Пантеры и Тигры на службе Красной Армии (9 фото)
С появлением у немцев новых тяжелых танков Pz-V "Пантера" и Pz-VI "Тигр" появились и первые случаи их использования в частях Красной Армии. Правда, таких эпизодов достаточно мало. Новые немецкие танки, имея высокие боевые характеристики, были весьма сложными по конструкции (гораздо сложнее, чем Pz-II, 3, 4 или 38 (t)). Их использование было сложным делом, требовавшим к тому же соответствующей ремонтной базы. Естественно, советские танкисты не обладали опытом эксплуатации новых немецких танков. Поэтому часто, захватив совершенно исправные германские тяжелые танки, наши танкисты их вскоре ломали и не могли их починить из-за отсутствия запасных частей, инструмента и опыта ремонта таких машин. Но в отдельных частях эти танки все-же использовались в боях.
Осмотр трофейной матчасти перед её эвакуацией в тыл. Район Сталинграда, начало 1943 года
Уже осенью 1943 г. одна захваченная "Пантера" непродолжительное время использовалась танкистами 59-го отдельного танкового полка. По воспоминаниям ветеранов "во время боев, когда наши танки шли в атаку основной огонь немецкой артиллерии велся по трофейной "Пантере"".
Конечно в "Пантере" наших танкистов в первую очередь привлекало вооружение: баллистические данные 75-мм орудия KwK 42 позволяли подбивать немецкие танки на дистанциях, недоступных ни одной советской танковой и противотанковой пушке середины 1943 г.
Немецкий трофейный танк Pz.V Panther с советскими звездами
В начале 1944 г. в ГБТУ КА рассматривался вопрос об использовании исправных трофейных "Пантер" в качестве истребителей танков. В это же время издается "Краткое руководство по использованию трофейного танка Т-5 ("Пантера")". Тем не менее, "Пантера" в Красной Армии не прижилась. Штаб 4-й гв. ТА 13 сентября 1944 г. докладывал в ГБТУ КА:
"Указанные танки являются сложными в эксплуатации и ремонте. Запасные части к ним отсутствуют, что не позволяет осуществлять их плановое обслуживание. Для питания танков необходимо предусмотреть бесперебойную поставку в части авиабензина высокого качества.
Кроме того, в армии имеются большие проблемы с боеприпасами для немецкой 75-мм пушки обр. 1942 г., так как боеприпасы от пушки обр. 1940 г. непригодны для использования их в танке "Пантера". Считаем, что для проведения скрытных наступательных операций более пригодным является немецкий танк типа Pz-IV, имеющий более простое устройство, легкий в эксплуатации и ремонте, а также наиболее широко распространенный в немецкой армии".
Советские танкисты получают трофейное самоходное орудие StuG III. Центральный фронт, август 1943 года (РГАКФД).
Все же в ряде случаев трофейные "Пантеры" действовали довольно успешно. Например, в январе 1944 г, в боях на подступах к Житомиру, частями 3-й гв. ТА было захвачено значительное количество поврежденных немецких танков. По распоряжению замкомандующего армией по технической части генерал-майора Ю. Соловьева в 41 и 148-м отдельных ремонтно-восстановительных батальонах (ОРВБ) создали по одному взводу из наиболее опытных ремонтников, которые в короткий срок восстановили четыре Pz-IV и одну "Пантеру". Через несколько дней экипаж этой "Пантеры", в бою в районе Жеребки подбил тяжелый танк "Тигр".
Широко известная по фотографиям рота гв. лейтенанта Сотникова, в августе 1944 г. в боях под Варшавой успешно использовала три Pz-V.
Рота танков «Пантера» гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (пригород Варшавы), Польша, август 1944 года (РГАКФД).
Трофейные танки "Пантера" использовались в Красной Армии до конца войны, но в очень незначительных количествах и эпизодически. Например, во время отражения немецкого наступления в районе оз. Балатон в марте 1944 г. ( операция вермахта "Весеннее пробуждение"), 991-й САП подполковника Гордеева имел в своем составе 16 СУ-76М и три трофейных "Пантеры".
