Слободан Милошевич, в этот день (20 августа 1941- 11 марта 2006) родился Президент Сербии
Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же!» из последнего интервью Слободана Милошевича.
Президент Сербии (1989-1997), президент Союзной Республики Югославии (1997-2000) Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) родился 20 августа 1941 года в сербском городе Пожаревац. Начальную школу и гимназию окончил в Пожареваце.
В 1964 году окончил юридический факультет Белградского университета.
После окончания университета Милошевич работал в мэрии Белграда экономическим советником, руководителем службы по организации информационной системы города.
В 1968 году он стал заместителем директора, в 1973 году — директором государственной газовой компании Tehnogas. В 1978 году возглавил белградский банк Beobanka.
В 1984 году Милошевич стал председателем белградского горкома Союза коммунистов Югославии, в 1986 году — председателем президиума ЦК Союза коммунистов Сербии.
На первый план в югославской политике Милошевич выдвинулся в начале 1987 года, когда в сербской провинции Косово разгорелся межнациональный конфликт между этническими албанцами и сербами, которых албанское большинство активно выдавливало с этой исконно сербской территории. Тогда Милошевич обвинил мусульман-албанцев в преследовании православных сербов, чем заслужил себе репутацию сербского националиста.
В мае 1989 года он был избран президентом Сербии, крупнейшей республики в составе союзной Югославии, став фактически лидером всей Югославии.
Затем избирался еще дважды: в 1990 году на первых многопартийных выборах в Сербии, а также на внеочередных президентских выборах в конце 1992 года.
17 июля 1990 года, в день формирования Социалистической партии Сербии, был избран ее председателем.
Во время Боснийского кризиса (1992-1995) западные страны обвиняли Милошевича в оказании военной помощи сербскому населению отделившихся от Югославии республик.
15 июля 1997 года Слободан Милошевич был избран президентом Союзной Республики Югославии (СРЮ).
В 1998 году, когда возобновились выступления албанского меньшинства в Косово с требованием независимости, Милошевич занял непримиримую позицию в отношении сепаратистского албанского движения. В Косово была введена 40-тысячная сербская армия. Президент Югославии был обвинен в проведении этнических чисток и геноциде.
Стремясь заставить сербов пойти на уступки албанцам, страны НАТО с марта 1999 года начали бомбардировки Югославии. Милошевич был объявлен военным преступником, подлежащим юрисдикции Гаагского трибунала.
В начале июня из-за непрекращавшихся бомбардировок президент Югославии принял решение о выводе войск из Косово.
9 июня 1999 года СРЮ и международные силы по руководством НАТО подписали соглашение о прекращении огня, выводе сербских сил из Косово и вводе туда международных сил. Провинция фактически вышла из состава Сербии, в ней было введено международное управление, а большая часть местного сербского населения вынуждена была покинуть родину.
Осенью 2000 года Слободан Милошевич проиграл президентские выборы и был отстранен от власти в результате протестов, организованных оппозицией.
31 марта 2001 года бывший президент был арестован югославскими властями по обвинению в коррупции.
28 июня 2001 года правительство Воислава Коштуницы под давлением США выдало Милошевича Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ) в обмен на обещание разморозить финансовую помощь Белграду в несколько десятков миллионов долларов. Он был доставлен в Гаагу и предстал перед судом МТБЮ в феврале 2002 года.
Милошевич не признал легитимность суда и, отказавшись от услуг адвокатов, защищал себя сам. Опытный юрист, он умело построил защиту, в результате чего прокурорам МТБЮ не удалось доказать ни одного из нескольких десятков выдвинутых против него обвинений, и среди них – в геноциде албанского населения Косово и мусульман Боснии и Герцеговины.
Длительный судебный процесс подорвал здоровье Милошевича. 11 марта 2006 года бывший югославский президент умер в камере тюрьмы Схевенинген в Гааге. Незадолго до смерти Милошевич, имевший проблемы с сердцем, просил направить его на лечение в Москву, но Гаагский трибунал отказал ему в этой просьбе.
Прощание с Милошевичем у Музея Революции в Белграде.
Слободан Милошевич был женат на Мирьяне (Мире) Маркович, с которой познакомился еще в школе. В семье родились двое детей – дочь Мария и сын Марко.
Марко Милошевич и его мать Мира Маркович покинули Сербию вскоре после отстранения Милошевича от власти. Сербские правоохранительные органы считают Милошевича-младшего и Маркович причастными к различным преступлениям.
