Чуйский Тракт на костях (3 фото + 1 видео)
Много тысячелетий вдоль реки Чуя хоронили погибших воинов, их жён и детей. Курганы разбросаны сотнями в хаотичном порядке. При строительстве дороги, курганы разрушали из-за камней, которые служили хорошим строительным материалом.
В 1922 году тракт признан дорогой государственного значения. Несмотря на это, строительство магистрали, активизировавшееся к 1928-му, по-прежнему сталкивалось с проблемами: не хватало тележек, лопат, ломов, вся работа выполнялась вручную. В 30-е годы главной рабочей силой стали заключенные, которых везли на Чуйский тракт так же, как на другие всесоюзные стройки, со всех концов страны. Известно, что этот период времени принес тысячи человеческих жертв. Подтверждения тому встречаются в краеведческих изданиях и воспоминаниях свидетелей тех лет. Справки, протоколы допросов репрессированных в 1937-1938 годах участников строительства, их фотографии впервые на прошлой неделе представили на выставке в Государственном архиве Алтайского края.
По разным данным, как минимум пять тысяч арестантов и столько же наемников с 1933 по 1935 год построили вручную 330 км шоссе. Строители жили и работали в нечеловеческих условиях. Дислоцировались «бригады дорожников» в «командировках» — по сути, в мобильных бараках за колючей проволокой, рассчитанных на несколько сотен человек каждый. Они были оборудованы на расстоянии десятков километров друг от друга вдоль тракта. Из-за тяжелых условий труда, суровой погоды и голода многие заключенные заболевали туберкулезом, цингой и гибли. Другие — бежали, а чтобы прокормить себя, ели сырое мясо. Тех, кто спасался бегством, не щадили — вслед дезертирам спускали надрессированных собак. Как следствие, назад беглецы уже не возвращались. Тела порой зарывали в общих могилах прямо у обочины дороги. По воспоминаниям некоторых свидетелей тех лет, на которые ссылаются исследователи, вдоль стройки было много и вовсе не погребенных трупов.
Сохранились сведения о том, что в одной из «командировок» был похоронен иеромонах Киприан (Нелидов), канонизированный в лике преподобного мученика в феврале 2002 года. Он был арестован в Москве весной 1933 года за попытку создания тайного монастыря, осужден на три года лагерей и отправлен на Алтай «спасать» план строительства магистрали всесоюзного значения.
Виктор Шипилов в книге «Черные дни Чуйского тракта» ссылается на начальника 7-го отделения Сиблага, стоявшего во главе всех лагерей вдоль Чуйского тракта. Последний признавал: человек не представлял в те времена никакой ценности.
«Объединенное государственное политическое управление, проводя на практике исправительно-трудовую политику партии, системой исправительно-трудовых лагерей участвует в создании таких материальных ценностей, как Беломорканал, Байкало-Амурская магистраль, каналы Москва — Волга и Волга — Дон, Чуйский тракт и другие… В СССР труд, лишенный свободы, является основным методом исправления в минимальный срок любого правонарушителя», — цитирует начальника 7-го отделения Сиблага автор.
Впрочем, заканчивалась стройка одинаково как для рабочих, так и для многих из тех, кто руководил процессом: их объявляли врагами народа и отправляли на расстрел. Так, сохранилось дело в отношении Станислава Стычковского, некогда возглавлявшего Барнаульскую тюрьму, но уволенного из органов НКВД. По данным его родственников, он контролировал работу заключенных на тракте, позже — был приговорен к расстрелу. Обвинялся как участник контрреволюционной деятельности и дал признательные показания. Однако, как рассказывают в архиве, если подробнее ознакомиться с протоколами допросов, становится понятно, что важную роль в деле сыграл частный эпизод. Стычковский в свое время имел неосторожность обратиться в вышестоящие ведомства с просьбой улучшить положение заключенных в переполненной барнаульской тюрьме. Арестанты все время проводили на ногах и не могли расположиться ни для еды, ни для ночлега. Неспособность руководителя навести порядок в своей вотчине стала реальным поводом для ареста.
Полностью тракт был сдан в эксплуатацию в 1935 году. Проезд первого автомобиля разные источники датируют по-разному. По данным Государственного архива Алтайского края, событие состоялось раньше — еще в 1912-м. Авто принадлежало купцу Григорию Бодунову.
У подножия гор, вдоль Чуи, масса курганов и безкурганных захоронений.
В окрестностях села Иня находится поминально-погребальный комплекс. Он хорошо виден с Чуйского тракта и включает в себя знаменитые Ининские стелы и курган. Стелы еще называют «оленными камнями» - это вертикально установленная каменная плита или столб с символическими изображениями: серьги, пояс, и т.д. Предположительно Ининским стелам свыше 5 тысяч лет и они являлись в свое время основой древнего культового объекта. Позже они использовались разными народами в соответствии с существующими у них обрядовыми канонами.