Первой частью КА, использовавшей трофейный "Тигр", стала 28-я Гв.ТБр 39-й армия Белорусского фронта. 27 декабря 1943 г. во время атаки "тигров" 501-го батальона у деревни Синявки, одна из атакующих машин застряла в воронке и была брошена экипажем. Танкисты 28-й гв. ТБр сумели вытащить "Тигр" и привезти его в свое расположение. Машина оказалась совершенно исправной, и командование бригады решило использовать его в боях. В "Журнале боевых действий 28-й гвардейской танковой бригады" об этом сказано так:
"28.12.43 г. С поля боя приведен в полной исправности захваченный танк "Тигр". Командиром бригады назначен экипаж танка Т-6 в составе: командир танка трижды орденоносец гвардии лейтенант Ревякин, механик-водитель гвардии старшина Килевник, командир орудия гвардии старшина Илашевский, командир башни гвардии старшина Кодиков, стрелок-радист гвардии сержант Акулов. Экипаж в течении двух суток освоил танк. Кресты были закрашены, вместо них нарисовали две звезды и написали "Тигр".
29.12.43 г. В районе боев ведутся работы по восстановлению захваченного у противника самоходного орудия.
31.12.43 г. в бригаде по списку: КВ-1, Т-34 - 33 (безвозвратно потеряно 17, требуют ремонта 9), Т-70 - 24 (безвозвратно потеряно 17, требуют ремонта 2), "Тигр" - 1, "Артштурм" - 1, СУ 122 - 1".
Первый бой трофейный "Тигр" провел 5 января 1944 г., когда совместно с семью Т-34, пятьюТ-70 и СУ-122 атаковал узел обороны противника в деревне Синявки. Деревня была взята, и до 7 января танкисты отбивали атаки немцев. В ходе трехдневных боев 28-я гв. ТБр уничтожила 5 ПТО, 18 пулеметов, танк и САУ противника (первоначально предполагалось, что это модификация "артштурма"). Свои потери составили СУ-122 (сгорела) и один подбитый Т-34. Кроме того, из-за технических неисправностей вышел из строя "Тигр": "Трофейный танк Т-6 "Тигр" нуждается в среднем ремонте. Вопрос о его восстановлении осложняется отсутствием запчастей. Эвакуация его требует армейских средств".
Танк Pz.lV Ausf Н, захваченный советскими войсками у 9-й танковой дивизии вермахта западнее Орла. Июнь 1943 года
То, что 28-й гв. ТБр использовался именно "Тигр" подтверждается документами. Упоминаемый же выше "Артштурм" на самом деле оказался 88-мм самоходкой "Насхорн". Об этом можно узнать из такой записи в "Журнале боевых действий":
"21.01.44 г. Боеготовы: 5 Т-34, 5 Т-70, 1 Т-6 "Тигр" и самоходное орудие "Артштурм", захваченное у противника и восстановленное силами роты технического обеспечения бригады. Обеспеченность боеприпасами:
76-мм - 5,5 боекомплектов;
45-мм - 5,5 боекомплектов;
88-мм для "Тигра" - 4 боекомплекта;
88-мм для "Артштурма" - 1 боекомплект".
Как видно по калибру орудий в 28-й гвардейской танковой бригаде действительно имелся "Тигр" и "Насхорн", на тот период никаких других самоходок с орудием калибра 88-мм у немцев на Восточном фронте не было.
Позднее, бойцами 28-й Гв.ТБр был захвачен еще один исправный "Тигр", к сожалению, где и как это произошло неизвестно. По состоянию на 27 июля 1944 г. бригада имела в своем составе 47 танков и 8 САУ: 32 Т-34, 13 Т-70, 4 СУ-122, 4 СУ-76 и два Pz-VI "Тигр". Вся эта техника успешно участвовала в операции "Багратион". По состоянию на 6 октября 1944 г. в 28-й Гв.ТБр было 65 танков Т-34 и один Pz-VI "Тигр".
