Подвиг советских разведчиков: рукопашная схватка в финской траншее (4 фото)
Время разведгрупп
В годы Великой Отечественной войны река Свирь была ареной противостояния между финской армией и войсками Карельского фронта. На протяжении почти трёх лет, в 1941–1944 годах, противники держали оборону на её берегах, не предпринимая попыток форсировать реку в наступлении. Это было время контрбатарейной борьбы, действий снайперов и разведгрупп.
Советские разведчики проявляли настойчивость в попытках взять языка на финской стороне. Примером этому служат действия бойцов 67-й дивизии из 7-й отдельной армии. Это соединение полковника Токарева обороняло район реки у города Лодейное поле Ленинградской области.
Разведгруппы дивизии не давали финнам покоя в течение всего 1943 года. Пик их активности пришёлся на июль, в течение которого разведчики произвели тринадцать вылазок на вражеский берег. Однако не все они прошли тихо. Порой в финских окопах разворачивались драматические рукопашные схватки, как это произошло 9 июля 1943 года с группой старшего сержанта Богданова.
Два смельчака
В ту ночь действовали две разведгруппы. Старший сержант Пахтинен вместе с двенадцатью бойцами из 452-го полка форсировал реку, высадился на финский берег, но противника не обнаружил. Красноармейцы вернулись обратно без потерь, но с пустыми руками.
В это же время разведчики 719-го полка сержант Гусев и красноармеец Васильев, вооружённые автоматами, гранатами и ножами, спустились к реке и поплыли к другому берегу. Они были авангардом группы Богданова, которая переправлялась вслед за ними на лодке.
Два смельчака преодолели водную преграду без помех. Ночь была тёмная, и противник их не заметил.
Выйдя на берег, Гусев и Васильев проверили оружие и осторожно поползли к финской траншее, где на посту стоял часовой. Разведчики хотели взять его без шума, но фортуна была не на их стороне. Финн ничего не подозревал, и Гусеву удалось подобраться к нему на расстояние броска. Но внезапно часовой обернулся, заметил опасность и закричал. Медлить было нельзя.
Сержант бросился на часового, выбил винтовку из рук и навалился на него всем телом. Между ними завязалась борьба.
Увы. На крик к посту прибежало несколько вражеских солдат, которые набросились на разведчиков. В траншее закипела жаркая схватка.
Сам погибай, а товарища выручай
Васильев, прикрывая товарища, вскинул автомат, чтобы расстрелять нападавших, но один из финнов бросился на него и ударил красноармейца ножом в руку. Васильев отбросил настырного противника и кинулся к ручному пулемёту на бруствере, чтобы открыть огонь. Однако оружие оказалось не готово к стрельбе.
Раненому Васильеву пришлось принять бой сразу с несколькими финнами. Боец дрался с отчаянным упорством, не давая себя скрутить. Но врагов было больше, и ему становилось всё труднее отбиваться. Возникла реальная опасность пленения самого разведчика. Но ему повезло — к этому моменту сержант Гусев покончил с часовым, заколов его ножом.
Увидев опасность, грозившую Васильеву, сержант бросился ему на помощь. В яростном рукопашном бою разведчики смогли перебить финнов, хотя оба были ранены. Во время схватки Гусеву сильно разбили лицо.
Пока красноармейцы дрались в траншее, из её глубины на шум прибежала новая группа вражеских солдат. Бойцы открыли по ней огонь и держались до тех пор, пока к берегу не причалила лодка с шестью разведчиками вместе со старшим сержантом Богдановым.
Финал боя
Подоспевшее подкрепление помогло храбрецам справится с нападавшими, однако на вражеской позиции уже поднялась тревога — к месту боя спешило всё больше финских солдат.
Разведчики Богданова схватили одного финна, который ещё подавал признаки жизни, и потащили его к лодке. Раненый Васильев вместе красноармейцем Кропочевым огнём из автоматов прикрывали отход группы к лодке, после чего сели в неё сами. Переправляться на свой берег Богданову и его бойцам пришлось под пулями. Но всё обошлось.
К сожалению, взятый в плен вражеский солдат умер ещё до начала переправы. Единственным утешением стало то, что разведчикам удалось уничтожить приблизительно шесть-восемь солдат противника, не понеся потерь.
Тяжело в учении, легко в бою
Стоит отметить, что, несмотря на яркие действия бойцов из группы Богданова, сам разведпоиск, проведённый 719-м полком, был подготовлен не лучшим образом. Несмотря на храбрость, им не удалось выполнить задание.
Успех пришёл лишь спустя два дня, когда после тщательной подготовки разведчикам 56-го стрелкового полка удалось взять пленного на финском берегу и доставить его живым и невредимым.
Но советское командование всё же по достоинству оценило мужество и героизм сержанта Гусева и красноармейца Васильева. Пятнадцатого июля 1943 года командир 67-й стрелковой дивизии полковник Токарев наградил обоих разведчиков медалями «За Отвагу».
ВЛАДИМИР НАГИРНЯК