Шарль Де Голль – бросивший вызов Америке (6 фото)
Почти, потому что вмешался Шарль де Голль и всю малину американским банкирам о̶б̶о̶с̶р̶а̶л поломал. Но, впрочем, обо всем по порядку...
Советский Союз в той конференции не участвовал — у товарища Сталина были свои планы, как прибрать к рукам послевоенный мир. А потому советский рубль не считался конвертируемой валютой: никто о его курсе по отношению к доллару не договаривался. Поэтому СССР за все покупки на мировом рынке расплачивался золотом. А в особенности — за военные поставки по ленд-лизу, за которые основательно задолжал.
Америка неплохо заработала на военных поставках. Еще в 1938 году золотые запасы Вашингтона составляли 13000 тонн, а к 1945 году они прибавили в весе еще на 4700 тонн. К 1949 году запасы американского золота достигли рекорда — 21800 тонн. Это, ни много ни мало, 70 процентов всех мировых золотых запасов, известных на тот момент.
На конференции в Бреттон-Вудсе страны согласовали курсы валют в золоте, но не напрямую, а используя в качестве мерной единицы золотой доллар. Это фактически приравнивало доллар к золоту и он стал мировой денежной единицей. Через него велись все мировые платежи. Курс доллара к золоту был установлен на уровне 35$ за тройскую унцию, или 1,1 доллара за грамм чистого металла.
Во многих странах возникали сомнения, сумеет ли США поддерживать такой курс, ведь запасов золота в Форт-Ноксе не хватало, чтобы обеспечить все доллары, которые успели напечатать после Бреттон-Вудса. И неспроста — Вашингтон принялся ограничивать обмен всеми возможными способами. Менять деньги можно было только на высшем уровне и только в казначействе США. Тем не менее, за 21 год золотой запас Америки сократился в два раза. Советский Союз, который не принимал участия в договоренности, взбунтовался против существующего положения дел. В 1950 году курс рубля решили пересчитывать исходя из 4 рублей 45 копеек за грамм золота, а это означало, что курс доллара при пересчете в рубли значительно снизился. Казалось бы, какое дело Америке до того, по какому курсу СССР будет считать у себя доллары. Но Сталин был хитрым политиком. Он понимал, что единственный путь подорвать систему золотого доллара — это предложить более удобную и выгодную систему пересчетов.
В 1952 году в Москве состоялось международное экономическое совещание, на котором СССР предложил создать зону свободной торговли. В эту систему захотели войти все страны Восточной Европы, Китай, Иран, Эфиопия, Аргентина, Мексика, Уругвай, Австрия, Швеция, Финляндия, Ирландия и Исландия. Сталин предложил идею «общего рынка», именно ту, которую позднее осуществили в Европе уже без СССР. Основной валютой, обеспечивающей международную торговлю, должен был стать советский рубль. Обеспечиваться он должен золотом, которое добывали в Магадане.
В отличие от Бреттон-Вудской, эта система могла работать очень долго и устойчиво, пока в Сибири есть золото. Вот поэтому в Вашингтоне всерьез забеспокоились. И только смерть Сталина не позволила СССР стать единственной мировой сверхдержавой.
К идее вести международные расчеты в национальных валютах, не приравнивая их к доллару, пришли лишь спустя 50 лет, да и то лишь «благодаря» экономическому кризису и полному падению доверия к доллару как к международной валюте. Справедливости ради стоит отметить, что инициатива была выдвинута президентом России Дмитрием Медведевым.
Только США перевели дух, удачно избежав большого краха, как дело Сталина взялся продолжать президент Франции. В 1965 году он был переизбран на второй срок и наделен очень широкими полномочиями. Его задачей стало поднятие экономики Франции, а вместе с ней и военной мощи, восстановить величие своей страны. Амбиции президента были столь же сильны, как и доверие к его политике со стороны народа. Де Голль выпустил новый франк, который обменивался на 100 старых. Впервые после долгих лет Франция обрела твердую валюту. Жестко руководя экономикой, генерал добился небывалого роста ВВП страны.
Вместе с тем Франция постоянно увеличивала свой золотой запас. В 1949 году во французском национальном банке хранилось всего 500 тонн желтого металла. А за шесть лет реформ эта цифра достигла 4200 тонн. Франция стала третьей страной в мире по золотому резерву. Естественно, в этом рейтинге СССР не участвовал — все данные по золоту были засекречены и не исключено, что золотой запас страны Советов мог оказаться больше всего «мирового», лежащего в банках стран-участниц Бреттон-Вудского соглашения.
