Висячие гробы Сагады, Провинция Ифугао, Филиппины (45 фото)
Несмотря на кажущуюся дикость и удалённость, здесь неплохо развит туризм: полно небольших ресторанов и отелей, многие из которых держатся иностранцами, а все достопримечательности окучены агентствами, которыми управляет местное бюро туризма. Поэтому, когда мы собирались сюда, то даже не удосужились забронировать отель и решили что просто найдём его на месте — так и получилось, со второй попытки. Всего за 1200 песо (20 евро) мы нашли неплохой номер с видом на гору, двумя двуспальными кроватями, телевизором и тараканом размером с большой палец. После того, как таракан был упокоен сильным ударом шлёпанцем точно между глаз, мы сочли жилищные условия сносными и заселились.
Оплатив сбор в 100 песо с человека в туристическом офисе и изучив полученную карту, первым делом решили смотреть «Долину Эха» с висячими гробами. Для таких лайтовых походников как мы, Сагада хороша тем, что здесь все основные достопримечательности находятся практически в пешей доступности. После бесконечного горного серпантина походить своими ногами — настоящее облегчение от которого мы не стали отказываться и, припарковав машину в отеле, пошли по тропинке в лес.
В самой деревне особо смотреть не на что, разве что попадались вот такие занятные артефакты вокруг местной церкви Девы Марии, фото которой у меня не получились.
Перед входом в долину стоит ларёк официального турагентства, где мы оплатили 700 песо (12 евро) за средней сложности маршрут и нам выдали весёлого гида по имени Граэль.
Удивительное дело, но пеший тур с экскурсоводом оказался очень толковым делом. Граэль — коренная жительница Сагады, она очень хорошо знает культуру и обычаи, интересно рассказывает и сразу видно, что очень любит свою работу. Даже ведёт свою группу на фейсбуке https://www.facebook.com/toursagada/. Узнав что мы русские, она отправила наше фото своей подруге, которая живёт в Москве.
Первым делом мы пошли посмотреть на современное кладбище. Не смотря на собственные богатые погребальные традиции, большинство людей здесь давно предпочитают хоронить своих умерших по христианскому обычаю - закапывая в землю и ставя камень или крест.
Это кладбище интересно тем, что здесь похоронены в том числе и ветераны.
Например, мы нашли могилу некоего Альберта Воткинса, который воевал в Корейской войне и погиб 23го февраля 1951 года во время боевых действий. Вот его профиль на сайте памяти https://www.honorstates.org/index.php?id=164416, но я так и не понял, как он погибнув в Корее, оказался похороненным в Сагаде. Граэль сказала, что раньше рядом был американский военный лагерь и, возможно, он квартировался там, но это не точно.
Дальше нужно спускаться в долину по извилистой тропинке проходящей мимо скалы с отличным видом. Мы радуемся, что вокруг так красиво и что не упали с обрыва.
У филиппинцев есть некоторая особенность — они фотографируют только людей и держа телефон строго на уровне пупа. Поэтому на фотографиях, которые сделали не мы, вы смотрите на нас на фоне невнятных фотообоев глазами карликов.
На самом деле скала и ущелье выглядят гораздо живописнее.
А на этой скале, между сосен, уже виднеется знаменитая стена с подвешенными гробами, туда-то мы и направляем свои стопы.
На самом деле захоронений в Сагаде полно и одной стеной дело не ограничивается — гробы закладывают во все скалы и пещеры, где они могут храниться долго. Так как ни Граэль, ни интернет не прояснили причин, по которым местные хоронят своих умерших родственников таким необычным способом, вместо того чтобы банально закапывать в землю, у меня родилась своя гипотеза на этот счёт. Люди здесь жили из покон веков и всегда занимались земледелием и скотоводством. Земля, пригодная под сельское хозяйство, в горах всегда в дефиците, поэтому организовывать большие кладбища здесь просто негде, поэтому пришлось выкручиваться. А как они додумались уминать тела в брёвна и рассовывать по пещерам… я, конечно, могу представить, но вам не расскажу :-)
И вот вам первое доказательство моей теории: Граэль с Марусей смотрят налево на гроб в скале. Справа от них находится небольшая полянка, которую некоторое время назад сделали огородом. Вообще-то, долина эта немного священная и разводить капусту здесь не очень хорошо, но нужда заставила.
Вскоре на полянке случился небольшой пожар, который вместе с растительностью сжёг и гроб.
От него осталась только одна доска и горка костей.
А это уже другое захоронение. Граэль объяснила, что гробы привычной нам формы это новодел, а классический сагадский выглядит по другому. Скоро увидите.
