Хроники Лени (надеюсь, не сочтут за экстремизм или какую пропаганду!) (46 фото)
Немецкий кинорежиссёр, фотограф, актриса и танцовщица Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Веддинге, рабочем районе Берлина. Через 2,5 года родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был коммерсантом и владел фирмой по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств. Родители Альфреда были родом из Бранденбургской Марки (провинции Бранденбург). В семье было 3-е сыновей и 1 дочь. Мать Лени Рифеншталь — Берта Ида, урождённая Шерлах, родом из Западной Пруссии, где её отец работал строителем — была 18(!) ребёнком в семье и её рождение стоило матери жизни. Отец Берты Иды затем женился на воспитательнице своих детей, родившей ему ещё 3-х.
Родители Лени занимались развитием у дочери художественных наклонностей. В течение 5 лет дважды в неделю отец возил её на уроки музыки. Девочка с успехом выступала на концерте школьников в Берлинской филармонии с сонатой Бетховена. Лени была одарённой в музыке и живописи, но настоящую страсть испытывала к танцу. Итальянский музыкант Ф. Бузони, увидев, как она танцует под его музыку, написал специально для неё вальс-каприз, впоследствии ставший одним из самых популярных номеров Лени.
В 12 лет Лени разрешили вступить в спортивный плавательный клуб Meerjungfrau/Русалка, где участвовала в соревнованиях и получала призы, но после неудачного падения с 5-метровой вышки плавание пришлось оставить. После этого она вступила в ряды гимнастического союза, но и здесь также периодически получала травмы, так как ещё и училась кататься на роликах и коньках.
В 1918 году она успешно закончила обучение в Кольморгенском лицее Берлина и без разрешения отца (но при поддержке матери) стала-таки брать уроки танцев. После первого публичного выступления между отцом и дочерью произошла неплохая ссора. Чтобы избежать отправки в интернат для девушек, Рифеншталь поступила в государственное художественное училище в Берлине и некоторое время изучала в нём, устраивающую отца, живопись.
В 1919 году отец отправил её в пансион в Тале. Там Лени тайно продолжила заниматься танцами, играла в театральных постановках и участвовала в представлениях местного «театра под открытым небом». По прошествии года ей разрешили покинуть пансион. Так в 1920 году Лени стала секретарём на предприятии отца. Она училась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту и… могла открыто брать уроки танцев и выступать на публике. Кроме того, играла в теннис. После очередной ссоры, приведшей, в конце концов, к уходу Лени из родительского дома, отец перестал сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.
C 1921 по 1923 год Рифеншталь обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и дополнительно изучала харАктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на 1,5 года уехала в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали игра в камерных постановках Немецкого театра/Deutsches Theater в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине, Цюрихе, Инсбруке и Праге, однако старый разрыв связок поставил крест на дальнейшей её карьере танцовщицы.
В 1924 году Лени переехала в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручилась с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом (помолвку, правда, потом сама же и расторгла).
В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац Лени посмотрела фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919), который произвёл на неё такое впечатление, что она отправилась в горы, чтобы увидеть все показанное в фильме своими глазами. Рифеншталь даже встретилась с исполнителем главной роли — Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявил к ней большой интерес. В то время, как после разрыва мениска она легла в больницу на операцию, Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». После выздоровления в Доломитовых Альпах начались съёмки фильма, премьера которого состоялась 17 декабря 1926 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Так танцовщица стала актрисой.
Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь научилась кататься на лыжах и лазать по скалам. Она исполнила главные роли в фильмах «Большой прыжок» (1927), «Белый ад Пиц-Палю» (1929), «Бури над Монбланом» (1930) и «Белое безумие» (1931).
О влиянии Фанка Рифеншталь рассказывала: «Он был мастером монтажа и я, конечно, неосознанно кое-чему у него научилась. Я хочу заметить, что влияние доктора Фанка на мои фильмы было очень большим. Это, прежде всего, касается вИдения — он был хорошим фотографом, т.к. пришёл из фотографии, и как-то передал это своим кинооператорам».
В 1927 году, на съёмках фильма «Большой прыжок», Рифеншталь познакомилась с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, и они 3 года жили вместе. Чуть позже, в Берлине, состоялось её знАковое знакомство с «топовыми» режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города»), а также писателем Эрихом Марией Ремарком.
В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В том же году появилась её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». С этого момента она регулярно публиковала репортажи о съёмках фильмов.
В 1928 году Лени снялась в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов».
В 1932 году Рифеншталь сняла свой первый фильм «Голубой свет». Основав собственную фирму «L.R. Studiofilm», она убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 000 марок. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью Рифеншталь также отвечала и за производство.
Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роль, совсем не похожую на те, которые играла у Фанка, когда женщина всегда находилась на заднем плане, а главным компонентом являлись горы. Однако у Фанка она позаимствовала не только формальные элементы, но и сюжет его «горных фильмов». Рифеншталь работала также с исполнителями и операторами Фанка. Вместе с венгерским писателем и теоретиком кино Белой Балажем она написала для самой себя главную роль девушки, к которой в силу её загадочности с недоверием относились жители горной деревни. В фильме «Голубой свет» горы стали одновременно декором и элементом действия, но не столь определяющим, как у Фанка. Спорт, приключения и комедийность фильмов Фанка были вытеснены у Рифеншталь мистикой и миром волшебства.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль. Рифеншталь совершила поездку в Лондон, где её фильму был оказан восторженный приём. Позднее она напишет: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грёз, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грёз…»
Несмотря на отрицательные отзывы берлинских критиков, фильм стал приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаж как соавтор сценария предъявил к Лени денежные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, а также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик»/Der Stürmer — Юлиусу Штрайхеру: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга — издателя „Der Stürmer“ — представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балажа».
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые побывала на выступлении Адольфа Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае написала ему письмо с просьбой о личной встрече. Вскоре они встретились. Затем Рифеншталь отправилась вместе с летчиком Эрнстом Удетом в Гренландию на съёмки фильма Фанка «SOS — айсберг» (S.O.S. Eisberg, 1933). Премьера фильма состоялась 30 августа 1933 года в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо». Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo» и лекций перед показом фильма в кинотеатрах сложилась книга, опубликованная в 1933 году. Рифеншталь снова встретилась с Гитлером, а также познакомилась с Йозефом Геббельсом и его супругой. «Единственная из всех звёзд, кто нас понимает», — напишет после о ней Геббельс. После II мировой войны сама Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.
В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о V съезде НСДАП (NSDAP/Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) в Нюрнберге, — «партсъезде победы». Она работала с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем, сама занималась монтажом. Продюсером выступило министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём, наряду с Гитлером, большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё носил характер репортажа, содержал много случайного и несистематизированного материала и стал, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, продемонстрировав неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.
В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, — «съезде единства и силы», самого дорогостоящего и нашумевшего неигрового фильма нацистского периода, отмеченного печатью: «Создан по заказу фюрера». При этом Гитлер лично дал ему название. Для этого Рифеншталь основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался НСДАП. Режиссёр осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась группа из 170 помощников, 35 операторов и 30 камер, которые закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях и позволяли вести съёмку всех мероприятий съезда одновременно с нескольких точек. Было отснято более 200 часов материала. Фильм рождался за монтажным столом. На монтаж ушло 7 месяцев. В результате хронометраж фильма составил всего 114 минут. Музыку к нему написал композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо».
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать «художественный фильм», а не хроникальный репортаж: «Он не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Их должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». (Der Deutsche, 17.01.1935)
Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. В нём она создала кинематографическую симфонию движения, в которой вездесущий Гитлер являлся главным исполнителем даже в том случае, когда его не было на месте событий. Ритм и движение использовались при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного участия в партийном съезде. Рифеншталь всегда подчеркивала документальный характер фильма, то есть объективное изображение реального события. Однако её работа с документальным материалом привела к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.
В силу того, что «Триумф воли» наилучшим образом соответствовал представлениям национал-социалистов о самих себе, партийное руководство объявило его образцом удачной национал-социалистической пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус. Рифеншталь получила государственный приз 1934/1935 года, приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет вышла и книга «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
В «Триумфе воли» не нашёл полного отражения вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принял участие в съезде НСДАП. Поэтому следующей работой Рифеншталь стал 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Он был снят на очередном съезде НСДАП в сентябре 1935 года. Фильм создавал настроение лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против света. Затем следовали командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины были стереотипными, а композиция предстала неубедительной. Премьера состоялась 30 декабря 1935 года.
Впоследствии Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимала под документальным такой фильм, который отражал дух и атмосферу мероприятия.
В 1935 году режиссёр встретилась с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета Летних Олимпийских игр в Берлине 1936 года. 9 декабря 1935 года была учреждена фирма «Olympia-Film GmbH», владельцами которой стали Лени и её брат Хайнц. На следующий день Геббельс официально объявил о том, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Министерство же выступило и в качестве финансиста фильма.
В 1936 году в ходе подготовки к фильму Рифеншталь посетила IV зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встретилась в Риме с Бенито Муссолини.