Генерал де Голль не любил Америку и все американское, поэтому после успешного испытания Францией атомной бомбы, и посещения СССР, где ему продемонстрировали советские ракеты с ядерными боеголовками и карту Парижа со штаб квартирой НАТО — отказался от участия своей страны в НАТО. А в январе 1963 года еще и не захотел создавать «многосторонние ядерные силы» под командованием Пентагона. Апофеозом противостояния стал вывод из-под командования НАТО флота Франции.
Американцы посчитали политику де Голля чудачеством выжившего из ума старика, но они не догадывались, какую свинью еще подложит им Французский президент.
Рузвельт и Черчилль генерала де Голля недолюбливали. Рузвельт называл его «высокомерным французом» и «скрытым фашистом». Эти же взгляды разделял и премьер-министр Великобритании. И им было за что недолюбливать де Голля. Сначала генерал выступил против приема Англии в «Общий рынок», а в феврале 1960 года объявил, что его страна переходит при международных расчетах к реальному золоту.
Генерал пребывал под впечатлением анекдота, смысл которого в том, что на аукционе продается картина Рафаэля. Араб предлагает нефть, русский — золото, американец выкладывает пачку долларов и покупает Рафаэля. В итоге он получает полотно за три доллара — именно столько стоит бумага, на которой напечатаны банкноты. Де Голль считал доллары «зелеными фантиками» и решил устроить Америке «экономический Аустерлиц».
4 февраля 1965 года президент Франции заявил, что считает необходимым вести международный обмен на основе золотого стандарта. Он поясняет свою позицию так: «Золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, что еще и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом».
В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением, де Голль потребовал от США обменять ему полтора миллиарда долларов на золото. В американский порт тут же причалил грузовой корабль, набитый долларовыми банкнотами. США вынуждены были обменять свои деньги на золото по курсу 35 долларов за унцию. Золотой запас США, и без того таявший на глазах, понес серьезные потери. Президент США грозил Франции серьезными проблемами, в ответ Франция выставила со своей территории штаб-квартиру НАТО и 29 военных баз.
Пример оказался заразительным: вслед за Францией менять свои доллары на золото потянулись и другие страны. Поскольку Америке это грозило полным крахом, Вашингтон признал себя неспособным выполнять требования Бреттон-Вудса. В 1971 году президент Никсон отменил золотое обеспечение доллара, совершенно не интересуясь мнением других стран соглашения.
Вот с этого момента и начинаются все причины нынешнего мирового финансового кризиса. Благодаря военной мощи США, а также влиянию военного блока НАТО, доллар остался ключевой валютой в международных расчетах. Правда, курсы валют стали «плавающими», то есть меняющимися под влиянием каких-либо факторов. Таких факторов становилось все больше, и контролировать курс доллара стало довольно проблематично.
Этим стали пользоваться банкиры, зарабатывая при помощи спекуляций на курсах огромные состояния. После своего «Аустерлица» де Голль у власти удержаться не сумел. Начались массовые выступления студентов против жесткого контроля президента над всей страной. В 1968 году Париж перекрыли баррикады, а на стенах появились надписи «Пора уходить, Шарль». Генерал покинул свой пост добровольно, намного раньше положенного срока. Ходят слухи что это была одна из первых цветных революций срежессированных ЦРУ.
А валютный рынок зажил своей жизнью, в которой Америка включала печатный станок и выпускала новые и новые купюры, которые ничем, кроме обязательств Америки, не обеспечивались. Весь мир помнил, насколько можно верить этим обязательствам после отмены золотого доллара. Всем странам, участвующим в международной торговле, приходилось морщиться, но принимать эти «зеленые фантики», поскольку альтернативы не было. Наконец Европе это надоело и появилась новая валюта — евро. Но это уже совсем другая история.
- За покупку военной документации российскому разработчику игр грозит 10 лет американской тюрьмы
- Американцы определили, сколько нужно денег, чтобы считать себя богатым
- Огни Большого яблока: непривычный взгляд на Нью-Йорк
- Атмосферно: американские бары и лаунджи 50-х и 60-х годов
- Плакатов много не бывает: типичные комнаты американских подростков 80-х