Как создавался фильм "В джазе только девушки" (4 фото)
Режиссёр Билли Уайлдер и сценарист Изи Даймонд уже работали вместе над картиной 1957 года "Любовь после полудня" с Одри Хепбёрн. И после выхода картины в прокат они сразу переключились на написание нового совместного сценария. Первоначально действие фильма должно было происходить в современности, но позже было решено перенести сюжет в 20-е годы во времена "сухого закона".
Подбор актёров начался весной 1958 года. Первоначально на роли Дафны и Джозефины планировали взять возрастных актеров, но позже остановили выбор на молодых, но уже известных артистах. Например, Тони Кёртис приглянулся режиссеру после фильма "Сладкий запах успеха". По мнению Билли Уайлдера Кёртис смог бы сыграть любую из главных мужских ролей. А продюсёры картины очень хотели в роли Джо/Джозефины видеть Фрэнка Синатру, да только он не пришёл на пробы. Зато Джек Леммон горел от желания сняться в фильме и режиссёру, которому актер тоже пришелся по вкусу, пришлось долго отстаивать его кандидатуру у кинокомпании, т.к. тем не нравилась малоизвестность артиста.
На роль Душечки пробовались Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор только вот они не подходили к роли из-за отсутствия вокальных данных.
Неожиданно режиссёру написала Мэрилин Монро, которая заинтересовалась проектом. По воспоминаниям Уайлдера он некоторое время сомневался по поводу кандидатуры Монро, потому что за несколько лет до этого уже снимал её в картине "Зуд седьмого дня" (с известнейшей сценой, где поток воздуха из решётки вентиляционной системы в метро поднимает юбку от платья героини вверх). Тогда капризы актрисы приводили к постоянным срывам съёмочного процесса, только вот публика очень любила Мэрилин и шла на фильм только из-за её участия в нем. Сценарий был отослан Монро и как оказалась — она тоже не сразу согласилась на роль, потому что не хотела снова играть "глупенькую блондинку", ей хотелось что-то более серьёзное. Убедил дать согласие её муж, известный в то время драматург Артур Миллер, которому понравился сценарий, а также солидный гонорар в 300 тыс. долларов и дополнительное вознаграждение в виде 10 процентов от проката.
Контракт Монро с другими студиями требовал, чтобы она снималась только в цветном кино. Но режиссер показал ей цветные пробы и смог убедить на чёрно-белое кино из-за того, что Дафна и Джозефина на цветной пленке выглядят как "размалеванные геи".
За месяц до начала съемок Кертис и Леммон начали вживаться в роли. Студия даже наняла им учителя, чтобы тот показывал, как ходить на каблуках, правильно пить, есть, жесты. Правда, учитель через три дня покинул съёмки. Актеры взбунтовались, что они должны выглядеть не как женщины, а как мужчины переодетые в женщин, для усиления комического эффекта. Поэтому они целыми днями гуляли по студии в своих образах. Апофеозом приготовлений стал их поход в женский туалет, где их сразу узнали и выгнали, но режиссёр был доволен.
Зато Мэрилин Монро доставила много проблем на съёмках. Предыдущая её картина вышла за 2 года до съёмок "В джазе только девушки", поэтому отель, в котором проходили съемки, атаковали репортеры и поклонники. В самом начале съемок оказалось, что Монро беременна и она пыталась некоторое время вести себя аккуратно, но позже опять появились проблемы с алкоголем, депрессия, ссоры с супругом прямо на съемочной площадке, из-за бессонницы постоянно опаздывала, не могла правильно запомнить текст более 100 слов. Однажды Мэрилин нашли в номере в бессознательном состоянии, срочно госпитализировали и остановили съемки на 15 дней. У неё была передозировка снотворным, осложненная употреблением алкоголя.
Такая ситуация на съемочной площадке действовала угнетающе на всех остальных. Тони Кёртис был очень недоволен своей партнершей, ему приходилось играть до 40 дублей каждой сцены из-за того, что Монро постоянно ошибалась в репликах, были дни когда она отказывалась выходить из своей гримерки, а вся съёмочная группа и большое количество массовки продолжали ждать её.
Картина была проверена католической организацией Национальный легион приличия и получила плохой рейтинг "В" из-за "намеков на гомосексуальность и лесбиянство".
В СССР фильм вышел в 1966 году с оглушительным успехом — 44 млн. зрителей в первый год проката и почти 30 млн. зрителей во время второго выпуска в кинопрокат в 1985 году. В нашем варианте вырезали 17 минут фильма.
Это был единственный фильм в советском прокате с Монро.