В мае 1936 года начались кинопробы для фильма «Олимпия». К работе над фильмом были привлечены известные кинооператоры, такие как Вальтер Френтц, Вилли Цильке, Гуцци Ланчнер, Ханс Эртль. Совместно с Рифеншталь они создали и применили много новых кинотехнических приёмов (например, камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составило 170 человек. Сразу же после съёмок в июле-августе 1936 года начался монтаж, который длился почти 2 года.
Премьера фильма «Олимпия» (1-я часть «Праздник народов», 2-я часть «Праздник красоты») состоялась в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» 20 апреля 1938 года. А 1 мая 1938 года Рифеншталь получила за фильм государственную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый зарубежный показ. 31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции.
Ориентированные на формально-эстетические признаки поклонники Рифеншталь до сих пор подчеркивают международный успех фильма в силу блестящей операторской работы и тонкой организации отснятого материала.
Лейтмотивами обеих частей фильма стали состязание, красота и гармония. Его эстетика соответствовала фильмам о партийных съездах. Патетический голос диктора, героизация спортсменов, общий пафос и монументальная символика работали на тот образ Германии, который её национал-социалистические руководители хотели создать у мировой общественности.
Немецкий киновед Петер Новотны писал: «Происхождение, образование, представления об искусстве и ранний успех Рифеншталь способствовали тому, что она занималась творчеством и при фашизме. Она представляет собой яркий пример тому, как художник благодаря документальному изображению может сохранить свободу искусства, объективно сотрудничает с национал-социалистическим государством».
Рифеншталь, которая не обошла стороной и выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех «Олимпии» в Штатах. И действительно, кинокомпания MGM пригласила её посетить США. 4 ноября 1938 года режиссёр приехала с фильмом в Нью-Йорк. Однако, вскоре из Германии пришло известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. 24 ноября 1938 года она приехала в Голливуд, где встретилась с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известным также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Соединенных Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из 10 лучших фильмов мира. Он стал образцом для многих последующих спортивных фильмов и репортажей. А в ноябре 1957 года в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге вышла подготовленная Рифеншталь новая редакция фильма. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона», однако проект не пользовался успехом. В 1967 году Рифеншталь сделала англоязычную версию фильма, предназначенную для показа по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
Вернувшись в Европу, Лени выступила в Париже с лекцией «Является ли кино искусством?». В 1939 году для съёмок экранизации трагедии Генриха фон Клейста «Пентесилея» она основала собственную фирму «Leni Riefenstahl Film GmbH», работала над сценарием и также занималась подготовкой съёмок. Однако работа прервалась 1 сентября 1939 года из-за начала II мировой войны. Рифеншталь и её сотрудники поступили в действующую армию в качестве военкоров для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта мирных жителей в городе Коньске 12 сентября 1939 года привели её в ужас, и она отказалась от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.
В новой гитлеровской столице мира — Германии — было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м².
Затем Лени начала переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве фильма «Долина» и вместе с Харальдом Райнлем работала над сценарием фильма. В основе сюжета — конфликт крестьян-горцев с крупным землевладельцем из долины. Съёмки начались 6 августа 1940 года в Испании, а затем были перенесены в Баварию. Чтобы воссоздать испанский колорит в Баварских Альпах, Лени озаботилась поисками «южных типажей». В качестве статистов были привлечены 68 цыган из пересыльного лагеря Максглан, под Зальцбургом. Впоследствии почти все «неарийские» статисты «Долины» погибли в лагерях или были расстреляны. После войны это стало причиной многочисленных судебных процессов против режиссёра…
В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли — танцовщицы фламенко. Однако работа над фильмом была заморожена из-за её болезни. Летом 1943 года съёмки были продолжены в Испании. По личному распоряжению Гитлера финансирование фильма осуществляло министерство экономики. В ноябре 1943 года Рифеншталь переехала из Берлина в тирольский Кицбюэль и перевезла сюда бОльшую часть отснятого материала. Последние съёмки состоялись в сентябре 1944 года на студии Баррандов в Праге. Работа над фильмом продолжалась вплоть до окончания войны.
На съёмках фильма «Долина» Рифеншталь познакомилась со своим будущим мужем Петером Якобом. Лейтенант альпийских стрелков Якоб находился в Австрии на отдыхе после ранения и снимался в кино в качестве каскадёра. Впоследствии он воевал на восточном фронте (за полярным кругом) и в Италии. Рифеншталь и Якоб поженились 21 марта 1944 года в Кицбюеле.
30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз встретилась с Гитлером в его резиденции Бергхоф.
Летом 1944 года умер её отец, на восточном фронте погиб брат Хайнц, который по доносу был обвинён в покупке мяса на чёрном рынке и пораженческих высказываниях, лишён брони и отправлен в штрафной батальон.