А вот и та самая знаменитая стена, которая есть во всех путеводителях. Ближе к ней подойти нельзя из-за ограды, которую поставил местный комитет по туризму, как защиту от идиотов, которые рисуют на скалах и всячески оскверняют это место. А ведь оно не просто туристический аттракцион, это действующее место захоронения. И вот что вы видите на фотографии:
В самом левом верхнем гробу вместе похоронены муж и жена, поэтому он такой большой.
В двух тёмнокоричневых гробах тоже похоронены супруги, причём недавно. Одни умерли в разное время, но чтобы воссоединить их в загробном мире ритуал погребения провели заново. Старый гроб сняли, сожгли, пепел пересыпали в новый, провели тризну и уже оба гроба повесили обратно на стену.
Стулья на стене висят не просто так, на них усаживают покойников на время 5-дневной церемонии проводов в загробный мир.
Видите этот маленький круглый гроб справа внизу? Это классический сагадский гроб, его длина примерно 1 метр. Хотите знать почему? Уберите от экранов беременных женщин и детей!
Народ тут довольно практичный и не любит таскать тяжести, поэтому гробы делают небольших размеров. Технология его изготовления такая: от подходящего по толщине ствола дерева отрезают примерно 1-1.2 метра. Получившееся бревно распиливают вдоль в соотношении 1 к 4, чтобы получилась тонкая крышка и объёмная коробка. В более толстой части бревна на концах выпиливают ручки для переноски. В крышке и в ручках делают проушины, через которые потом будут клиньями скреплять крышку с коробкой. Потом бревно внутри максимально выдалбливают и гроб готов. Никаких специальных пропиток и обработки. По-сути он представляет из себя простое метровое корыто с крышкой. Дальше переходят к похоронным ритуалам.
Почившего родственника хоронят не сразу. Первым делом его связывают верёвками и тканями, чтобы придать позицию эмбриона, затем несколько дней окуривают, дабы предотвратить быстрое разложение, затем в таком виде усаживают на стул на стене, чтобы он ещё какое-то время побыл на этом свете, потому что не похороненный человек ещё не считается мёртвым. Потом справляют тризну, во время которой нужно забить как минимум 21 свинью или курицу. И только после этого переходят к погребению.
Сначала на стену вывешивается гроб, затем туда же поднимают тело и начинают уминать его в эту небольшую коробку. Если тело помещается плохо, то его запихивают туда силой, при этом хруст ломающихся костей не считается чем-то необычным и оскорбительным для покойника. После этого гроб закрывают крышкой, в проушины забивают клинья и обряд погребения считается законченным. Ещё через три недели проходит вонь от разложения.
Перечитал я своё повествование: получилась какая-то мрачная смесь Стивена Кинга с Гоголем. Но на самом деле, на месте всё это выглядит не так гнетуще — стояла хорошая погода, пели птички, вокруг была красивая природа, а Граэль рассказывала обо всём интересно и непринуждённо. Например, что в Сагаде нету похоронных бюро: все погребальные ритуалы проводятся силами общины.
Видеорассказ про стену
https://vk.com/video214663_456240041
На главную погребальную стену гробы заносят по приставным лестницам. А на следующей фотографии стрелкой указана пещера на другой отвесной скале с очень старыми захоронениями. Нам было непонятно, как туда умудрились затащить столько гробов. Граэль рассказала, что раньше вся стена была покрыта лианами, по ним-то и спускались люди. Потом случился пожар, все лианы сгорели и скала оголилась, теперь пещера заброшена и никто туда не ходит.
Видео про гробы на скале
https://vk.com/video214663_456240042
В сезон дождей долину затапливает и уровень воды может подниматься до уровня пригорка слева на фотографии. Пока вода не уйдёт по подземным рекам, в долину лучше не соваться.
Маленькие фотки очень плохо передают масштабы этой пещеры — она действительно большая.
Благодаря хорошему микроклимату, здесь хорошо растёт кофе.
Ещё один небольшой каньон с подземной рекой.
Камни красноватого оттенка потому, что местные жители, пытаясь выяснить где эта подземная река снова выходит на поверхность, красили воду в красный цвет. Кстати, оцените уровень подъёма воды.
Видео про подземный ручей
https://vk.com/video214663_456240043
А вот ещё одна неприметная пещерка с несколькими гробами. Вроде бы им около семидесяти лет.
В Сагаде температура варьируется в районе 20-25 градусов, а ночами может опускаться до +10. Поэтому вместо привычных пальм здесь, в основном, растут сосны. Они почти такие как мы привыкли, за исключением иголок длиной с палец.
