Рисовые террасы Банауэ, Филиппины (42 фото + 1 гиф)
Рисовые террасы Банауэ, Провинция Ифугао, Филиппины
Банауэ это район в горной провинции Ифугао, которая расположена в Филиппинских Кордильерах (горы на севере главного острова Лузон), которая славится своими живописными рисовыми террасами и уникальной народной культурой. Всего лишь 10 часов езды от Манилы, в основном по горному серпантину, и вы очутитесь в деревне Tam-An.
Лобби отеля
Мы остановились в отеле «Banaue Hotel & Youth Hostel», который является крупнейшим и старейшим. Нам рекомендовали его как простенький и базовый, но наличие бассейна и балкона прямо на долину по нашим стандартам это уже выше чем «базовый-плюс». Вечерний буфет стоит 600 песо (9 евро), всё приготовлено вкусно и есть из чего выбрать.
Отель в ночи
После ужина можно пойти в к бассейну, взять бутылочку чего-нибудь этакого в баре и понаблюдать за мерцанием звёзд над вершинами гор. Я никогда особо не любил романтичное пение под гитару, но если слушать ночью в горной долине находящейся на краю мира, когда между ветвей деревьев начинают летать светлячки, то это трогает и я начинаю понимать эту романтику. Если это вовремя не остановить, то можно начать ходить в настоящие походы, сначала понарошку, чисто на выходные, а затем по горам или по рекам, начать петь под гитару у костра, незаметно вырастет большая борода, а в полке заведётся любимый мохнатый геологический свитер, можно даже забыть пароль от контакта!
Микрообзор отеля https://vk.com/video214663_456239969
Женщина на входе
В лобби отеля вечером выступал народный ансамбль и показывал нам разные песни и пляски, например песни об урожае, брачных обычаях, ну и какая-то непонятная мне психоделика, но атмосферно и красиво! В конце даже предложили станцевать в круге вместе с ними, ну а я от таких предложений никогда не отказываюсь :-)
Видео с плясками https://youtu.be/SldNajvdsQU
Народный ансамбль
Юбки у девушек различаются по цвету и рисунку в зависимости от имущественного и социального статуса. Слева направо — от богатой к бедной. Как определяется богатство и почему чёрный это цвет бедности я понятия не имею. Мне, взращенному на городской культуре, кажется, что когда у девушки юбка цвета Феррари, то она шикарна по-определению.
На следующий день в 7.30 утра в лобби отеля нас встретила гид по имени Норма. Мы так и запомнили её имя:
— Егор, как зовут нашу проводницу?
— 32 это … что?
— Норма!
Мы быстренько составили маршрут к достопримечательностям, которые можно осмотреть за один день и выдвинулись. Вот что нам удалось узнать про регион:
Банауэ это 18 барангаев (районов) в которых живут в общей сложности 22 тысячи человек, у каждой общины есть свой диалект. Местные просто по акценту могут определить, свой ли перед ними пацанчик или забрёл с соседнего района. Раньше у них были охотники за головами, которые коллекционировали черепа врагов. Случались даже межплеменные войны, но это уже давно пережитки тоталитарного прошлого столетней давности и теперь все живут в мире.
Проезжая по горной деревне
Дороги для автомобилей начали делать в 70-х, до этого была только тропа, а забетонировали и даже где-то заасфальтировали уже в 90-х. Ездить здесь в горах на самом деле довольно приятно, иногда даже поприятнее чем толкаться в манильских пробках. Хотя кого я обманываю? Это же, мать его, горный серпантин!, где ты едешь по двухполосной дороге на высоте в полтора километра, с одной стороны отвесная скала, а от обрыва нас страхуют только бетонные блоки, экономно расставленные на поворотах. Ездят по таким дорогам в основном подготовленные микроавтобусы, джипы и рейсовые автобусы с безумными водителями, хотя изредка попадаются и чисто городские машины. Ну и была ещё одна слабоумно-отважная семья на хилой Toyota Vios белого цвета…
Небольшой обвал на дороге
Периодически на дорогах попадаются обвалы. Но возбудили они похоже только нас, потому что местные тупо откинули самые большие валуны в сторону, землю и камни разъездили, а в остальную кучу понатыкали политической рекламы, ибо скоро выборы.
