Дедовщина в Российской империи (5 фото)
"Сам погибай, а товарища выручай!" (А.В.Суворов)
На самом деле, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. С начала образования Русской императорской армии в 1721 году и, приблизительно, до середины XIX века неуставные отношения, включая разногласия на религиозной почве, всячески пресекались и сурово наказывались.
Суворовская военная школа и 25-летний срок службы воспитывали у солдат крепкое товарищество. Каждый из них понимал, что униженный по причине неопытности боец будет слабым звеном в ряду и станет ненадежным товарищем в бою. Суворовское изречение "Сам погибай, а товарища выручай" всецело характеризуют отношения военнослужащих в царской армии между собой.
При поступлении на службу шефство над несколькими рекрутами брал на себя "дядька". "Дядька" - наиболее опытный солдат, уже имевший продолжительный срок службы, который должен был наблюдать за поведением рекрута, руководить им в приобретении необходимых для каждого солдата познаний и повторять с ним ротную школу. Подопечные обязывались повиноваться ему и отдавать честь, как ефрейтору.
За деятельностью такого наставника присматривали унтер-офицеры и младшие офицеры, которые также участвовали в процессе обучения.
Отношения между офицерами-дворянами и нижними чинами, как правило, выходцами из нижнего сословия, строилось по принципу "хозяин" - "холоп", однако, не выходили за рамки разумного. Сословная армия жила по своим правилам и привилегиям, где дедовщине просто не было места.
Редкие случаи дедовщины сразу становились общеизвестными. Нарушителя понижали в звании, прогоняли через строй солдат, где били шпицрутенами.
"Звери", "корнеты", "майоры"
К середине XIX века настроения сначала в офицерских общинах, а затем и среди рядового состава, резко изменились.
Особые порядки существовали в высших военных училищах. Например, в Пажеском корпусе императорского величества зафиксирован случай, когда молодых кадетов заставляли по ночам бегать по кругу, как лошадей в цирке. В школе кавалерийский юнкеров один из воспитанников привязал ключ к ремню и бил им новобранцев. В Николаевском кавалерийском училище "молодых" заставляли делать приседания, выть на луну, им давались оскорбительные прозвища и по многу раз будили ночью.
Появились неуставные звания. Так "зверями" именовали младших курсантов, "корнетами" - старших, а "майорами" - выпускников училища.
Называлась царская дедовщина "цук". В некоторой мере, она была добровольной. Буквально, молодой кадет мог отказаться следовать училищной традиции, а жить по уставу. Такого человека переставали обижать, но более не считали "своим". Он получал неуставное звание "красный".
К "красному" относились с презрением как командиры низшего звена, так и офицеры-воспитатели. Самое главное, что по окончанию училища ни один гвардейский полк не принимал его в свою офицерскую среду. Человек превращался в изгоя.
Считалось, что "цук" (дедовщина) способствует лучшей дисциплине и муштре младшим курсантам, а также дает возможность практиковать власть старшим. Подавляющее количество юнкеров предпочитало жить "по традиции" и пройти все "прелести" учебы.
Похожая ситуация складывалась среди рядового состава. В прессе начала XIX века современники писали, что благодаря "цуканью" атмосфера в казармах царила гнетущая и была более характерна для тюремной камеры.