Короткий и яркий путь Людмилы Пахомовой (16 фото + 1 видео)
Говорили, что вместе с ее партнером, Александром Горшковым, они изменили стиль танцев на льду, а их танго «Кумпарсита» заставило рукоплескать весь мир. Почему полная сил и энергии спортсменка не дожила до своего 40-летия – далее в обзоре.
Ее отец, Герой Советского Союза, полковник авиации Алексей Пахомов, мечтал о том, чтобы Людмила стала парашютисткой, но еще в детстве она выбрала другой путь. В 7 лет девочка начала заниматься фигурным катанием на катке при Дворце пионеров. Поначалу никто не делал ставок на юную фигуристку – тренеры считали ее бесперспективной.
Ее подруга Татьяна Тарасова рассказывала: «С Милой нас связывала дружба с детства и совместное пребывание в группе бесперспективных спортсменов на стадионе Юных пионеров. Нас с Милой переводили одновременно все ниже и ниже, пока окончательно не свели к бесталанным, уменьшая время занятий на льду».
Пахомова пробовала себя в парном и одиночном катании, но настоящий успех к ней пришел, когда она занялась танцами на льду, в паре с тренером ЦСКА Виктором Рыжкиным, хотя их тандем называли дисгармоничным. Тем не менее Пахомовой удалось стать чемпионкой Союза и участницей чемпионатов Европы и мира.
Когда она впервые встретилась с Александром Горшковым, он работал в паре с другой партнершей. Но Пахомова сама предложила ему создать новый тандем. Перспектива кататься с чемпионкой была заманчивой, и Горшков ответил согласием. Несмотря на то, что на тот момент спортсменка не числилась ни в одном из клубов и осталась без тренера, именно после этого у нее, по ее же признанию, «выросли крылья».
Многие считали, что в их паре лидером всегда была Людмила Пахомова. Горшков и сам этого не отрицал: «Я был, конечно, потрясен: чемпионка хочет кататься со мной, перворазрядником, у которого нет никакого опыта в танцах. Предложение Милы было для меня большим стимулом. В технике, в хореографии – во всех отношениях она была сильнее меня».
Пахомова возражала: «Многие считали, что в нашем дуэте с Горшковым главное лицо – я. Не могу с этим согласиться. Я более эмоциональна, чем Саша, и со своими бурными эмоциями буквально из кожи лезла вон. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный, который мог бы меня урезонить. При другом партнере я бы не смогла проявить себя столь ярко».
Вскоре Пахомова и Горшков стали не только спортивным, но и семейным тандемом. Правда, домашним хозяйством приходилось заниматься матери Людмилы – супруги постоянно пропадали на тренировках и турнирах.
Спортсменка однажды призналась, что впервые самостоятельно приготовила обед только в 30-летнем возрасте, да и то лишь после того, как убедила маму поехать отдохнуть на дачу – она переживала, что молодые без нее умрут с голоду и оставила дочери детальную инструкцию по приготовлению обеда.
В те времена на «большом льду» уверенно лидировали зарубежные танцевальные дуэты, но в 1969 г. Пахомова и Горшков получили серебро на чемпионате мира, а спустя год стали первыми советскими фигуристами, завоевавшими чемпионские звания на первенствах мира и Европы. В 1976 г. они получили первую в истории Олимпийских игр золотую медаль в спортивных танцах на льду – тогда говорили, что во многом именно благодаря советским фигуристам этот вид спорта был включен в программу Олимпиады.
После этого за рубежом все были вынуждены признать, что законодателями моды в спортивных танцах стали советские спортсмены. Их называли основателями нового стиля – в противовес строгим академическим танцам под классическую музыку фигуристы предложили легкий, живой, эмоциональный танец.
В год Олимпиады в зарубежных СМИ писали: «Пахомова и Горшков – главные «виновники» появления танцев на Играх, которые, несомненно, украсили состязания, сблизив еще больше фигурное катание с искусством».
По окончании спортивной карьеры Людмила Пахомова собиралась наконец посвятить себя семье, но ее планам не суждено было осуществиться. Она признавалась: «Мы закончили выступать, а времени для дома не прибавилось. Был очень короткий период, когда я попробовала стать просто женой. Саша пошел на работу, а я осталась дома, что было вполне естественно для женщины, которая ждет ребенка. Родится малыш, размышляла я, и забуду фигурное катание.
Оказывается, я себя плохо знала. Я уже изнывала от тоски. Саша на работе, а я сижу целый день у дверей и, как собака, вою. Весной Виктор Иванович Рыжкин предложил мне работать в ЦСКА тренером. Осенью, прямо с тренировки, меня отвезли в роддом. Я даже не знала, что рожать пора».
В 1977 г. у фигуристки родилась дочь Юлия, но все заботы о ее воспитании легли на плечи бабушки, а Пахомова все свое время посвящала тренерской работе. Среди ее воспитанников были призеры различных турниров Елена Батанова, Алексей Соловьев, Наталья Анненко, Генрих Сретенский, Татьяна Гладкова, Игорь Шпильбанд. С 1978 г. спортсменка работала тренером сборной СССР.
В 1979 г. Пахомова шокировала близких, признавшись в том, что во время медицинского обследования у нее обнаружили рак лимфатической системы. Если бы не ее одержимость тренерской работой и более внимательное отношение к собственному здоровью, возможно, у Пахомовой были бы шансы побороть болезнь. Но она всегда была невероятно требовательной к самой себе в работе и не давала себя поблажек даже во время болезни, которую она упорно не хотела признавать. Это продолжалось 7 лет. В промежутках между курсами лечения Людмила сбегала из больничной палаты и вновь выходила на лед. До самых последних дней спортсменка продолжала работать. Даже в последние 6 месяцев жизни, когда она лежала под капельницей и не могла ходить, раздавала ученикам задания в письменной форме. Помимо этого, она успела написать автобиографическую книгу «Монолог после аплодисментов».
17 мая 1986 г. одной из самых выдающихся спортсменок ХХ в. не стало. Прощание с ней проходило в ЦСКА, и очередь желающих с ней проститься выстроилась от метро «Аэропорт». После смерти Пахомовой дочь Юлия жила с бабушкой, которая не давала ей видеться с отцом, так как не могла ему простить его второго брака с переводчицей. Только в 1993 г., когда бабушка ушла из жизни, Юлия переехала к отцу. Сейчас она носит двойную фамилию – Пахомова-Горшкова, 12 лет прожила во Франции, а затем вернулась в Россию.
Говорили, что в фигурном катании СССР было две примы: Пахомову называли королевой танцев на льду, а ее коллегу Ирину Роднину – королевой парного катания.