Рейтинг самых наглых захватчиков (10 фото)
Даже кролики могут стать агрессорами — для этого их достаточно перевезти («интродуцировать», как говорят учёные) в такое место, где они будут лишены многих естественных врагов. Что, собственно, и произошло в Австралии, после того как фермер Томас Остин решил выпустить на свободу две дюжины «ушастых».
Говорят, что кудзу (пуэрария дольчатая) — это месть японцев, употребляющих данное растение в пищу, за Вторую мировую войну. В США оно было завезено для борьбы с эрозией глинистых почв, однако на новой для себя территории кудзу моментально стал злостным сорняком.
Тёмный тигровый питон — пример того, как одичавшие «домашние животные» могут нанести вред экосистеме, что произошло во Флориде по вине сердобольных любителей «экзотики». Теперь питоны поедают редких птиц и даже молодых аллигаторов в национальном парке Эвергейлдс, и их приходится истреблять.
В 1890 году богатый аптекарь Юджина Шеффелин торжественно выпустил в Центральном парке Нью-Йорка 60 европейских скворцов, ещё через год — 40. Вряд ли он подозревал, что «подарок» будет причинять ущерб сельскому хозяйству на сумму $1 млрд ежегодно, не говоря уже о многочисленных авиакатастрофах, спровоцированных бесноватыми стаями переселенцев.
В обратном направлении последовала каролинская белка. Так уж получилось, что в сравнении со своей рыжей родственницей она не только лучше приспособлена к жизни в городской черте, но и ведёт себя наглее. Кроме того, каролинская бела крупнее и сильнее рыжей, к тому же разносит вирус, к которому у других белок нет иммунитета. Вторжение привело к тому, что численность рыжих белок на Туманном Альбионе значительно сократилась. По британским законам серая белка считается вредителем, и охота на неё всячески поощряется.
Думаете, инцидент с кроликами чему-то научил австралийцев? Отнюдь. В 1935 году на континент завезли огромных ядовитых тростниковых жаб ага — для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. На новом месте 60 тыс. жаб уничтожать вредителей не захотели, зато им понравились местные ящерицы, лягушки, пчёлы и даже мелкие звери. Отравив жертву кожными выделениями, тростниковая жаба способна за пару дней сожрать мелкого кенгуру.
Схожая дилемма в Новой Зеландии — главным «виновником» критического уменьшения популяции редчайших птиц киви стала… домашняя кошка. Представьте, какое раздолье устроили новозеландские мурки и рыжики с нелетающими киви, которые ни улететь, ни убежать просто не в состоянии.
На третьем месте нашего рейтинга — змееголов. Этот пресноводный «зубастик» не только выглядит грозно, но и ведёт себя соответствующе, давая фору по прожорливости и агрессивности любой щуке. «Козырем» змееголова является то, что он с лёгкостью переносит дефицит кислорода. Может жить вне воды до пяти суток, переползая между водоёмами на значительные расстояния. В 2013 году змееголов попал на территорию США… Можно только посочувствовать местным пресноводным рыбам!
Предельно агрессивный захватчик — африканизированная пчела — была выведена человеком и случайно выпущена на волю, словно какой-то вирус. В Бразилии, где она впервые появилась в 1957 году и с тех пор убила тысячи человек, её называют не иначе как «пчелой-убийцей». Рой африканизированных пчёл нападает на любое животное, которое появилось в радиусе пяти метров от улья, преследуя «жертву» полкилометра. Сейчас эти пчелы неуклонно продвигаются на север к Канаде, вытесняя своих более слабых сородичей.
Ну, и короли приспособляемости — это, конечно, обыкновенные крысы. В настоящее время они встречаются на всех континентах мира, кроме Антарктиды. Завоевать мир серым крысам удалось благодаря пассивному расселению, в основном, на морских судах, склонности к синантропии, всеядности, высокой исследовательской активности, быстрой обучаемости и предельно высокой плодовитости.