6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге. А тем же летом развелась с Петером Якобом.
1 декабря 1948 года в Виллингене Лени прошла процесс денацификации (комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии).
После краха нацистского режима Рифеншталь утверждала, что всегда была аполитичным художником, который в то время не осознавал всей чудовищности нацистского режима.
В 1948 году в одном из писем она признавалась: «Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением».
В том же году её фильм «Олимпия» получил Золотую медаль Международного олимпийского комитета.
1 мая 1949 года журнал «Ревю» опубликовал статью с упрёками в адрес Рифеншталь в связи с привлечением цыган из лагеря Максглан на съёмки фильма «Долина». А 6 июля состоялся повторный процесс денацификации, вновь её оправдавший.
23 ноября 1949 года состоялся процесс против «Ревю», опубликовавшего статью о съёмках фильма «Долина».
В начале 1950 года в ходе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана «попутчиком нацизма».
21 ноября 1951 года в Риме состоялась премьера новой монтажной и звуковой версии фильма «Голубой свет».
11 февраля 1954 года в Штутгарте состоялась премьера фильма «Долина», который не пользовался успехом. В одном из последних своих интервью 100-летняя Рифеншталь сказала: «Я не буду говорить о цыганах. Это очень сложная, очень трудная тема… Коснувшись её, я вынуждена буду всё отведённое для интервью время говорить только о цыганах…»
Новые проекты, которые Рифеншталь готовила в Италии и Испании, реализовать не удалось отчасти по причине их высокого бюджета и нехватки денег. Это привело к тому, что она прекратила заниматься кино и увлеклась фотографией. В апреле 1956 года, в возрасте 53 года, она впервые совершила поездку в Африку: сначала в Кению, потом в Судан — и упоенно снимает стройных нагих мужчин и женщин, которые так экзотичны, бесконечно наивны и так любят её, пожилую белую женщину со странной коробкой в руках. Она учит их язык, путешествует по соседним регионам, знакомится с племенами масаи, динка, шиллук. В 1973 году в свет выходит фотоальбом «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году — «Нуба из племени кау». Именно Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих глянцевых журналах — «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek», «The Sun». Позже, в период между 1962 и 1977 гг., она с фотоаппаратом несколько раз пересекла нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь местных племён.
Некоторые критики увидели в её фотоснимках выражение «фашистской эстетики», утверждали, что фотографии нубийцев продолжают традиции фильма «Олимпия», и так же пропагандируют культ тела, а чернокожих она снимает якобы потому, что чёрный — цвет нацистской формы. В своей статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые большие темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и тёмного». Рифеншталь парировала: «Да, я снимаю красивые тела. Меня привлекают эстетические темы, а не отрицательные».
В 1974 году на Мальдивах в возрасте 71 год Лени впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и с камерой для подводной съёмки. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Коралловый рай» (другое название — «Подводные впечатления»). За последние 30 лет своей жизни она совершила более 2000 погружений!
В августе 1987 года вышли воспоминания Лени, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Японии стали бестселлером.
В 1993 году Рифеншталь дала большое интервью в посвящённом ей фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии.
В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь. А 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвящённая ей выставка.
В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил Лени Золотую медаль Международного олимпийского комитета (присужденную ещё в 1948 году). В том же году Рифеншталь впервые посетила Россию.
В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой 100-летний юбилей в кругу друзей и поклонников (среди прочих, например, Зигфрид и Рой).
В 2003 году выходит в свет документальный фильм Мюллера «Мечта об Африке», съёмки которого проходили несколькими годами ранее. Судан раздираем Гражданской войной. 97-летняя Лени под видом миссис Джейкоб в компании своего оператора и спутника жизни отправляется в свой любимый Судан на несколько месяцев. Чтобы попасть в глубь страны, приходится буквально пробираться под огнём. Уже на обратном пути видавший виды вертолет, на котором летела съёмочная группа, терпит крушение, не долетев до столицы страны — Хартума 350 км. Лени отделалась 2 сломанными рёбрами. А ведь её просили не совершать такого длительного путешествия, поберечь себя. На что она ответила: «Конечно, в моём возрасте это не так просто и, возможно, рискованно, но моя единственная цель — снова найти моих друзей и прежде всего — попытаться найти способ им помочь»
8 сентября 2003 года, через 2,5 недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в своём доме в городке Пёккинге на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.
У Рифеншталь не было детей. В фильме «Мечта об Африке» она высказала сожаление по этому поводу.
12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября урна с прахом Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.