По информации Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, вдова и сын Слободана Милошевича получили статус беженцев в России в марте 2006 года.
По данным СМИ, дочь Милошевича Мария живет в Черногории.
Цитаты:
★ “События, которые развернулись вокруг наших выборов, также являются частью организованной кампании по очернению нашего государства и народа, поскольку наша страна и наш народ суть барьер для установления абсолютного доминирования Запада на Балканском полуострове.
В нашем обществе уже давно существует группировка, которая под именем оппозиционной политической партии демократической ориентации представляет интересы правительств, осуществляющих давление на Югославию, и особенно на Сербию. Эта группировка на нынешних выборах явилась в качестве демократической оппозиции Сербии. Настоящий хозяин ее – вовсе не их кандидат на пост президента Сербии. Ее многолетний хозяин – председатель Демократической партии и коллаборационист из военного альянса, который воевал против нашей страны. Он не мог даже скрыть этого своего сотрудничества. Впрочем, всей нашей общественности известен его призыв к НАТО – бомбить Сербию столько недель, сколько потребуется, пока ее сопротивление не будет сломлено. Итак, во главе этой организованной группировки на нынешних выборах стоит представитель армии и правительств, которые совсем недавно воевали против Югославии.”
★«…Они не хотят мира и благосостояния для Балкан, они хотят, чтобы это была зона постоянных конфликтов и войн, которые обеспечивали бы им алиби постоянного присутствия. Марионеточная власть, таким образом, гарантирует насилие, обеспечивает долгосрочную войну – всё, что угодно, только не мир. И лишь наша собственная власть гарантирует мир.
Далее. Все страны, которые оказались в положении ограниченного суверенитета, с правительствами, находящимися под влиянием иностранных сил, со стремительной быстротой становились нищими. До такой степени, которая исключает надежду на более праведные и гуманные социальные отношения. Великий раскол на большинство нищих и меньшинство богатых – это картина Восточной Европы последних лет, и все мы ее можем видеть. Эта судьба не обошла бы и нас. И мы бы под контролем и командованием собственников нашей страны быстро приобрели бы огромное количество очень бедных, чья перспектива выбраться из нищеты была бы очень и очень далекой и неопределенной. Меньшинство богатых состояло бы из элиты контрабандистов, которой было бы разрешено быть богатой при условии, что она будет в любом смысле лояльна по отношению к команде, которая решает судьбу их страны.»
★ "Самые ценные национальные богатства при таких условиях станут иностранной собственностью, а те, кто до сей поры ими владел, в новой ситуации будут служащими иностранных фирм у себя на родине.
Вместе с национальным унижением, расчленением государства и социальным крахом будут наблюдаться различные формы социальной патологии, среди которых первой станет преступность. И это ни в коем случае не предположение, но живой опыт тех стран, которые прошли этот путь и от которого мы пытаемся уклониться любой ценой. Столицы криминала находятся отнюдь не на западе, как то было прежде, а на востоке Европы.
Одна из главных задач марионеточного правительства – если таковое придет к власти, – заключается в разрушении национального самосознания. Государства, которыми управляют извне, относительно быстро расстаются со своей историей, со своим прошлым, со своими традициями, со своими национальными символами, со своими обычаями, часто и с собственным литературным языком. Незаметная на первый взгляд, но очень эффективная и жесткая селекция национального самосознания свела бы его к нескольким блюдам народной кухни, каким-нибудь песням-танцам, да к именам национальных героев, присвоенным продуктам питания и косметическим средствам.
Одним из несомненных последствий захвата территории какого-либо государства со стороны сверхдержав в XX веке является разрушение национального самосознания народа, живущего в этом государстве. Из опыта таких государств видно, что народ едва в состоянии уследить за скоростью, с которой он начинает употреблять чужой язык, как свой, отождествлять себя с чужими историческими деятелями, забывая своих, лучше разбираться в литературе оккупантов, чем в родной литературе, восторгаться чужой историей, понося при этом свою, походить на чужаков, но не на самого себя…”
★ «Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все свое: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура. Когда у нас была Югославия и мы были едины, мы ощущали себя великой силой, способной свернуть горы. Теперь, из-за нашей же глупости, национализма, нежелании слышать друг друга Югославии больше нет и мы – прыщи на политической карте Европы, новые рынки для их дорогого барахла и американской демократии.»