Люди в Банауэ разговаривают на местном языке, который не похож на другие филиппинские языки, тагальский тоже учат, как и английский, но он им вообще не родной. Вообще, они считают, что Банауэ цэ не Филиппины, а отдельный культурно и этнически обособленный регион, ну и в общем-то правы. Сепаратизма нет, просто констатация факта.
Рисовые террасы на самом деле везде, я абсолютно утомил Наташу и детей выскакивая из машины каждые пять минут с криками «Да Боже-ж мой! Красота-то какая!» Один раз даже вырвалось: «А давайте останемся здесь жить!», но суровый взгляд жены вернул меня к реальности. Я сразу вспомнил что не захватил резиновые сапоги, средство от малярии и что очень люблю горячую воду по утрам. Кстати, до сих пор не понимаю, почему у меня на телефоне не кончилось место в первые два часа.
Обзоры террас
https://vk.com/video214663_456239988
https://vk.com/video214663_456239989
Норма хоть и работает гидом, но вообще она такой же рисовод, как и все остальные. Рис, конечно, теперь можно купить в магазине в любых количествах, но люди предпочитают свой и вообще это большая традиция, а традиции нарушать нельзя. Способ выращивания тоже свой самобытный, не такой, как у филиппинцев «снизу»: например, я никогда не видел никакой механизации, даже простейшего мотоблока, хотя на равнинах полно. Даже карабао не видел, только хардкор, только ручной труд.
Технология выращивания риса такая: сначала строят небольшой бассейн из камней и земли, иногда укрепляют цементом. К нему подводят воду из ближайшей горной речки, а отводят каскадом в следующий бассейн, который находится ниже. Затем запруду очищают от травы, мелкую траву топят в грязи и делают перегной, крупную и твёрдую жгут и используют в виде пепла; если её тоже просто утопить, то потом можно исколоть себе ноги.
Затем собирают всех улиток, чтобы они не поели рассаду риса. Улиток просто морят в мешочке, но могут и съесть, ибо бело́к. Отдельно выращивают рассаду и высаживают её руками в ил. Выращивание риса требует огромного количества пресной воды и чтобы прудик не стоял просто так, пока рассада ещё маленькая, вместе с рисом разводят рыбу Телапию и Mudfish.
Трава для рыбы
Технология вылавливания рыбы тоже самобытная: замесив этой невзрачной на вид травы в воду можно спровоцировать массовые народные рыбные гулянья, после чего её расслабленную и похмельную просто собирают руками.
Недель через 6-8 после высадки рис пропалывают от сорняков. Когда приходит пора собирать урожай, то собирают его во всей провинции Ифугао руками, в отличие от равнинных фермеров, которые срезают колоски риса серпом. Традиции панимаешь ли!
За разговором мы свернули с главной дороги на второстепенную, которая шла круто в гору. Тем, кто плохо учился в автошколе я бы не рекомендовал останавливаться на таких, потому что тронуться на подъёме, да на бетонном покрытии, да с лысоватой резиной, на ручной коробке, было бы сложновато.
На вершине горы оказался небольшой магазинчик построенный в типичном стиле «ифугауанского барокко», характеризуемым большим количеством декоративных цементных соплей, скрепляющих блоки из дерьмобетона. Вообще я заметил, что это доминирующий архитектурный стиль в этом регионе. Зато какой невероятный оттуда открывается вид!
Вот по этой дороге нам и предстояло дальше ехать.
Обзор магазинчика и панорамный вид с горы https://vk.com/video214663_456239990
По пути мы довольно часто останавливались для просмотра местных сувенирных лавочек. Обычно я стараюсь обходить такие места стороной, потому что это ловушка для туристов, где вам пытаются впарить всевозможное ненужное барахло за невменяемые деньги. Но так как Банауэ это реально задница мира и туристов сюда доезжает не много, то люди тут не наглеют и мы закупались чем-то почти в каждом магазине. Вот, например, одновременно и сувенирная лавка и жилой дом.
Видео сувенирной лавки https://vk.com/video214663_456239991
Здесь мы купили литр отличного горного мёда за 500 песо (7 евро) и маленькую маску солнца за 150 песо (2.5 евро). Теперь висит у нас на стене вместе с ключами.
