Embraer — всё…
То, о чём так долго говорили большевики (слухи упоминались здесь ещё осенью прошлого года), произошло. Крупный капитал (в лице Boeing) сожрал очередного мелкого конкурента (бразильский Embraer).
«23 мая 2019 года американская корпорация Boeing cообщила, что создаваемое ею с бразильской компанией Embraer совместное предприятие по производству коммерческих самолетов, контролируемое Boeing на 80%, получит название Boeing Brasil — Commercial, и тем самым название Embraer будет удалено из названия совместного предприятия.»
Чем эта новость интересна для нас? — Немного истории:
2002 год. Embraer выходит на рынок ближнемагистральных реактивных самолётов с семейством E-Jet. Этот сегмент рынка на тот момент почти полностью принадлежал канадской Bombardier (серия CRJ). Производились ещё странные 4-х моторные BAe-146, летали старые Fokker-100 и Як-40/42 — но их время уже прошло. Русские проектировали свой RRJ, украинцы — Ан-148, китайцы — ARJ21, японцы начали разработку MRJ. Но когда они ещё будут (и будут ли)… В общем, выход получился вовремя, удачный и прибыльный.
2009 год. Embraer отвоевал почти половину рынка у Bombardier (объём данного сегмента составлял 150-200 машин в год). И останавливаться на достигнутом не собирался. Но у русских полетел SSJ, который оказался и лучше и дешевле. Украинцы начали в Воронеже серийное производство Ан-148 — он получился сильно по-хуже, но тоже крайне дешев. Китайцы начали испытывать ARJ21 — и он тоже обещал быть экстремально дешёвым (то, что спроектированное украинцами крыло разрушается, станет известно только в 2010 году). Да и Bombardier вовсю разрабатывает мега-убийцу конкурентов — супер-современный CS-100. В общем, тучи сгущаются… Да, японцы продолжают разработку MRJ.
2014 год. Рост доли рынка Embraer остановился. Да, Bombardier продолжает терять рынок; их CS-100 хоть и полетел, но есть проблемы с производством; да и стоимость его оказалась очень уж большой. Да, Украина сделала евро-выбор, который не подразумевает сохранение в стране промышленности — и убила этим Ан-148/158. Да, у китайцев развалился их ARJ21, и новый они неизвестно когда сделают… Но вот SSJ выпускается по 30 штук в год. И покупатели вопросы задают: «А что это у вас самолёт такой дорогой? — Вот у SSJ, например…» Да, чуть не забыл — японцы продолжают разработку MRJ.
2018 год. Вроде всё замечательно. Главный конкурент (Bombardier) сдох. Они со своим CS-300 залезли на поляну Boeing, получили 300% пошлины на своем основном рынке сбыта и продали авиационный бизнес Airbus (серия CS) и Viking Air (серия Q); ну а серию CRJ вообще прикрыли. Airbus-у поддерживать серию CS довольно сложно и дорого (другие технологии, поставщики, логистика… да всё, в общем) — поэтому, скорее всего, она продолжит существование в пассивном режиме. SSJ также не сумел сильно нарастить объёмы производства; к тому же Embraer начал производство модернизированных моделей (-E2), которые по характеристикам подтянулись к SSJ. Китайцы начали наконец выпуск ARJ21, но с темпом около 5 машин в год — интерес к нему упал даже на родном рынке. Ан-148 закономерно сдох. Но, но, но… то ли рынок сжался, то ли разработка E2-модификаций съела слишком много денег, то ли бразильский майдан сыграл (а может и всё вместе), но финансовое состояние фирмы резко ухудшилось. И, да — японцы по-прежнему продолжили разработку MRJ.
2019 год. Boeing поглощает Embraer. Да, производство E-Jet (пока?) сохраняется, но Boeing оно невыгодно (также как и в паре Airbus-Bombardier — разные технологии, поставщики, логистика…). О разработке, естественно можно забыть. В тоже время SSJ, получив контракт на 100 машин от Аэрофлота, плюет на все пертурбации рынка и готовится заходить на новые рынки сбыта. Из конкурентов у него остались японцы, которые отчитались о потраченных 2,5 млрд, и запросили ещё 4 млрд на продолжение разработки MRJ…
Итого. За последний год из бизнеса вышли (как минимум — остановили развитие) ВСЕ (!!!) конкуренты SSJ-100. Ну кроме японцев, продолжающих разработку MRJ.
PS. Интересна дальнейшая судьба Embraer KC-390, который является прямым аналогом будущего (я надеюсь) Ил-276. Официально: «Для продолжения реализации программы среднего транспортно-заправочного самолета Embraer KC-390 должно быть сформировано отдельное совместное предприятие Boeing и Embraer, в котором доля Boeing составит 51%». Ну а как оно будет на самом деле — посмотрим…