Еще один трофейный "Тигр" имелся в составе частей 48-й армии 1-го Белорусского фронта. 25 августа 1944 г. член военного совета армии генерал-майор Истомин докладывал в штаб фронта: "В данное время из танков у нас действует только пять СУ-76, четыре ИСУ-122 и один трофейный танк "Тигр"". Известно, что Pz-VI входил в состав 713-го САП, и на 1 октября 1944 г. требовал среднего ремонта.
Но в большинстве случаев трофейные "тигры" очень быстро ломались и бросались по пути следования наступавших частей Красной Армии. Например, 21 августа 1944 г. в местечке Конюхив, 5-я гв. ТБР 4-го Украинского фронта отремонтировала два "артштурма" (StuG 40) и один Pz-VI "Тигр". Из этих машин сформировали роту трофейных танков. По донесению комроты "все машины не имеют оптических приборов, а "артштурмы" не укомплектованы ремнями вентиляторов". 7-8 сентября бригада, имевшая 23 Т-34, 47 Т-70, два тягача на базе Т-34, один "Тигр", два StuG 40, 4 БА-64 и три БТР "Скаут" совершила длительный марш, выдвигаясь к линии фронта. Во время марша "по техническим неисправностям были оставлены в местечке Дольны один "Артштурм" и "Тигр"". Позднее "Артштурм" был отремонтирован, а "Тигр" пришлось бросить.
Самоходная установка Sturmgeschutz IV из состава 366-го самоходно-артиллерийского полка. 3-й Украинский фронт, 4-я гвардейская армия, март 1945 года
Кроме, собственно, танков немецкого производства части Красной Армии захватывали и машины союзников Третьего рейха. В августе 1944 г. в районе Станислава части 18-й армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю танковую дивизию венгров, захватив при этом практически всю ее матчасть. Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать доставшиеся трофеи. 9 сентября 1944 г. приказом № 0352 по войскам 18-й армии был сформирован "Отдельный армейский батальон трофейных танков":
"В результате проведенной операции танковый парк армии обогатился трофейными машинами, требующими восстановления армейскими ремонтными средствами. Ремонт боевых машин, в основном закончен, танки готовы вступить в строй.
Приказываю:
1. Командующему бронетанковыми и механизированными войсками 18-й армии гв. полковнику Серову сформировать отдельный танковый батальон трофейных танков (на 32 машины).
2. Батальон содержать:
а) офицерский состав (40 человек) - за счет резерва офицерского состава армии;
б) сержантский (138 человек) и рядовой (28 человек) состав - за счет 239-го армейского запасного стрелкового полка.
Зачислить батальон на все виды довольствия.
3. Гв. полковнику Серову организовать в батальоне боевую учебу с учетом подготовки к боевым действиям в горной местности".
Согласно утвержденного временного штата, батальон состоял из трех рот (по три взвода в каждой), взвода технического обслуживания, хозяйственного отделения и пункта медицинской помощи. Кроме танков, батальону придавалось: 1 легковая машина, 2 мотоцикла, 15 грузовиков, ремонтная летучка и 2 автоцистерны.
В "Докладе об использовании трофейных танков в условиях горно-лесистой местности", который датирован 11 ноября 1944 г. и подписан начштаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гв. подполковником Ворониным, в частности говорится:
"Туран 1 и 2 относятся к типу средних танков с двигателем в 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим нормальный прогрев на месте 15-20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе, с большой точностью стрельбы. Пулеметы по устройству сложны, но работают хорошо. Имелись случаи задержек в стрельбе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26, вынослива. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП необходимо вытаскивать ее вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении легкое, но большой радиус поворота снижает маневренность.