На выходе из долины внезапно нашли небольшой домик с производством местного кофе. Граэль сказала что она туда туристов не водит, но раз нам интересно, то значит надо идти. Внутри всем заправлял один приветливый дядечка, который сортировал, жарил, молол и упаковывал кофе.
Здесь производят кофе арабику под брендом «Sagada Gold».
Настоящий сагадский кофе продавался по 600 песо (10 евро) за килограмм, поэтому мы решили взять сразу три. Для сравнения, в нашем супермаркете за 650 можно разве что самую недорогую робусту.
Теперь бананы это мой любимый фрукт наравне с яблоками, поэтому я всегда их фотографирую. В нашем рационе более-менее постоянно присутствуют три вида бананов: саба́, булкан и обычный кавендиш. Но вообще их куча сортов, как-нибудь отдельную статью по филиппинским бананам напишу. А вот так они растут.
Дальше за ещё 700 песо мы пошли с Граэль во вторую пешую экскурсию через деревню в ещё одно знаковое захоронение — пещеру Сумангинг (Sumanguing cave).
Дорога проходит через скалы, которые порой нависают над дорогой.
Вдалеке на скале виднеется ещё одна пещера с гробами. Одна давно заброшена и туда никто не ходит.
А это местный деликатес — копчёная свинина «Этаг» (Etag). Местные рестораны даже с ней пиццу делают. Сначала свиные полоски коптят над огнём для длительного хранения. Когда приходит время её есть, то сначала нарубают на куски, замачивают в воде и уже доготавливают до состояния вяленой свинины. Помимо того, что Этаг сам по себе выглядит как останки горящей свиньи наступившей на противотанковую мину, так ещё во время хранения в нём могут завестись опарыши, что местными воспринимается с юмором — мол «это же дополнительный протеинчик!». Мы подумали что путешествовать нам ещё долго, глистогонного с собой не запасли, короче не стали вкушать местные деликатесы.
Вскоре мы подошли к спуску к пещере. Виды на тропинке снова стали потрясающие, особенно мне понравилась эта скала.
А вот и сама пещера Сумангинг. Даже в самые мощные тайфуны пещеру не заливают дожди, здесь всегда сухо и стабильная температура, поэтому даже старые захоронения неплохо хранятся. Если прийти пораньше и взять гида-спелеолога, то пещеру можно пройти насквозь минут за тридцать и выйти на другой стороне. Внутри будут окаменелые ракушки, сталактиты и ванны с ледяной водой. Но мы пришли поздно, когда начинало смеркаться, гиды уже не работали, да и лезть вечером в тёмную пещеру с детьми как-то не очень — обстоятельства были против нас, увы.
Захоронение представляет из себя довольно хаотичное нагромождение гробов. Подойти к ним поближе нельзя, потому что некоторые тупые туристы стали открывать крышки, или даже разламывать стенки гробов, воровать кости, мотивируя это тем, что видите-ли они учатся в мединститутах и им нужен материал. Руки за такое обрывать надо… На фото можно найти гроб с дыркой в боку, через которую виднеются кости.
Людей здесь больше не хоронят, деревня разрослась и место стало слишком близко к домам: ни местным жителям, ни туристам не нравится трупный запах.
Видео из пещеры с гробами
https://vk.com/video214663_456240044
Мне показалось очень странным что нигде нет ни табличек с именами, ни дат жизни как у нас и вообще вполне очевидно, что своих умерших родственников здесь посещать не принято. К сожалению, забыл спросить почему так.
Гробы складывают под самый потолок. В этот чёрный провал можно спуститься.
И последняя пещера которая нам показали находится прямо рядом с дорогой, я сфотографировал её стоя на бетонном ограждении. Здесь хоронили только тех, кто умер в связи со всем, что касается родов и материнства. Туда спускались только чтобы положить очередной гроб, просто так никто не ходит, да и вообще пещера давно заброшена.
На этом закончилась наша экскурсия! Ну и чтобы вам не казалось, что она у нас вышла мрачноватая, вот вам парочка видов на рисовые террасы и горы.
Дальше мы пошли обходить сувенирные магазины и есть лимонный пирогом с сагадским чаем.
Это дом мне показался таким родным и знакомым, что я на секунду представил что я в своей белорусской деревне. И это есть последняя наша фотка из Сагады.
На следующий день мы спустились с гор в долину и поехали на север: через деревню с литературным названием Сервантес, через очень примечательный перевал Бессанг, в сторону старого испанского города Виган.
По пути нам попалась вот такая мотолавка с грузом тазов.
И прекрасная долина с бесконечными квадратиками рисовых полей.
Пока-пока, Сагада!