Фильмография Лени Рифеншталь:
Режиссёрские работы: 1932: Das blaue Licht/«Голубой свет», 1933: Der Sieg des Glaubens/«Победа веры», 1935: Triumph des Willens/«Триумф воли», 1935: Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!/«День свободы! — Наш вермахт!», 1938: Olympia/«Олимпия», Teil.1: Fest der Völker/ Ч.1-я «Праздник народов», Teil.2: Fest der Schönheit/ Ч.2-я «Праздник красоты», 1954: Tiefland/«Долина», 2002: Impressionen unter Wasser/«Коралловый рай», 2003: Ein Traum von Afrika/«Мечта об Африке» (сделан по мат. архивов Л. Рифеншталь, реж.: Р. Мюллер).
Актёрские работы: 1925: Wege zu Kraft und Schönheit — Ein Film über moderne Körperkultur/«Пути к силе и красоте — фильм о современной физической культуре», 1926: Der heilige Berg/«Священная гора» (реж.: А. Фанк), Der große Sprung/«Большой прыжок» (реж.: А. Фанк), 1928: Das Schicksal derer von Habsburg/«Судьба Габсбургов» (реж.: Р. Раффе), 1929: Die weiße Hölle vom Piz Palü/«Белый ад Пиц Палю» (реж.: А. Фанк и Г. Пабст), 1930: Stürme über dem Montblanc/«Бури над Монбланом» (реж.: А. Фанк), 1931: Der weiße Rausch — neue Wunder des Schneeschuhs/«Белое безумие — новое лыжное чудо» (реж.: А. Фанк), 1932: Das blaue Licht/«Голубой свет», 1933: SOS — Eisberg/«SOS — айсберг» (реж.: А. Фанк), 1954: Tiefland/«Долина», 1993: Die Macht der Bilder/«Власть образов» (реж.: Р. Мюллер), 2003: Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika/«Лени Рифеншталь — мечта об Африке» (реж.: Р. Мюллер), 2002: Impressionen unter Wasser/«Подводные впечатления».
Нереализованные проекты: 1933: Mademoiselle Docteur/«Мадмуазель доктор», 1939: Penthesilea/«Пентесилея», 1943: Van Gogh/«Ван Гог», 1950: Der Tänzer von Florenz/«Танцовщик из Флоренции», 1950: Ewige Gipfel/«Вечные вершины», 1950-1954: Die roten Teufel/«Красные дьяволы», 1955: Kobalt 60/«Кобальт 60», 1955: Friedrich der Große und Voltaire/«Фридрих Великий и Вольтер», 1955: Drei Sterne am Mantel der Madonna/«Три звезды на плаще Богородицы», 1955: Sonne und Schatten/«Солнце и тени», 1955-1956: Die schwarze Fracht/«Чёрный груз», 1957: Afrikanische Symphonie/«Африканская симфония», 1959-1960: The blue Light/«Голубой свет» (на англ.яз.), 1961: Der Nil/«Нил», 1962-1963: Afrikanisches Tagebuch/«Африканский дневник», 1964-1975: Allein unter den Nuba/«Одна среди нубийцев».
Книги: «Борьба в снегах и во льду»/Kampf in Schnee und Eis (Verlag Hesse & Becker, Leipzig 1933), «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии»/Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films (Franz Eher Nachf., München 1935), «Красота олимпийской борьбы»/Schönheit im olympischen Kampf (Deutscher Verlag (Ullstein-Verlag), Berlin 1937), «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды»/Die Nuba — Menschen wie von einem anderen Stern (Paul List Verlag, München 1973), «Нубийцы из племени Кау»/Die Nuba von Kau (Paul List Verlag, München 1975), «Коралловые сады»/Korallengärten (List-Verlag, München, 1978), «Моя Африка»/Mein Afrika (List-Verlag, München, 1982), «Мемуары»/Memoiren (München — Hamburg, 1987), «Чудо под водой»/Wunder unter Wasser (München, 1990). «Нубийцы»/Die Nuba (Köln, Lizenzausgabe) — издание, объединяющее в одном томе две книги «Die Nuba» (1973) и «Die Nuba von Kau» (1976).
Источники:
https://www.moya-planeta.ru/travel/view/jestetika_tela_i_nichego_bolshe_42964/zen.yandex.com
https://diletant.media/articles/27773628/
- 10 лучших фильмов Пьера Ришара: главного чудака французского кино
- 10 лучших фильмов Роберта Де Ниро: харизматичного гангстера и просто отвязного парня
- Дочери Сильвестра Сталлоне в мини-платьях стали главными звездами премьеры фильма «Синяя бездна-2»
- 15 образов от девушки из Техаса, которая мило и узнаваемо косплеит героев кино, мультиков и видеоигр
- Историю Голливуда распродадут по кусочкам