Бункака или же Пеу-Пеу
Ещё купили местный музыкальный инструмент, который сделан как расщеплённая бамбуковая палка с дополнительным отверстием под большим пальцем. Официальное название «Бункака», но Норма с абсолютно серьёзным выражение лица сказала, что этот народный инструмент называется «Пеу-Пеу» и я клянусь вам, что это название ему подходит больше всего. Теперь Ваня бегает с ним по дому и пеу-пеукает.
Короче, как вы понимаете, ехать до знаменитой рисовой террасы Батад довольно долго, но хватает одного единственного взгляда на эту потрясающую долину, чтобы забыть про все трудности и просто замереть с открытым ртом. Даже дети впечатлились.
Размерами этот официальное чудо света ЮНЕСКО примерно в три раза больше «Газпром Арены» в Санкт-Петербурге: 600 метров в диаметре (200 у стадиона) и 300 метров перепад высот (высота стадиона 75 метров). По разным оценкам конкретно этой террасе с деревней либо около 2000 лет, либо чуть меньше 1000 — учёные ещё не договорились. Просто дойти до противоположного края (с остановками, конечно) у нас заняло где-то час.
Но первым делом я решил сфотографировать этого симпатичного паучка, который залез на стол в кафе. Эта тварь заинтересованно повернулась в мою сторону и как прыгнет на телефон! Еле стряхнул.
Норма предложила нам на выбор несколько маршрутов, отличающихся по сложности. Конечно, мы, не пожалев детей малых, выбрали самый сложный — по верху.
А вот нашли агитплакат искушённого политика, разыгрывающего националистическую карту. В каждом, абсолютно в каждом выборном процессе найдутся кандидаты надевающие свою (вышиванку) национальную одежду и апеллирующие к традициям.
Идти нужно по узким тропинкам шириной около 40 см, которые проложены по стенкам террас. Не всегда они бывают бетонированные, иногда это просто плотно уложенные камни. Чаще всего высота террасы около 1-2 метров, но в некоторых местах есть обрывы до 10. Дети держались молодцами: Норма страховала Ваню, Наташа страховала Марусю, и мне было за всех спокойно. Только потом, ночью, когда я лёг спать, мне начали в голову лезть сцены оступаний, падений, сломанные конечности и прочие кошмары. И всё это, блин, в слоу-мо! Проклятый современный кинематограф реально перебарщивает этими спецэффектами!
Таким вот образом мы добрались до крайней верхней точки террасы, чтобы передохнуть в ларьке под навесом.
Остановка примерно слева и сверху
Ваня, который прибежал сюда первым, успел сдать нам дяденьку, который «уже две бутылки Сан Миг Лайта выпил, пока вы сюда шли!». Я, тихо подивившись способности этого 30-летнего «дяденьки» к скоростному поглощению холодного пива, взял себе баночку Колы и в очередной раз задумался, что даже в самом глухом филиппинском Усть-Ужопинске, или даже на вершине вулкана, или вообще на необитаемом тропическом острове, обязательно можно будет купить банку ледяной Колы или бутылку пива Сан Мигель. И стоить оно будет 50 песо, ну или от силы 100. Реально глобальные компании.
Дальше начался неторопливый спуск, который, как известно, тяжелее, чем подъём. Во-первых, он очень крутой, во-вторых там нету перил, от слова совсем.
Норма держала зонтик от солнца то над собой, то над Ваней, потому что он к этому времени уже порядком подгорел, несмотря на крем от загара.
А на этой фотографии можно отлично визуализировать свои страхи высоты и боязни оступиться, упасть и кубарем покатиться чтобы ... Короче можно, да.
Иногда часто попадались такие вот образчики народного творчества — травяные фигурки, вырезанные из какого-то высохшего дёрна, приспособленные под горшок с цветочком.
А тут можно рассмотреть примерно откуда мы пришли: это строения слева-сверху, снизу от двух вершин.
И вот вам задачка: откройте это фото в большом разрешении и найдите на террасах 5 человек. Подсказка: все они находятся в нижней половине фотографии
В этом недостроенном доме слева находится ещё один магазинчик, где можно съесть мороженное и выпить зелёный кокос. Оттуда же начинается долгий спуск к водопаду Tappiya.
