Делегированный синдром Мюнхгаузена: а ведь болен не пациент! (8 фото + 3 видео)
Одним из самых ярких случаев этого опасного заболевания стала история чилийского мальчика по имени Марио. Врачи больницы им. Карлоса ван Бюрена в Вальпараисо заметили пугающую закономерность. Так за свои три года малыш умудрился побывать здесь пять раз, причем речь шла о последних девяти месяцах жизни маленького Марио. Госпитализация предполагала и агрессивный курс антибиотиков, что довольно негативно сказывалось на общем развитии ребенка. Для своего возраста малыш очень плохо говорил и почему-то отставал развитии от своих сверстников. Причиной госпитализации всегда являлась загадочная ушная инфекция: у ребенка диагностировали мелкие воспалительные узелки в тканях ушного канала, которые препятствовали медикам осмотреть его барабанную перепонку. Кроме загадочных узелков, у Марио были обнаружены и странные выделения из ушей. Врачам ничего не оставалось, как ставить ребёнку довольно поверхностный диагноз - «воспаление среднего уха».
Как только Марио оказывался в больнице, его состояние практически мгновенно стабилизировалось, но после выписки малыш заболевал снова. В 2016 году в чилийском медицинском журнале Revista de otorrinolaringología y cirugía de cabeza y cuello ("Журнал отоларингологии и хирургии головы и шеи") появилась статья, которая позволила по-новому взглянуть на этот загадочный недуг. Так врачи больницы просто не могли понять самого главного – очевидной причины, по которой ушная инфекция возвращалась к малышу снова и снова. А еще медиков настораживала смазанная клиническая картина загадочного заболевания – наличие нетипичных патогенов и маленьких ранок в ухе своего пациента. Разгадка оказалась шокирующей и непостижимой. Правда обнаружилась совершенно случайно, когда соседка по палате увидела ночью, как мама Марио что-то впрыскивает своему малышу. До этого лечащий врач уже предположил, что в этой истории мог присутствовать некий семейный фактор, а мать самолично закладывала своему ребёнку какое-то раздражающее вещество. Но социальные службы и детский психиатр сочли подобную гипотезу полнейшим бредом, хотя на тот момент ребенок провел в этой больнице уже 80 дней.
А ведь мама Марио действительно выглядела очень встревоженной и озабоченной здоровьем своего ребенка. "Она (мать) была очень обеспокоена. Она всегда его сопровождала, всегда приезжала заранее и проводила практически круглые сутки в больнице", - рассказывает один из врачей.
Несмотря на угрозы со стороны своей соседки, женщина не побоялась рассказать об увиденном. Врачи вызвали полицейских, которые обнаружили в палате маленького пациента шприцы и прочие подозрительные предметы. Тогда прокурор незамедлительно выдал ордер, запрещающий больной маме приближаться к своему ребенку. Как только женщина перестала «ухаживать» за сыном, мальчик сразу же пошел на поправку. Впервые врачам удалось осмотреть барабанные перепонки своего пациента. Догадки подтвердились - никакого заболевания у маленького Марио не было.
Впоследствии именно врачи этой больницы установят, что болен был не сам Марио, а его мама. Речь шла о делегированном синдроме Мюнхгаузена – заболевании, выявленном в 1977 году британским педиатром Роем Медоу. Так, что же из себя представляет эта странная разновидность опасного синдрома? При обычном синдроме Мюнхаузена человек начинает выдумывать для себя различные болезни, не гнушаясь имитировать соответствующую симптоматику при помощи лекарственных препаратов, зачастую нанося себе увечья. Для чего это делается? Главная цель – вызвать к себе симпатию и сострадание со стороны врачей. Так в случае с делегированным синдромом, больной фабрикует симптомы болезни не у себя, а у человека, за которого он в ответе. Чаще всего речь идет о детях, чьи матери или опекуны хотят, чтобы медперсонал и окружение восхищались их самоотверженностью. Разновидность синдрома крайне тяжело диагностировать, поэтому многие дети серьезно страдают от подобного типа насилия со стороны своих близких. 7 % таких случаем заканчивается смертью беззащитного «пациента».