"Толди" 1 и 2 относятся к типу легких с двигателем "Ганс" 155 л.с. Вооружены 20-мм или 40-мм пушками и одним пулеметом. Танки быстроходны, легко управляемы. Поворот осуществляется рулевым колесом по типу танков БТ (при снятых гусеницах).
СУ "Зриньи" имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою.
"Нимрод" имеет 40-мм пятизарядную автоматическую пушку. СУ имеет очень хорошие боевые качества, используется для борьбы с танками и зенитными целями.
Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.
Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушение производится незначительное, и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадание снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения, вплоть до полного выхода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата (видимо имеется в виду "фаустпатрон") и других кумулятивных снарядов, танки загораются.
Личный состав 1-й танковой роты в течении месяца занимался изучением матчасти, боевых характеристик танков, вождением и боевой стрельбой. В результате хорошей подготовки водительского состава 1-я танковая рота совершила марши по труднопроходимым дорогам горно-лесистой местности, пройдя 800 километров с небольшим количеством отставших по техническим причинам машин.
Личный состав 2-й и 3-й танковых рот, прибывший из г. Горький, на третий день был посажен на танки без должной подготовки водительского состава из-за отсутствия времени на изучение матчасти и трофейных машин. В дальнейшем 2-я и 3-я роты имели гораздо больше технических неисправностей и отставших танков. Например, пять танков, оставленных в Гюлехово, до сих пор не прибыли в батальон (г. Ужгород). В боях от Нижне-Верецке до Ужгорода в основном действовали танки 1-й роты".
Трофейные самоходные установки «Хуммель» из состава 366-го самоходно-артиллерийского полка. 3-й Украинский фронт, 4-я гвардейская армия, март 1945 года. На бортах машин нанесены красные звёзды с белой окантовкой
Впервые батальон был введен в бой 15 сентября 1944 г. Ввиду ограниченной проходимости горных дорог, он использовался "группами по 3-4 машины как подвижное огневое средство в боевых порядках пехоты". Из-за отсутствия обходных путей, танки действовали колонной с дистанцией между собой 50-200 м, тем самым подвергая себя фланговому огню. В отдельных случаях они использовались практически без пехотного прикрытия, имея до 10 человек десанта на 5-7 машин. В районе станции Оса, действуя без пехотной поддержки и не имея возможности для обхода, танкисты два раза ходили в атаку, потеряв два танка подбитыми и один сгоревшим, но задачу выполнить не смогли. Только после прохождения горных перевалов и выхода в Закарпатье, машины получили возможность для маневра, сразу увеличив эффективность своих действий. Так, совместно с пехотой, они овладели Свалова, а 26 октября 1944 г. первыми ворвались в г. Мукачево.
13 ноября 1944 г. остатки батальона - 13 машин - были переданы в состав 5-й гв. ТБр: "Во исполнение приказа БТ и МВ 18-й армии принят батальон трофейных танков, сосредоточенный: на южной окраине Нижней Нзмецке - три танка и тылы батальона, четыре танка в Ужгороде (три не заводятся и один требует среднего ремонта) и шесть танков находятся в бою за Тарновце".
Следует отметить, что кроме трофейных танков венгерского производства, в составе 5-й гв. ТБр имелось два трофейных "артштурма" (StuG 40), которые советские танкисты с успехом использовали с сентября 1944 г. По состоянию на 1 января 1945 г. в бригаде еще имелось 3 "Турана", 1 "Толди", 1 САУ "Зриньи" и 1 "Артштурм". Но вся эта техника требовала ремонта.
Бойцы Красной Армии за изучением венгерского танка «Толди». 18-я армия, август 1944 года (РГАКФД).
- В Курске перевернулся легендарный советский танк, участвовавший в военном параде
- Русский механик превратил "Бентли" в танк!
- Очумелые ручки: картонная копия боевого танка в натуральную величину
- Пакистан не принял на вооружение американский танк из-за позора
- Владимир Мединский запретил критиковать фильм "Т-34"