Наташа меня периодически отговаривала выбирать более сложные маршруты и даже предлагала не идти, потому что это было тяжело, без шуток, но мне кажется, что если уж мы попали в такое место, куда мало кто добирается, и что вряд ли мы туда вернёмся снова, то изо всех сил стоит выжать из этого приключения максимум.
Всего полчаса спуска по горам и будет ОН!
Это пока-что самый могучий водопад, который я видел. Довольно большая горная река обрушивается с высоты и разлетается на миллиарды маленьких капель водяным паром, оттого в этом небольшом ущелье всегда стоит радуга. Мы ходили туда в сухой летний сезон, когда водопад спокоен и красив, а теперь попробуйте представить себе его в сезон тайфунов, когда дожди увеличивают поток воды в три раза больше, островок посередине затапливается, а уровень воды поднимается до кустов на скалах справа. Однажды мы уже ходили в небольшой дождь на водопад Malmag, который тоже находится в ущелье: местные нам тогда сказали убегать бегом, если вдруг дождь перейдёт в ливень.
После жары ледяной водопад оказался более чем в тему. Норма сказала что где-то в озерце есть водовороты, но что-то я не заметил. Зато откуда-то из глубин подсознания взялся «даб», он тут очень популярен, я считаю отлично получилось.
Видео водопада https://vk.com/video214663_456239992
Обратный подъём можно описать одной этой фотографией. Наташа, прости! Я должен был это выложить :-) Дети почти всё прошли сами и нёс я их совсем немного, исключительно по нашей родительской инициативе.
К вечеру изнуряющая жара спала и путь в обратную сторону уже прошёл гораздо легче.
Кстати, мои кроссовочки «Динамо» снова не подкачали и покорили очередную горную вершину!
Это не просто верёвки с лоскутками труселей, а специальные приспособления для отпугивания мелких птиц, которые едят молодые зёрна риса. Либо конструкция сама колышется на ветру, либо надо дёргать за верёвку.
И это, я считаю самая моя удачная фотография с нашего путешествия.
Пока-пока Батад! Это было прекрасно и незабываемо!
И тем кто дочитал до конца в награду бонусное атмосферное видео похода:
https://vk.com/video214663_456240029
Ну а дальше мы поехали обратно к отелю и Норма рассказывала нам про местное овощеводство. Помимо риса в Банауэ выращивают сладкий картофель, различные салаты, помидоры и всё такое подобное. Так как мест под выращивание тупо мало, то фермеры в полный рост практикуют подсечно-огневое земледелие: вырубают и выжигают деревья на склоне, делают небольшие террасы, засаживают овощной культурой несколько лет подряд, после чего оставляют на рекультивацию.
Здесь просто ещё одна рисовая терраса и деревня.
А сюда нас Норма хотела довезти, чтобы посмотреть на «змеиные террасы», построенные на берегах горной реки, но Наташа была вымотана и сказала твёрдое нет, поэтому посмотрели только сверху.
После этого я начал разворачивать машину на узкой горной дороге рядом с поворотом и я хочу вам сказать что это оказалось чертовски нервным занятием! Как оказалось потом, у нашей машины плохо включалась задняя передача, надо было её с силой втыкать, иначе она просто оставалась на нейтралке. И вот собираюсь я делать разворот в три приёма лицом к горе, мне нужно отъехать назад, а машина упрямо скатывается под гору всё ближе и ближе к канаве из которой меня сможет вытащить только эвакуатор. И так несколько раз подряд. Выглядел я этому моменту примерно вот так:
Но с третьей попытки включить заднюю мне удалось, я успешно развернулся, вытряхнул штаны, посадил семью и мы поехали обратно в отель.
Уезжая утром из Банауэ мы видели ещё много прекрасных террас, просто останавливались и любовались.
И встретили вот такого старого воина в отличной для его годов физической форме, хотя волосы он таки подкрашивает. Вождь дал детям своё копьё со щитом и теперь у нас навсегда в альбомах будет отличная фотка Вани на страже мира в Ифугао.