица земли «все эмблемы всех царств», буквально взял Парижскую Богоматерь в заложники. Парижане платили, чтобы сохранить Нотр-Дам. Сейчас мы видим, как история повторяется — вот только теперь парижане вместе со всем миром платят, чтобы восстановить собор из пепла.