39 лет без Высоцкого: вспоминаем лучшие роли легендарного артиста (9 фото + 15 видео)
Нет, пожалуй, ни одного советского артиста, чья смерть вызвала бы такую массовую скорбь, как смерть Высоцкого летом 1980 года, чьи похороны собрали бы такие толпы народа (а следует учесть, что в те трагические дни в Москве проходила Олимпиада, и очень многие москвичи уехали из города).
За годы творчества Высоцкий написал более 700 стихов, текстов песен и поэм, записал несколько пластинок – некоторые в сопровождении оркестра. При этом артист не считал себя «бардом». Во время одного из выступлений в конце семидесятых на вопрос на эту тему он ответил довольно резко: «Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь». Профессиональный актер (выпускник Школы-студии МХАТ), Высоцкий снялся в более чем двух десятках кино- и телефильмов, многие из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа и любимы многими поколениями наших соотечественников.
«Вертикаль»
«Вертикаль» - первый фильм, сделавший Владимира Высоцкого не просто знаменитым, а любимым актером как интеллектуалов-«шестидесятников», так и «простых» людей. Снят режиссерами Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым в 1967 году. Обаятельный бородатый молодой альпинист в толстом свитере, с гитарой в руках пел песни, которые вскоре после премьеры «Вертикали» зазвучали «из каждого окошка, где музыка слышна», перепевались КСП-шниками у походных костров и студентами в общагах. Для молодых женщин Высоцкий, обманчиво грубоватый, с хитрецой в глазах и хрипловатым голосом, стал секс-символом, которым оставался затем всю жизнь.
«Интервенция»
«Интервенция» В этом фильме, снятом в 1968 году режиссером суперпопулярной в свое время «Республики ШКИД» Геннадием Полокой в стиле мейерхольдовских спектаклей 20-х годов, Высоцкий сыграл первую яркую роль из череды сыгранных им впоследствии «бойцов за дело революции» - большевика Бродского, который под именем Мишеля Воронова служит репетитором великовозрастного сына банкирши Ксидас (его сыграл Валерий Золотухин). Трагикомический этот дуэт придал фильму особые краски, хотя он был «снят с полки» уже в разгар Перестройки, в 1987 году, когда революционный пафос в СССР сильно поблек.
«Служили два товарища»
«Служили два товарища» В картине «Служили два товарища» ярко проявился драматический талант Высоцкого, его умение показывать неоднозначность человеческого характера. Он сыграл белогвардейца, поручика Брусенцова, который, по сложившейся в советском кино идеологической традиции, мог бы восприниматься зрителем как «чуждый элемент». Однако в итоге поручик, который случайным выстрелом убивает главного героя красноармейца Некрасова (в исполнении признанного красавца советского экрана Олега Янковского), вызывает в зрителе не меньшее сочувствие, чем сам Некрасов.
«Опасные гастроли»
«Опасные гастроли» режиссера Юнгвальд-Хилькевича (известного советско-российского «киноводевилиста», создателя отечественных «Трех мушкетеров») стали для Владимира Семеновича подлинным бенефисом. В роли революционера Коли Коваленко, работающего «под прикрытием» под куплетиста Бенгальского, Высоцкий пел, отбивал чечетку и рассыпал фейерверки обаяния и харизмы. По воспоминаниям режиссера картины, роль изначально писалась на Высоцкого, но Госкино долго не утверждало его. И все актеры, приглашаемые на роль Бенгальского, «не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу» - то есть специально «запарывали» пробы.
«Место встречи изменить нельзя»
«Место встречи изменить нельзя». Одним из самых известных экранных образов Высоцкого стал капитан Глеб Жеглов — начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа. Защитник родины сразу очаровал телезрителей, а его фразы разлетелись на цитаты — чего стоят только «Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!», «Вор должен сидеть в тюрьме». Интересные факты:
Станислав Говорухин, режиссер фильма, не позволил Высоцкому петь в ленте собственные песни, хотя тот и хотел. Зато попросил актера исполнить отрывок из «Лилового негра» Александра Вертинского. Высоцкого с большим трудом уговорили на это, но вместо пения он просто произносит на экране несколько строк. И те перебивает своими же репликами.
Когда роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» только вышел, Высоцкому подарили один из первых экземпляров. Вскоре актер заявился домой к писателям со словами: «Я пришел застолбить Жеглова». Вайнеры удивились: как застолбить? А Высоцкий ответил: «Ваша "Эра" — это очень большое кино! И так, как я, Жеглова больше никто не сыграет». После этого авторы задумались: а не экранизировать ли роман на самом деле... И решили рискнуть. Главным героем, конечно, стал инициативный Владимир Высоцкий. Правда, существует и альтернативное мнение — что актер прочитал книгу уже после начала съемок. А рассказы Высоцкого о том, как его впечатлил роман — просто игра хорошего артиста.
Когда Станислав Говорухин покидал съемочную площадку, он оставлял за старшего своего главного героя. А когда возвращался, группа встречала режиссера словами: «Он нас замучил!».
За роль Жеглова артисту присудили Государственную премию СССР — посмертно.
«А теперь — Горбатый! Я сказал, Горбатый!»
«Вор должен сидеть в тюрьме!»
«Ты ж здоровая девка, тебе ж работать надо, работать тебе надо, а ты ведешь себя как черт знает что!»
«Выражайся при даме поприличнее, а то я тебя огорчу до невозможности!»
«Ну и рожа у тебя, Шарапов!»
«Ты не сознание, ты совесть потерял.»
«Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!»
«Да погаси ты свет, Шарапов! Ни днём, ни ночью от тебя покоя нет.»
«Не учи учёного, гражданин Копчёный!»
«Сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками!»
«Вот таааак с тобой поговорю. Вот так я с тобой буду разговаривать. Вот таким образом у меня с тобой разговор выйдет. Чтобы дошло до тебя: до ума, до сердца, до печенок.»
«Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу.»
«Когда добрый молодец Петр Ручников уговаривал вас, Волокушина, совершить с ним первый вынос, вы, как всякая женщина, естественно, сильно боялись, и даже плакали, и говорили, что никогда этого не делали. А он вам отвечал, что никто раньше никогда этого не делал. Надо просто попробовать, и вы убедитесь, до чего это легко и просто, поскольку вам и делать-то ничего не придется! Главное в его умении вытащить номерок у фраера ушастого. Но вы ему еще не совсем верили, и он вам даже Уголовный кодекс показывал, что за кражу личной собственности полагается от силы трешник, а это уж в самом пиковом случае, а с его умением и вашей красотой такого случая и быть не может! И однажды уговорил.»
«Я шью? Да при чем здесь я? Поглядел бы ты на себя со стороны — ты бы увидел, что Указ от седьмого августа (который ты „7-8“ называешь), у тебя на лбу напечатан, а у твоей сообщницы Волокушиной тем паче! Так что по десятке вам, граждане! По десятке на душу населения!»
Продолжение во второй части поста.
- Первая эротика: советские фильмы, которые впечатлили зрителей откровенными сценами
- 10 зарубежных фильмов, которые в СССР били все рекорды популярности
- Что там с Сашкой Грей? Куда подевалась и что делает?
- 10 самых дорогих сценариев из истории кинематографа
- 17 интересных фото за кадром известных фильмов, погружающих в магию кино