В мировой практике известно немало случаев, когда родителей уличали в вызывании у своих чад симптомов определенных болезней. В дело частенько идут различные медицинские препараты, провоцирующие рвоту или понос. Порой заботливые опекуны и родители вкалывали ребенку, кровь, мочу или даже кал. Все это приводило к многочисленным биопсиям, а также к оперативному вмешательству. Распознать столь хитрое заболевание крайне трудно, ведь врачи довольно редко подозревают заботливых родителей в причинении намеренного вреда своему ребенку. В случае с Марио его лечащий врач все же начал догадываться о природе загадочного недуга, но доказать свою точку зрения он смог только благодаря случайности. Существует еще один немаловажный и печальный аспект, который не позволяет выявлять основную массу подобных случаев. Все мы прекрасно понимаем, что медицинское обслуживание стоит довольно серьезных денег, поэтому повторная госпитализация обычно идет на руку нашему здравоохранению…
Нет оснований полагать, что в России делегированный синдром Мюнхгаузена отсутствует как явление. Увы, но большинство таких страшных родителей – опасные и хитрые манипуляторы. По мнению чилийских врачей, в подавляющем большинстве случаев насилие в этой ситуации осуществляет именно мать. Довольно часто такие садисты сами пережили насилие в детстве, кто-то оказался брошен своими родителями или просто не получал внимания со стороны родных. Психологический вакуум может перерасти в сильную потребность чувствовать повышенное внимание к своей персоне. А кому сострадать, как не бедной матери больного малыша?
Делегированный синдром Мюнхгаузена получил свое отражение и в кино. Так в роскошном шведском сериале «Мост» нам далеко не в первом сезоне станет понятно, почему главная героиня настолько не от мира сего. Много лет Сага вела борьбу со страшным врагом - родной мамой, которая едва не залечила до смерти ее сестру. Последствия таких взаимоотношений ужасны – подросшие дети сами становятся мечтой психиатра.
"Мост" (Bron/Broen )
Недавно вышел и второй сезон еще одного нашумевшего мини-сериала - «Острые предметы». И снова фоном истории здесь становятся громкие убийства. На этот раз в родном городке не особо удачливой репортерши убиты несколько девочек-подростков. Приехав в отчий дом главная героиня (по совместительству убежденная алкоголичка) буквально слетает с катушек. Встреча с мамой, которая много лет назад отправила в мир иной ее сестру, не сулит ничего милого и многообещающего. В сравнении с такой опасной родней Ганнибал Лектер покажется просто маменькиным сынком.
"Острые предметы"
Нельзя обойти в этом посте и фильм «Акт», который снят по реальной истории американки Джипси Роуз. В 2015 году это громкое дело произвело немало шума, ведь девушка расправилась со своей собственной матерью руками бойфренда, с которым познакомилась в интернете. После урагана «Катрина» Ди-Ди (Клодин) Бланчард и её тяжелобольная дочь Джипси Роуз переехали в городок Спрингфилде (Миссури). Семья находилась под опекой многих благотворительных фондов, которые оплачивали не только расходы на дом, но и даже инвалидное кресло девочки, а также поездку в Диснейленд. Сама Ди-Ди являлась просто воплощением идеальной домохозяйки: платье в цветочек и участливая милая улыбка. Соседи полюбили ее буквально с первого взгляда, сильно сочувствия женщине из-за очень больной дочери. Вот только несколько основных диагнозов девочки: анемия, астма, мышечная дистрофия, паралич ног, лейкемия, задержка в развитии. Джипси удалили слюнные железы, кормили через гастростому… К врачам девочку привозили более ста раз (за 2008 год). И только единственный врач-невролог заметил нестыковку версий матери и дочери. Он высказал мысль о делегированном синдроме, но от его догадок тогда просто отмахнулись...
"Акт"
Читайте также: "Синдромы, названные в честь известных людей и героев"
- 52-летняя профессиональная суррогатная мать собирается родить в 16й раз
- Оказывается, то, как ты видишь эту знаменитую оптическую иллюзию, зависит от твоего возраста
- Способы, при помощи которых Голливуд обманывает вас насчёт пиратов
- 10 необычных ощущений, которые мы все испытываем
- Антон Чигур из «Старикам тут не место» – один из самых реалистичных антагонистов в истории кино